Рекомендации Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях учителя -дефектолога.
Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога.
Содержание работы учителя-дефектолога в образовательном учреждении исходит из необходимости обеспечения своевременной специализированной помощи в освоении обязательного минимума содержания образования детям с ЗПР, испытывающим трудности обучения в классах КРО.
Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. Основной формой ее организации являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.
Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР может существенно повысить возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.
Известно, что дети с ЗПР имеют характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время работы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях (Т.В. Егоровой, З.И. Калмыковой, И.А. Коробейникова, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Менчинской, Г.Б. Шаумарова и др.) отмечаются поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Особо выделяются дети с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых более выраженные нарушения умственного развития обусловлены резидуально-органической недостаточностью центральной нервной системы.
Особенностью работы дефектолога по формированию приемов мыслительной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Также важно предусматривать перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке, связанность коррекционных программ специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.
Поэтому формирование приемов на занятиях дефектолога должно обеспечивать постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривать «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывать индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.
Перечисленные выше аспекты коррекционной работы реализуются в следующих психолого-педагогических условиях, способствующих формированию приему:
1. Первое условие основывается на известном положении Л.С. Выготского «о единстве аффекта и интеллекта». Для определения уровня интеллектуальных возможностей ребенка учитывается «зона его ближайшего развития» не только в интеллектуальном аспекте, но и в эмоциональном. В связи с этим на занятиях осуществляется определенное структурирование внешней развивающей среды, которое включает:
создание благоприятной эмоциональной ситуации, предусматривающей: демократический стиль общения, организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействия со сверстниками (работа над заданием по подгруппам);
активизацию познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента деятельности посредством использования игровых приемов, элементов соревнования, эффекта новизны и т.п. на всех этапах деятельности ребенка;
формирование «адекватной реакции на неуспех» (по терминологии Н.Л. Белопольской).
2. Формирование обобщенных приемов, которые используются на разном учебном материале и не зависят от его конкретного содержания, тем самым оказывая существенное влияние на умственное развитие учащихся.
3. Формирование приема на наглядной основе, в одних случаях с использованием практических, «внешних» действий, в других путем оперирования наглядными образами, т.е. осуществляется переход от «внешних» действий к умственным.
4. Формирование приемов в определенной логической последовательности путем поэтапного перерехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной.
5. Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования приема умственной деятельности. Слабость речевой регуляции деятельности, отмеченная у детей с ЗПР (В.И. Лубовский, Г.И. Жаренкова и др.), обусловливает необходимость включения речевого проговаривания действий во все этапы формирования приема с целью повышения осознанности усваиваемого материала.
6. Учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи, на вербальном и невербальном уровнях.
Соблюдение данных условий значительно повышает уровень усвоения приемов мыслительной деятельности учащимися с ЗПР, что оказывает существенное влияние на их умственное развитие и возможности обучения.
Список используемой литературы:
Гончарова Е. Л. Методика оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии // Дефектология. – 2001. – №3. – С. 81-96.
Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М.: Просвещение, 1968. – 288 с.
Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
Шевченко С. Г. К вопросу об умственном и речевом развитии детей с ЗПР // Дефектология. – 1994. – № 1. – С. 15–18.
ГБОУ Архангельской области
«Цигломенский детский дом»
Учитель-дефектолог
Попова Нина Николаевна
Г. Архангельск, 2014
13PAGE 15
13PAGE 14315