Проект по нравственно – патриотическому воспитанию у детей в старшей логопедической группе «Жить – Родине служить»
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 44 «Золушка»
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию
у детей в старшей логопедической группе
«Жить – Родине служить»
Разработали:
Имамиева Венера Камилевна-
воспитатель высшей кв.категории, пед. стаж работы в ДОУ 26 лет
Саетова Айгуль Газизяновна-
учитель-логопед 1 кв. категории , пед.стаж работы в ДОУ 11 лет
г. Набережные Челны, 2015.
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию у детей в старшей логопедической группе
«Жить – Родине служить»
Актуальность проекта: Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферу. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к Родине.
Цель проекта: Знакомить с историей Российской Армии и ее ролью в современном обществе, воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.
Задачи:
Обучающие:
Расширять обобщенные представления детей о Российской Армии, ее функциях.
Продолжать знакомство с военными профессиями; показывать их общественную значимость.
Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Коррекционные:
Совершенствовать грамматический строй речи, словообразование.
Развивать связную речь.
Развивающие:
Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военной тематики.
Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект
Воспитывающие:
Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине;
Воспитывать будущих защитников Отечества;
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Вид проекта: Короткосрочный
Продолжительность: 2 недели
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, педагоги.
Ожидаемые результаты:
Сформированность патриотических чувств в процессе реализации целей и задач проекта.
Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо Родины.
Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Этапы формирования
ООД
Лексический словарь
Работа с детьми
Работа с родителями
Подготовитель-ный этап
Окружающий мир
«Защитникам Родины славу поем!
Музыка
Прослушивание записей песен
народная песня «Дубинушка»,
«Прощание славянки» (музыка В. Агапкина)
Разучивание песни «Бравые солдаты» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филипенко)
Физкультура
Разучивание и проведение подвижных игр: «Товарищеская выручка».
«Поднять якорь»,
«Строевые команды».
Лепка (барельеф)
«Кружка для папы»
Рисование
По сюжетам былин, русских народных сказок и сказок А С. Пушкина.
Татарский язык
Просмотр студия
«Татармультфильм» по произведениям Г. Тукай «Туган авыл».
Существительные: Защитник. Родина. Отечество, страна, армия, профессия, воин, пограничник, ракетчик, моряк, летчик, танкист, богатырь, солдат, герой, граница, застава, собака. ракета, самолет, танк, гусеницы, башня, орудие, ружье, автомат, пуля, щит. меч. кольчуга, корабль, палуба, якорь, шлем, бескозырка, фуражка, каска, форма, знамя, парад, враг.
Прилагательные: Военный, смелый, храбрый, опасный, мужественный, героический, сильный, почетный, российская, непобедимая, крепкая, легендарная
Глаголы: Защищать, охранять, воевать, стрелять, гордиться, сражаться.
Наречия: Храбро, отважно, смело, решительно, опасно, мужественно.
Рассматривание предметов обмундирования и знаков отличия, открыток, фотографий, картинок с изображением различных родов войск, памятников воинам, обелисков.
Беседа о русских богатырях, рассматривание их доспехов.
Чтение русских народных сказок и былин. Рассматривание иллюстраций в книгах и картины В. Васнецова «Богатыри».
Загадывание загадок на военную тематику.
УМК
Просмотр студия
«Татармультфильм» по произведениям Г. Тукай «Ак барс».
НРК
Чтение
«Мой пес» М.Джалиль.
« Красная ромашка»
Р. Мустафин
Конструирование
из бумаги
«Пилотка»
Проведение подвижной игры с элементами ориентирования: «Ориентировка на местности».
Анкетирование родителей.
Чтение художественной литературы на тему: «Армия вчера и сегодня»
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления дидактических игр.
Просмотр фильмов на военную тематику.
Посещение памятников,
мемориалов.
Основной этап
Логопедическое
Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра».
Рисование
«Пограничник с собакой».
Окружающий мир
«Будем в армии служить»
Аппликация
Тема:« Матрос с сигнальными флажками»
Физкультура
Разучивание и проведение подвижных игр: «Дед Всевед»,
«Пограничники и нарушители»
Музыка
Прослушивание записей песен
«Морячка» (слова и музыка О Газманова), «Не бойся быть отважным» (слова Г. Остера, музыка Г. Гладкова),
Татарский язык
Просмотр студия
«Татармультфильм» по произведениям Г. Тукай «Туган тел».
Беседа «Армия- защитница отечества», «Военные профессии».
Чтение « Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршак.
«Два товарища». «Котенок»
Л.Н. Толстой.
«Таран», «Пехота», «Сестра» Л. Кассиль
Разучивание пословиц и поговорок на военную тематику.
