Пояснительная записка внеурочной деятельности по курсу Моя первая экология, 2-4 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя первая экология» составлена на основе авторской программы «Моя первая экология» Самковой В.А. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2011), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цель курса: создать условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Задачи:
– развитие у обучающихся эстетического восприятия окружающего мира;
– формирование представлений о природе как универсальной ценности;
–изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
– развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
– развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
– развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
– формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
– вовлечение обучающихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Формы проведения занятий:
– путешествие;
– экскурсия;
– наблюдение;
– исследование;
– проект;
– практикум;
– викторина
Формы контроля знаний:
– выставки;
– конкурсы, фотоконкурсы;
–доклады, защита проектов;
– портфолио
Содержание курса
2 класс «Экология в формах и красках» (35 ч)
Первые шаги по тропинке открытий (5 ч)
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе:
полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных,
справочники, карта местности и др.
Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
Десять заповедей друзей леса, составленные учёным – экологом Ф. Тасси. Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
– работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
– использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
– вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
– применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
– выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
– составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Природа в наших ощущениях (8 ч)
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов.
Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета основного цвета леса, коричневого цвета коры и почвы или голубого цвета неба.
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого – нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из – под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.
Универсальные учебные действия:
– изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
– проводить наблюдения за природными объектами;
– работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
– изготавливать простейшие модели приборов;
– составлять описания объекта изучения;
– выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения
с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.;
– оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Геометрия живой природы (7 ч)
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений.
Спираль в движении, росте и развитии растений и животных способ
достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве.
Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25–30 см, карточки – задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
– выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
– соотносить форму и свойства различных природных объектов;
– выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
– применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
– устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
Природа и её обитатели (9 ч)
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) – одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.
Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
Универсальные учебные действия:
– планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
– составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
– находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
Лесные ремёсла (5 ч)
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Лесная палитра: растения – красители. Красильная мастерская в работе окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово – паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой
темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
Универсальные учебные действия:
– приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
– различать предметы наиболее известных народных промыслов;
– приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
Резервное занятие (1 ч)
3 – 4 класс « Дом, в котором я живу» (70 ч)
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда (12 ч)
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета дом всего человечества.
От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» – планеты Земля.
Экология человека – наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка.
Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно – стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии – одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов – одно из условий сохранения окружающей среды.
Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.
«Экологический дом» дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра.
Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники.
Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе – принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п.
Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться.
Стремление украшать себя и своё жилище одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей – окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из–за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».
Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».
О городах и горожанах: человек в городе (8 ч)
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов.
Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города–государства.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий.
«Расползание» городов – одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Разные города – разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.
Футурология – наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.
Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии:
как устроены экологические системы (13 ч)
Система одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент составная часть системы. Разнообразие систем.
Биологические системы: системы органов растений, животных, человека.
Организм как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум модель природной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес – один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото – переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие.
Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности.
Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору обучающегося).
Практические работы:
– «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;
– изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;
– изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору обучающегося);
– составление композиции из комнатных растений.
Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные эко–системы»); «Экологический театр», «Узнай меня».
В сетях жизни: многообразие экологических связей (12 ч)
Биологическая экология – наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей – популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).
Пищевые связи в экосистеме. Растения – производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные–падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в эко–системе.
Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых.
Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак–отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.
Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.
Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра – один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.
Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.
Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.
Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр».
Общий дом общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (23 ч)
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными – «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:
изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».
Резервное занятие (2 ч)
Условия реализации программы
На изучение курса «Моя первая экология» во 2 – 4 классах отводится 1 ч в неделю. Рабочая программа рассчитана на 102 ч: 2 – 4 классы – по 34 ч (34 учебные недели).
В соответствии с учебно – календарным планом школы на 2015 – 2016 учебный год на изучение курса «Моя первая экология» в 3–х классах отводится 1 ч в неделю. Рабочая программа рассчитана на 105 ч: 2 класс – 35 ч, 3 – 4 класс – по 35 ч (35 учебные недели).
Планируемые результаты освоения курса
Метапредметные результаты
–овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
– освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
– формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
– развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты
– в ценностно – ориентированной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
– в познавательной сфере – наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
– в трудовой сфере – владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
– в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
– в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Личностные результаты
– развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно – прикладного искусства, музыка и т.д.);
– воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
– формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
1. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель. Книга для начальной школы, – М.: Просвещение, 2011
2. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики, – М.: Просвещение, 2011
Наглядные пособия
– натуральные живые пособия – комнатные растения;
– гербарии; коллекции насекомых;
– коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
– изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
– географические и исторические карты;
– комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы по окружающему миру. Растения и животные. Дорожные знаки.
Технические средства обучения
1. Классная магнитная доска
2. Персональный компьютер с принтером
3. Мультимедийная установка, интерактивная доска
4. Телевизор
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru – Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – интернет–сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru – интернет-портал Forest.ru всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru – кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru – экологическое образование детей
и изучение природы России.
7. http://etno.environment.ru – этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет–порталом Forest.ru.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
Компасы
Глобус
Микроскоп
Термометры
Наборы муляжей овощей и фруктов
Набор предметных картинок
Наборное полотно
8. Гербарий растений (культурных, дикорастущих)
9. Коллекции полезных ископаемых
10. Коллекции семян
11. Коллекция «Лён»