Открытый урок по теме: Жить — родине служить
Тема урока: Жить – Родине служить. Согласный звук [й]. Буквы Й й
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы й; развития речи, памяти, логического мышления; формировать патриотические чувства учащихся.
Планируемые результаты (предметные)
Определяют особенность буквы й; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ на заданную тему.
Личностные результаты
Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [j’], буквы Й, й.
Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им.
Оборудование
Компьютерная презентация.
Презентация на доске.
Ход урока
I Организационный момент
Сегодня у нас на уроке много гостей, которых мы очень рады видеть.
Мы начинаем урок
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Проверим готовность к уроку, сядьте правильно, как сидят на плакате дети.
Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Звуков и Букв. Но, чтобы совершить новые для нас открытия, нам, как настоящим путешественникам в пути, понадобятся наблюдательность, внимание, умение работать в парах, полученные ранее знания тоже будут нужны.
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка
Как вскрикивают от испуга?
Ой!
Какой новый звук вы сейчас произнесли?
III. Постановка учебной задачи
Определите тему урока.
Что мы будем делать на уроке?
Сегодня мы будем учиться распознавать звук [j’] в словах, научимся обозначать звук [j’] буквой й
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности
Назовите транспорт, который перевозит пассажиров.
Отгадайте загадку
Дом на рельсах тут как тут,Всех умчит он в пять минут.Ты садись и не зевай.Отправляется…
Трамвай
Откроем азбуку на стр. 35.
– Рассмотрите изображение трамвая и схему к этому слову.
Откроем тетрадь по печатанью и выполним слого- звуковой анализ слова трамвай.
Назовите последний звук в слове трамвай.
Где он находится?
Чем мажут маленькую царапинку, ранку.
Йодом. Составим схему к слову йод.
Отгадайте загадку.
Закипит — исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. — Эй, сними меня! — кричит. (Чайник)
В каком месте здесь находится звук [j’]
В середине слова
Посмотрите в азбуку и дайте характеристику звуку [j’]
Согласный, звонкий, мягкий, непарный
Какой буквой обозначается звук [j’]?
Букву Й зовут «И кратким». И как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши.
На что похожа бука Й
И надела поясок, Н надела поясок. Буква Н надела ровно, Буква И — наискосок. Ты ей шляпку подари — Станет краткой Буква И.
Назови слова со звуком [й'] по картинке.
V Чтение слов с новой буквой.
Прочитай слова цепочкой
Сильный, хоккей, шайба, йод, линейка, лайка, соловей, змей, троллейбус, чай, чайка.Назови слова, состоящие из двух слогов.
Поиграем в игру «Угадай»
Что мы пели, угадай? Каравай.
Что нам пели, угадай? Баю- бай
Что за месяц, угадай? Месяц май.
Что в стакане, угадай? Сладкий чай.
Самостоятельно прочитайте слова в столбиках. Азбука, стр. 35
Прочитайте слова, где буква й стоит вначале слова, в середине слова?
VI Поиграем с буквами и словами
Какой может быть человек? Придумай слова с Й на конце.
Добрый, злой, смелый, смешной, верный, хитрый, сильный…
Отгадай ребус.
100 й
Самостоятельно прочитайте слова в столбиках. Азбука, стр. 35
VII Физкультминутка
Птичья зарядка
Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
В. Берестов
А теперь послушайте песню и кажите о чём она?
Песня о России.
А чем является для нас Россия?
Нашей родиной.
VIII Работа над чтением, с текстом К. Д. Ушинский Наше Отечество
Мы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.
Откройте страницу азбуки 86 и прочитайте, как называется текст, который будем читать? А кто написал?
К. Ушинский.
Это произведение написал К. Д. Ушинский, великий русский педагог и писатель.
Чтение рассказа по частям . Беседа.
Как писатель называет нашу Родину?
Почему Россию называют Отечеством?
Почему называют Родиной?
А почему называем её матерью?
Какие страны вы знаете?
Почему у нас одна родина?
Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.
Человек учится говорить со слова «мама». Хлеборобы и крестьяне всегда благодарили за урожай «Землю - матушку».
Воины, защищающие Отчизну , идут в бой со словами «За Родину – мать». О матери помнят всегда: и в дни радости, и в дни тревог.
Наше отечество, наша родина - матушка Россия.
Откройте азбуку стр. 34 и прочитайте пословицу.
Жить – Родине служить.
Обсудите друг с другом, что значит служить Родине?
Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу. Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.
Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, что изображено на ней?
IХ Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией.
Чтение пословиц и объяснение. Стр. 34
Кого вы видите на иллюстрации, чьё имя связано с основанием нашего города?
Петра I
А хотели ли вы отправиться в прошлое и познакомиться с Петром I?
А на чём мы туда отправимся?
На машине времени.
Тогда в путь.
К запуску машины времени приготовиться!
Есть приготовиться!
Включить контакты!
Есть включить контакты!
Завести моторы!
Есть завести моторы!
5, 4, 3, 2, 1. Пуск!
Ура!
Появление Петра I и его рассказ, связанный с деятельностью в Липецке.
Работа по иллюстрации, стр. 35
Посмотрите на иллюстрацию, стр. 35, сделайте предположение о ком пойдёт сейчас чтение текста?
От чьего имени ведётся рассказ?
0 ком он рассказал нам?
Кем был на войне его дедушка?
Прочитайте первую часть рассказа ещё раз и скажите, какую награду получил дедушка на войне.
Какие награды вы ещё знаете?
О какой войне идёт речь в тексте?
Кто может рассказать о своих родственниках, воевавших в Великую Отечественную войну?
Кого называют героем? Что значит слово отвага?
Как называют людей, которые прошли войну? (Ветераны.)
В нашей стране высоко ценится боевой и военный подвиг людей. В какой праздник собираются все ветераны и вспоминают войну, победу над врагом, встречаются со своими однополчанами? (9 Мая — День Победы.)
Расскажите стихотворение о войне.
Х Рефлексия. Оценка успехов
С какой новой буквой мы с вами познакомились?
Что вы можете о ней рассказать?
О чём вы ещё узнали на уроке, что затронуло ваши души?
Какой праздник называют праздником со слезами на глазах?
Спасибо за урок. Урок окончен.