Заучивание стихотворения «Пограничники» С Я. Маршак
Д/и «Один-много», «Посчитай», «Подбери слова». «Скажи наоборот», «Назови род войск», «Подбери пару», «Закончи предложение», «Какой праздник?», «Мой, моя, моё, мои», «Кому что нужно?», «Что лишнее».
Конструирование
из бумаги
«Солдатики»
Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора».
- Выпуск стенгазеты «Мой папа самый лучший».
- Чтение художественной литературы на тему: «Армия вчера и сегодня»
- Конкурс поделок и дидактических игр среди родителей и детей посвященный к дню защитника Отечества
- Организация экскурсии
в музей истории города
- Консультация: «Растите детей патриотами»
Заключительный этап
Физкультурный досуг «Военная зарница»
Подведение итогов конкурса поделок и дидактических игр среди родителей и детей посвященный к дню защитника Отечества. Награждение.
Викторина «Русский солдат смекалкой богат»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей
1. Какие из данных направлений в воспитании вашего ребенка являются наиболее важными. ( прономеруйте в порядке убывания)
-интеллектуальное развитие
- формирование здорового образа жизни
- духовно- нравственное развитие
-патриотическое воспитание
- физическое воспитание
- компетентность в общении
- художественно-эстетическое воспитание
2. Как вы понимаете термин «Патриотизм». Как по вашему мнению воспитывать патриотизм у ребенка.
3. Как вы видите взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ по формированию патриотизма у ребенка.
4. Важен ли личный пример педагогов и родителей.
5.Какие патриотические чувства вы хотели бы воспитать в детях.
-уважение к истории
-любовь к Родине
- любовь к родному языку и культуре
- верность традициям
- положительное отношение к славным защитникам нашей Родины
- гордость за свой город
- чувство бережливости ко всему. Что создано руками дедов и отцов, других людей.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Игры на формирование грамматический строй речи
Игра «Один много»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас, образование имен существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Танкист танкисты танкистов,
летчик летчики летчиков,
моряк моряки моряков,
солдат солдаты много солдат,
воин воины воинов,
герой герои героев,
ракета ракеты ракет,
шашка шашки шашек,
пилотка пилотки пилоток,
лодка лодки лодок,
пехотинец пехотинцы пехотинцев,
десантник десантники десантников,
пограничник пограничники пограничников.
Игра «Посчитай»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас, согласование числительных «два», «пять» с именем существительным.
Один солдат два солдата пять солдат,
один матрос два матроса пять матросов,
один пехотинец два пехотинца пять пехотинцев,
один летчик два летчика пять летчиков,
один парашютист два парашютиста пять парашютистов,
одна пушка две пушки пять пушек,
один пистолет два пистолета пять пистолетов,
одно ружье два ружья пять ружей.
Игра «Какой праздник?»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.
Ход игры. Воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его. Затем воспитатель читает дополненный рассказ ещё раз, задаёт вопросы и просит детей пересказать его.
Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем?)... (пехотинцем). А Вовкин дед старый такой, маленького роста а управлял огромным танком. Он был (кем?) ... (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?)... (разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?) ...(десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?)... (подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?)... (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?
С. Чешева, И. Михеева
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи, согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Речевой материал: пистолет, форма, самолеты, оружие, фуражка, пуля, танк, значок, медаль, солдат, ружье, знамя, каска, армия, застава
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры
Педагог бросает мяч ребенку и произносит начало фразы. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает фразу подходящим словом. Например:
Танкисту нужен ... (танк).
Летчику нужен ... (самолет).
Ракетчику нужна ... (ракета).
Моряку нужен ... (корабль).
Солдату нужен ... (автомат).
Пограничнику нужна ... (собака).
Богатырю нужен ... (меч).
Дидактическая игра «Кому что?»
Цель: Расширять словарь по теме. Упражнять в употреблении имен существительных родительного падежа множественного числа. Материал. Предметные картинки людей военных профессий и головные уборы: шлем, бескозырка, каска, фуражка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ход игры
Педагог рассказывает детям, что у людей разных военных профессий головные уборы разные. Дети рассматривают картинки, сравнивают головные уборы, называют их. Педагог предлагает детям закончить предложение.
Например:
Бескозырки с ленточками у кого? ... (У моряков.)
Шлемы? ... (У летчиков, у танкистов.)
Фуражки? ... (У пограничников.)
Каски? ... (У солдат.)
Игры на развитие логического мышления
Дидактическая игра « Что лишнее»
( карточки с рисунками военной тематики, выстроенные в логические ряды)
Цель: Упражнять в умении определять лишние предметы в логическом ряду, объяснить почему этот предмет считается лишним, называть предметы одним словом.
1 Летчик, стрелец, танкист, артиллерист.(название представителей родов войск)
2 Мина, граната, пуля, стрела. ( название видов снарядов)
3 Китель, гимнастерка, кольчуга, шинель.(название видов современной военной формы, одежды)
4 Арбалет, револьвер, ручной пулемет, автомат.(названия видов оружия современной армии)
5.Сержант, майор, воин, капитан (воинские звания)
6.Город-герой Москва, город-герой Севастополь, город-герой Керчь, город-герой Париж, город-герой Ленинград (города, которые были удостоены высокого звания за вклад в победу Великой отечественной войне)
7.Рота, полк, батальон, наряд (названия подразделений Российской армии)
8.Пилотка, каска, бейсболка, шлем (названия головных уборов военных)
9.А.Невский, Геракл, А.Суворов, М.Кутузов (имена известных военачальников нашего Отечества)
ПОСЛОВИЦЫ
«Храброму -смерть не страшна»
«Смелый воин, славы достоин»
«Сам пропадай, а товарища выручай»
«Сражайся смело за правое дело»
«Смелый и медведя не боится, а трус и муравья испугается»
«В бою нужны смекалка, отвага и закалка»
«Близка врагу наша граница, да перейти ее боится»
«Тот герой, кто за Родину стоит горой»
«Береги землю родимую, как мать любимую»
«Умный боец везде молодец»
«Для Родины своей - ни сил, ни жизни не жалей»
«Смелый побеждает, трус погибает»
«Человек без Родины, что соловей без песни»
«Смелого пуля боится. Смелого штык не берет»
«Родина- мать, умей за нее постоять»
«Солдата к славе ведут ученье и труд»
«Враг хотел пировать, а пришлось горевать»
«Дисциплина- душа армии»
«Русский солдат не знает преград»
«Солдат солдату родной брат»
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Ориентировка на местности»
Оборудование для игры: Предметы, издающие звуки (погремушки, свистки, колокольчики)
Повязки для глаз или бумажные колпаки.
Ход игры: Все бойцы выстраиваются о одну линию, за спиною каждого лежит погремушка. Всем участникам испытания закрывают глаза.
Задача, которая стоит перед бойцами- внимательно слушать и точно выполнять все команды.
Далее участникам игры предлагают выполнить ряд несложных команд с завязанными или закрытыми глазами.
- сделать 4 шага вперед
- 2 раза повернуться кругом
- сделать 2 шага влево
- сделать 4 шага назад
- сделать 2 шага вправо
- развернуться наместе на 180 градусов
- взять правой рукой погремушку и потрясти ее.
Тот кто сумеет это выполнить или окажется ближе других к цели, признается победителем.
«Дед Всевед»
Ход игры: Дети разбиваются на группы по 3-4 человека и по очереди подходят к ведущей.
Мальчики: Здравствуй, Дедушка Всевед.
Дед Всевед: Здравствуйте, ребята!
Расскажите, где вы были,
Как вы в армии служили.
Мальчики: Как служили мы не скажем,
. А что делали покажем.
( Мальчики, подготовленные родителями, маршируют в строю, выполняют различные команды)
Дед Всевед: Вижу- вижу. Вы занимались строевой подготовкой.
Дети: Да.
Потом к Деду Всеведу по очереди подходят другие группы детей. Ребята опять демонстрируют армейские занятия, а старик старается угадать, что же это такое. Дед Всевед должен поахать и поохать, несколько раз ошибиться и только потом с трудом дать правильный ответ.
Ожжет отплытьожет отплыть только после того, как на его борт поднимут якорь. Эту работу выполняют
Варианты демонстрируемых движений
1 Смотрят в бинокли, прислушиваются. ( Стоят на посту).
2 Стоят по стойке «смирно», отдают честь. (Сдают рапорт)
3 Поднимают гири, отжимаются. Делают упражнения. (Занимаются физической подготовкой) т. д.
«Поднять якорь»
Оборудование для игры: 2 шнура длиной 1,5-2м – это цепи, 2 картонных якоря, привязанных к концу шнуров ( цепей)
2 ведра- это морские глубины
2 пустые катушки из под ниток и т. п.
Ведущая : Корабль может отплыть только после того, как на его борт поднимут якорь. Эту работу выполняют матросы. Это они должны сделать как можно быстрее.
Ход игры: Моряки должны из морских глубин (ведер) достать цепи (шнуры) и на предельной скорости намотать их на катушки из-под ниток, поднять таким образом якоря на борт каждого судна.
(Дети выполняют задание, работа экипажей отмечается флажками).
«Товарищеская выручка»
Оборудование: 2 обруча, 2 стула или 2 флагштока с флажками.
Ход игры: Участники игры строятся в две колонны на линии старта. По музыкальному сигналу первый боец каждого подразделения бежит к обручу. расположенному на расстоянии 2-3 метра от него, надевает его на себя. Возвращается к товарищам, захватывает второго бойца, и они вместе, находясь внутри обруча, добегают до стульев, потом возвращаются за следующим участником. Если команда многочисленная то можно держаться за обруч с внешней стороны. Победителем признается воинское подразделение, которое первым завершило переправку бойцов в безопасное место.
«Пограничники и нарушители»
Ход игры: Мальчики- пограничники образуют внутренний круг, а девочки-местные жители образуют внешний круг.
Пограничники несут свою службу, они находятся в дозоре. Если пограничники подняли руки вверх, значит, граница открыта, и местные жители могут свободно забегать и выбегать в эти ворота. Но как только прозвучит слово «Патруль», бойцы опускают руки, и те. Кто оказался во внутреннем круге, будут временно задержаны, потому что среди них могут оказаться нарушители границы. Необходимо провести проверку задержанных. Это дело небыстро - и все задержанные выбывают из игры. Посмотрим как охраняют пограничники границу.
«Строевые команды».
Оборудование: свисток.
Ход игры: Выбирается главнокомандующий.
Главнокомандующий: Мы будем отрабатывать строевые команды с помощью свистка.
Длинный свисток- команда «Направо».
Короткий свисток- команда «Налево».
Длинный свисток и короткий свисток- команда «На месте шагом марш!»
СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ
«Пограничники» «Родина»
На ветвях заснули птицы, Слышишь песенку ручья- это Родина твоя!
Звезды в небе не горят. Слышишь голос соловья- это Родина твоя!
Притаился у границы Видишь звездочки Кремля – это Родина твоя!
Пограничников отряд. Школа, где твои друзья.- это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,
Пограничники не дремлют И в лесу смородина- это тоже Родина!
У родного рубежа: (М. Пляцковский)
Наше море, наше землю,
Наше небо сторожат.
( С. Я. Маршак)
Викторина «Русский солдат смекалкой богат»
Цель: Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект.
Задачи:- Расширять представления детей о Российской Армии, ее функциях.
- Формировать знания о военных профессиях.
- Воспитывать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине.
Варианты вопросов на смекалку
По чему военные ходят в сапогах?(По земле)
Солдату в лесу может повстречаться чудо: шапка, но без головы и нога- без сапога. О чем идет речь? (О грибе)
Из какой посуды даже самый умелый солдат есть не может? (Из пустой)
Что может увидеть генерал с закрытыми глазами?(Сон)
Сколько ложек пшенной каши может съесть натощак очень голодный солдат?(Одну, вторая ложка уже не будет съедена натощак)
За чем солдат винтовку носит? (За плечом)
Солдату дано, а сослуживцы пользуются им чаще, чем он. Что это?(Имя)
Без чего и на фронте хлеба не бывает?(Без корки)
Что общего между деревом и винтовкой?(Ствол)
Что у танка всегда впереди, а у самолета сзади?(Буква “т”)
Что делает солдат, когда у него на фуражке сидит воробей?(Спит)
Что находится между рекой и берегом?(Буква “и”)
Чем больше солдат забирает, тем больше это становится. О чем идет речь?(О рытье ямы, окопа)
Какое колесо автомобиля, в котором едет главнокомандующий, не вращается, когда он подъезжает к штабу?(Запасное)
На какой вопрос боец не может ответить “нет”?(“Вы живы ?”)
Загадки о военных профессиях
И на суше, и на море
Он всегда стоит в дозоре
И страну не подведет-
Нарушитель не пройдет!
(Пограничник)
Его на месте не найти-
Всегда в дороге он, в пути.
На совесть выполнит заданье-
Доставит груз без опозданья.
(Шофер)
Заменит робота-машину-
Сам обезвредит бомбу, мину.
Совсем не должен ошибаться,
Чтоб в живых потом остаться.
(Сапер)
Полосатая рубашка,
Вьются ленты за фуражкой.
Он готов с волною спорить,
ведь его стихия- море.
(Моряк)
Полосатая рубашка,
Вьются ленты за фуражкой.
Он готов с волною спорить,
ведь его стихия- море.
(Моряк)
В бой- с целехоконькою пушкой,
Наилучшею подружкой,
Нужен точный глазомер,
Чтоб верный был прицел.
(Антиллерист)
И на фронте, и в тылу
День и ночь ведут борьбу:
Жизни раненым спасают,
В строй вернуться помогают.
(Военные врачи, медсестры)
Уважения достоин
Смелый и отважный воин:
Трудно в тыл врага пробраться,
Незамеченным остаться,
Все запомнить, разузнать
Утром в штабе рассказать.
(Разведчик)
Чтобы родине служить,
Нужно очень сильным быть.
Чтобы силы накопить,
Нужно с ложкою дружить.
Только мамы рядом нет
Кто ж состряпает обед?
(Повар)
Конкурс «Лишнее слово»
1 Летчик, стрелец, танкист, артиллерист.(название представителей родов войск)
2 Мина, граната, пуля, стрела. ( название видов снарядов)
3 Китель, гимнастерка, кольчуга, шинель.(название видов современной военной формы, одежды)
4 Арбалет, револьвер, ручной пулемет, автомат.(названия видов оружия современной армии)
5.Сержант,майор,воин,капитан(воинские звания)
6.Город-герой Москва, город-герой Севастополь, город-герой Керчь, город-герой Париж, город герой Ленинград (города,которые были удостоены высокого звания за вклад в победу Великой отечественной войне)
7.Рота,полк,батальон,наряд(названия подразделений Российской армии)
8.Пилотка,каска,бейсболка,шлем(названия головных уборов военных)
9.А.Невский,Геракл,А.Суворов,М.Кутузов(имена известных военачальников нашего Отечества)
Конкурс «Незнайкины небылицы, или что не так».
1 Тельняшка- форменная одежда летчиков.
2 Танки быстро передвигаются на своих четырех колесах.
3 В вещевом мешке солдата всегда лежит тарелка, чашка, блюдце, ложка и вилка.
4 Современные пограничники предпочитают брать с собой в дозор собак небольшого роста- пуделя, болонку, таксу чтобы их не увидели нарушители границы.
5 Кольчуга надежно защищает современных воинов от вражеских снарядов.
6 Чтобы иметь много снарядов, военные сажают гранатовые деревья, на которых вырастают боевые гранаты.
7 На войне горячую пищу солдатам подвозит полевая кухня, которой командует кок.
8 Илья Муромец поглядел в бинокль, увидел врага и метко выстрелил из ружья.
Конкурс «Съедобное- несъедобное»
(Карточки с рифмованными парами слов. Одно из слов – военной тематики.)
Варианты словесных пар.
Конфета- ракета
Солдат- шоколад
Боец- огурец
Морковка- винтовка
Мед- самолет
Погоны- макароны
Автомат- виноград
Пироги- сапоги
Пушка- ватрушка
Зефир- командир
Бутерброд- пулемет
Мина- малина.
Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора»
Действующие лица
- Рассказчик- ребенок
- Солдат- взрослый, исполняющий роль солдата в основном сценарии.
- Хозяйка- девочка, а также другие участники и гости праздника.
Что надо для инсценировки
- Костюм хозяйки: длинная юбка. Длинная кофта. Платок
-Ширма с надписью «Изба»
- Топор из картона
- Котелок
--Пластмассовое ведерко с водой
- Ложки
-Фонограмма с записью маршевой музыки
Рассказчик: Случилось солдату идти через деревню. Зашел он в одну избу, постучался (солдат стучит в дверь), поздоровался и говорит хозяйке
Солдат: Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!
Рассказчик: У хозяйки было много всякой еды, но она говорит..
Хозяйка: Нет у меня ничего! Сама еще ничего не ела сегодня!
Солдат: Свари кашу
Хозяйка: Не из чего, милый !
Солдат: Если так,то давай мне топор, я из топора сварю!
Рассказчик: Удивилась хозяйка.
Хозяйка: Что это за чудо. Дай посмотрю, как солдат из топора кашу варить будет.
Рассказчик: Принесла ему топор.
( Хозяйка приносит топор и передает его солдату)
Рассказчик: Солдат взял топор, положил его в горшок, налил воды (солдат выполняет действия) и давай варить.
Варил, варил, потом попробовал и говорит
Солдат: Вкусная каша получается! Вот только бы крупы немного положить!
Рассказчик: Принесла ему хозяйка крупы. Положил солдат крупу. Опять варил, варил (солдат помешивает ложкой в котелке), попробывал и говорит:
Солдат: Совсем уж готова, только бы немного масла и соли добавить!
(Хозяйка передает продукты)
Рассказчик: Сварил солдат кашу и зовет хозяйку.
Солдат: Ну, хозяйка, давай теперь хлеб да бери ложку: будем кашу есть!
Рассказчик: А солдат ест да посмеивается.
Ведущая: Иван Кузьмич, а в каких войсках вы служили, какая у вас военная специальность
Солдат: Артиллерист я. Пушка – вот моя боевая подружка.
Ведущая: А трудно это, артиллеристом быть.
Солдат: На войне все нелегко. Хотя, чтобы с пушкой управляться, особые способности нужны и меткий глаз, и сила, и сноровка. Да я сейчас для ребятишек особый урок проведу. Хорошие пушкари всегда и везде нужны, глядишь, моя наука и пригодится!
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
«Наша армия родная».
Цели:
углублять знания о Российской армии; дать элементарные представления о родах войск; рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны; способствовать эмоциональному восприятию содержания рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.
Планируемые результаты:
имеет представление о государственных праздниках, о российской армии, о профессиях; выразительно исполняет песню вместе с педагогом, ритмично двигается под песню в соответствии с музыкальным образом; самостоятельно придумывает движения в соответствии с замыслом; сотрудничает со сверстниками.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Вводное слово воспитателя.
Звучит «песня о Советской армии»
- Ребята, послушайте песню и ответьте, кому посвящена эта песня? (Советской армии). Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить и узнать много интересного об армии.
2. Беседа на тему «Наша армия родная»
- Как называется праздник, который отмечает наша страна 23 февраля? (День защитника Отечества) .
- Как понять слово Отечество? Есть ли близкое по значению слово к слову «Отечество»? (Родина) .
- А что такое Родина? (Родина –это страна, в которой мы живем). А в какой стране мы живем? (В России)) . А в каком крае мы живем? (В Краснодарском крае) .
Стихи о Краснодарском крае.
-Ребята, вы любите свою Родину?
- Скажите, что значит «любить свою Родину»? (Не совершать плохих поступков, защищать, охранять свою страну, служить в армии, уважать старших)
-Ребята, а кто защищает нашу Родину на суше? Какие войска? (Сухопутные войска) .
Кто защищает нашу Родину на море? (Морской флот).
Кто защищает нашу Родину в воздухе? (Военно-воздушный флот)
Какие войска охраняют нашу Родину? (Нашу Родину на суше охраняют сухопутные войска, на море – военно-морской флот, в воздухе – военно-воздушный флот) .
-Какие бывают военные профессии?
Кто служит в ракетных войсках? (Ракетчики).
Кто служит в сухопутных войсках? (Пехотинцы).
Кто охраняет границы нашей Родины на земле? (Пограничники) .
Кто служит в танковых войсках? (Танкисты) .
Кто охраняет морские границы? (Моряки)
Кто поднимает в воздух самолеты? (Летчики)
Кто служит в воздушно-десантных войсках? (Десантники) .
3. Составление описательного рассказа по картинкам.
Перед вами на доске изображены военные различных профессий. Расскажите, какую профессию выполняет каждый военный.
Например, На этой картинке моряк. Он носит форму синего цвета. Головной убор называется бескозырка. Днем и ночью моряки охраняют границы океанов. Моряк служит в военно-морском флоте.
4. Физкультминутка «Летчики-пилоты»
(Упражнение на координацию речи и движения)
Ребята, хотите стать военными летчиками?
Ну-ка, летчики-пилоты,
Приготовились к полету.
К самолету подошли
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет,
Загудел наш самолет.
Вверх поднялся, полетел.
Летчик вправо посмотрел,
Летчик влево посмотрел.
Быстро полетел вперед
Наш почтовый самолет.
5. Игра с мячом «Назови профессию»
Танк – танкист
Корабль – моряк
Подводная лодка – подводник
Граница – пограничник
Ракета – ракетчик
Ружье – пехотинец
Парашют – десантник
Самолет – летчик
Молодцы, ребята, много знаете военных профессиях. Мы говорили о военно-воздушном флоте, о летчиках, которые летают на самолетах. А как вы думаете, на каком транспорте летают военные летчики? (Вертолет)
6. Конструирование «Вертолет из ракушек»
-Сегодня мы с вами сделаем вертолеты из природного материала
-Рассмотрите изображение вертолета. Какой нужен материал, чтобы смастерить вертолет?
-Подберите нужный материал для поделки.
Этапы изготовления вертолета.
1. Кабину вертолета мастерим из двух больших ракушек, склеенных между собой. Внизу кабины приклеивают колеса на подставках, для этого используют ракушки или пуговицы. Кабину приклеивают к большой деревянной подставке.
2. Для хвостовой части вертолета берут две ракушки и склеивают между собой. К верхней части хвоста прикрепляют накрест семена. Хвостовую часть прикрепляют к верху кабины вертолета, чтобы она хорошо держалась, сооружают подставку из палочки или ракушки.
3. Вверху кабины приклеивают мотор из двух ракушек среднего размера. К ним прикрепляют винт подъема – две трубочки, сложенные накрест и скрепленные еще одной маленькой ракушкой или пуговицей.
Итог занятия.
Дети сидят с готовыми работами.
- Молодцы, какие красивые вертолеты получились. А кто помнит, к какому роду войск относится эта техника (вертолеты? (Военно-воздушный флот) .
-А о каких военных профессиях мы с вами говорили? (Пограничник, танкист, моряк, летчик, подводник, десантник) .
- Несите вертолеты на выставку и мы покажем и расскажем малышам о технике военно-воздушного флота.
« Богатыри земли русской. Былины»
Цель:
Дать представление о сиюминутности восприятия изобразительного искусства и временном характере развития произведений литературы и музыки.
Задачи:
1. Познакомить детей с жанром былины. Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке.
2. Учить детей быстро реагировать на увиденное произведение живописи, воспринимать его статичность.
3. По вопросам педагога составлять рассказ об увиденном. Давать словесную характеристику каждому богатырю.
4. Пробудить у детей интерес к родному фольклору.
Материалы:
Кукла Кисточка, рисунки-иллюстрации с изображением богатырей разных времен, гуслей; былина о Добрыне «То не белая береза к земле клонется...», фрагменты былин об Илье Муромце (или Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче), музыка в записи: М.П.Мусоргский «Богатырские ворота», Александр_Семнов._Что_не_белая_березабылина_о_богатыре_Добрыне_Никитиче, обработка_А.В. Свешникова, презентация, компьютер.
Ход занятия:
Дети входят в группу. Их встречает кукла Кисточка. Кругом расставлены рисунки и поделки, изображающие богатырей.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, мы попали с вами в какой-то волшебный зал музея Кисточки!
Кисточка: Совершенно верно. Это «Зал волшебных превращений».
Воспитатель: Так вот почему у вас так много богатырей!
Вопросы для общения:
Кто такой богатырь? (Защитник, который совершает подвиги.)
Какой он? (Сильный, храбрый, смелый, могучий.)
Что он делает? (Защищает свою землю, народ, борется с врагами.)
Вы видели настоящих богатырей? Где? (На картине, в книгах, в мультфильмах.)
На экране картина В. Васнецова «Три богатыря»
Вопросы для общения:
Кто изображен на картине В.Васнецова «Три богатыря»?
Что делают богатыри в чистом поле?
Воспитатель: Осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли в дозоре, значит, на посту. Оберегают Русь от врагов.
Какие это люди? Могучие, сильные или слабые, неуверенные
в себе?
Это три великих русских богатыря: Илья Муромец сильный, Добрыня Никитич добрый, справедливый и Алеша Попович красавец-силач. Все они разные, но все трое помогают и служат своей земле, своему народу, совершают подвиги.
Какие кони у богатырей? Расскажи о них.
А кони богатырские все разные. У Ильи Муромца, могучего казака, конь не тот, что у горделивого Добрыни Никитича, а и Добрынин конь не под стать не под масть откормленному коню Алеши Поповича (из былины), то есть у Ильи самого могучего конь богатырский, могучий, у Добрыни конь тоже богатырский, но другой масти (другого цвета) и не такой тяжеловесный, у Алеши Поповича хороший красивый конь, но другого цвета и другой породы (дети повторяют имена богатырей еще раз).
Опиши лицо Ильи Муромца. Какое оно? Что оно выражает?
Какое лицо у Добрыни Никитича? Опиши его.
Какое лицо у Алеши Поповича? Опиши его.
Как ты думаешь, эти богатыри жили на самом деле? Почему? (Варианты ответов.)
Воспитатель: Мы можем узнать о богатырях из былин (дети повторяют новое слово). Былина сказание, которое напоминает быль, то есть правду. Былины сочиняли музыканты-сказители, гусляры. Обычно гусляры рассказывали былину народу и подыгрывали себе на гуслях, старинном русском инструменте (показывает картинку, презентация, видеосюжет), но иногда былины пели. В былинах воспевались подвиги русских богатырей, которые защищали родную землю, охраняли ее и освобождали от незваных врагов.
фрагмент былины о Добрыне Никитиче (мужской хор) «Что не белая береза...».
Воспитатель: В этой былине идет речь о том, как родимая матушка благословляет, то есть разрешает богатырю Добрыне ехать во вражеский лагерь на бой.
Вопросы для общения:
Мелодия распева былины медленная или быстрая?
Похож распев былины на песню? На какую? (Плясовую, хороводную, колыбельную.)
А сейчас послушаем небольшой фрагмент былины об Илье Муромце (в тексте выделены ключевые эпизоды для понимания развития сюжета былины):
Из города из Мурома,
Из села да Карачарова
Выезжал удалой дородный добрый молодец Илья Муромец.
Подъехал он к городу Чернигову,
А там черной вражеской силушки
Полным-полно!
1 Никто тут теперь не прохаживает,
Никто не проезживает: не птица, ни зверь, ни добрый человек.
Подъехал Илья Муромец к этой силе великой,
Победил ее, конем потоптал всех врагов.
Выходили к нему, отворяли ворота
Жители Чернигова, говорили ему таковы слова:
«Ты не ездий, добрый богатырь, в Киев-град
По прямой дорожке, заросла она травой-муравой.
У той дорожки, у березы, что у речки Смородины
Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу.
А и свистит Соловей, да по-соловьиному!
А кричит он, злодей, по-звериному!
2 И от этого свиста страшного
Все травы заплетаются, а цветочки осыпаются,
Темные леса к земле приклоняются,
А что люди, то все мертвые падают».
Не испугался Илья Муромец слов таких.
Поехал он по прямой дорожке
Прямо к речке Смородине, прямо к Соловью-разбойнику.
Засвистел Соловей, что есть силушки, по-соловьиному.
Закричал он злодей-разбойник по-звериному
И все травы вмиг полегли, цветы осыпались
И деревья к земле пригнулись,
А конь его богатырский стал спотыкаться,
Соловья-разбойника бояться.
Взял Илья Муромец свой тугой лук,
Натянул свою стрелу каленую
И стрельнул в того Соловья-разбойника.
3 Да выбил ему правый глаз,
Снял его с дерева высокого,
Привязал к коню своему верному
И повез во великий Киев-град.
Задача пробудить у детей интерес к звучанию былины, умение вслушиваться в архаичный текст и находить в нем основу для понимания. Выделенные в тексте три ключевых эпизода повторяются еще раз.
Вопросы для общения:
Какой подвиг совершил Илья Муромец под Черниговом? (Победил «вражью силу».)
Как природа реагирует на свист Соловья-разбойника? (Травы полегли, цветы осыпались, деревья к земле пригнулись.)
Что сделал Илья Муромец с Соловьем-разбойником? (Выбил глаз из лука.)
Опишите Соловья-разбойника. Какой он: маленький или большой, озорной или жестокий? Почему? (Ответы детей.)
Кисточка: Много подвигов совершали русские богатыри. Сражались с вражескими полчищами. Эти подвиги помогали им защищать и спасать русский народ.
Дети выполняют пальчиковую игру « Три богатыря»:
Указательный средний и безымянный пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Удерживать пальцы в таком положении до счета 5-10. Выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.
На поляне у ручья
Три стоят богатыря.
Детям предлагается послушать симфоническую пьесу-картину «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского и определить, подходит ли эта музыка для передачи характера могучего богатыря.
Вопросы для общения:
Характер музыки торжественный, величавый или суетливый?
Удобно могучему богатырю двигаться под такую музыку? Соответствует она его характеру?
Дети выполняют пластически-ритмический этюд «Въезд богатыря в город».
Цель: Учить детей передавать в движениях образ могучего человека. Вслушиваться в музыку, двигаться в ее темпе, характере. Искать образную адекватность музыки, былины, пластического рисунка.
Итог занятия
- Ты хотел бы быть богатырем? На кого ты хотел бы быть похожим: на Илью Муромца, Добрыню Никитича или Алешу Поповича?
Какой подвиг ты хотел бы совершить
Рода войск
Цели:
- продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества;
- закрепить знания об армии, о родах войск;
- воспитание уважетельного отношения к защитникам нашей Родины.
Оборудование: карточки по теме 23 февраля, картинки и фото с изображением родов войск.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто правильно назовёт, что изображено на картинках?
- Как вы думаете, почему мы вспомнили эти слова?
2. Введение в тему.
- Ребята, мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля.
В армии есть различные рода войск такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
3. Знакомство с родами войск.
Итак, первый род войск, с которым мы сегодня познакомимся, это:
Погранвойска. (Пограничники).
- Кто из вас знает, кто такие пограничники?
Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.
Военно – морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.
Военно – воздушные войска.
-Кто из вас знает, кто такой десант?
Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.
Сухопутные войска.
В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.
4. Физкультминутка.
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг.
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг.
- Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?
Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.
- Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?
Солдаты тренируются.
-Как солдаты тренируются?
Солдаты должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, мужественными.
5. Игра «Один – много».
Танкист – танкисты – много танкистов; лётчик – лётчики – много лётчиков; моряк, солдат, воин, герой, ракета, шашка, пилотка, пехотинец, десантник, пограничник.
Ребята, у вас многих папы служили в армии, они защищали нашу Родину. Когда вы, мальчики, вырастите, то тоже будете служить в армии. Будете хорошими защитниками нашей Родины.
ЛИТЕРАТУРА
Л. Нестеркина, Л.Курасова. День защитника Отечества//Дошкольное воспитание. – 2007. № 2
Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство «Учитель», 2012 г.
Ромашкова Е. И. «Веселые утренники в детском саду» Москва «Аст- Пресс» 2006г.
Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Москва 2007г.
Агранович З. Е «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» Санг- Петербург «Детство- Пресс», 2002 г.
Нестеркина Л. Курасова Л. «День защитника Отечества» журнал «Дошкольное воспитание» 2007г. № 2
Федорова Л. Ф.« План патриотического воспитания» журнал «Управление ДОУ» 2005г.№ 1
Андреева Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» 2005г.№ 1
Колесова Т. «Школа молодого бойца» журнал «Ребенок в детском саду» 2012 г. № 2
Сакавичене О. «Патриотическое воспитание» журнал «Ребенок в детском саду» 2006 г. № 2
15