Урок внеклассного чтения Колыбельная как материнский оберег для ребенка


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: Колыбельная как материнский оберег для ребенка
Цели
Развивающие: обучать смысловому чтению фольклорных и авторских текстов; помочь понять его идею, композицию колыбных песен; развивать творческие возможности школьников.
Образовательные: учить анализу поэтических и фольклорных текстов (колыбельных песен); выявить особенности данного жанра.
Воспитательные: формировать нравственные представления обучающихся о взаимоотношениях в семье, о вежливом о благодарном отношении ребенка к своей матери.Предварительная подготовка
Выразительное чтение стихотворение Н. Саконской «Разговор о маме»
Сообщение на тему «Люлька – первая колыбель»
Оборудование
Раздаточный материал (тексты колыбельных песен)
Компьютер, проеторХод урока
Введение. Выразительное чтение стихотворение Н. Саконской «Разговор о маме» (Тратканова Мария и Шмакова Ирина)
Вводное слово учителя о целях и задачах урока:
Слово «МАМА» – особое слово, оно рождается вместе с нами и сопровождает нас всю жизнь. Но самое тесное общение матери с ребенком происходит в младенчестве. И сегодня мы попробуем окунуться в ту пору, когда мама оберегает каждый шаг своего малыша.
Цель: познакомиться с жанром колыбельной песни, фольклорной и авторской.
Мы изучили отдельные темы в разделе «Фольклор», но осталась еще один пласт в русском народном творчестве, который остался для нас загадкой, - это детский фольклор. В детский фольклор включены разные жанры: потешки, загадки, считалки, сказки и другое, но открывается он таким, казалось бы, простым и знакомым, но очень древним жанром – колыбельная песня!
3. 1. Анализ фольклорных текстов
- От какого слова образовано название этого жанра? (Колыбель)
- как называли колыбель в древности?
Сообщение на тему «Люлька – первая колыбель» (Килякова Анастасия): Первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание. Вот посмотрите, какие раньше были люльки. Над люлькой звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола “баять”, “баить” – говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. В колыбельной отражаен мир мыслей и чувств матери, жизнь которой наполнена заботами о своем ребенке.
- Можно ли сказать, что люлька для матери служила своего рода музыкальным инструментом? (Да)
- Почему? (в колыбельных песнях ритм, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки).
- Как назывались колыбельные в древности? (Байки) Давайте прочитаем 1 текст и сделаем вывод, есть ли это слово в самом тексте.
Ой, бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай…»
Ой, бай-бай-бай!
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!
- Какие образы возникают здесь? (ребенка - его имя, оно вариативно, собаченька, петушок – почему эти? окружали ребенка, он мог слышать, какие звуки эти животные издают)- Определите значение суффикса? (Уменьшительно-ласкательный) Для чего? (текст, обращенный к ребенку)
- Какова функция песни? (усыпить, убаюкать)
3.2. Чтение и анализ 2-го фольклорного теста
«Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок..»Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
- Какой образ возникает здесь? (котенька-коток)
- Какой суффикс использован при образовании этого слова? (уменьшительно-ласкательный)
- Почему именно кот может укачать ребенка? (мурчание, мурлыкает, поет свою песню, убаюкивает)
- Что обещает мать коту?
- Функция песни какова? (усыпить дитя, в древности люди верили в целительность сна)
Люди верили в сакральность сна, то есть? Объяснение нового понятия
Поэтому помимо реалистичных персонажей в колыбельных используются выдуманные, мифические существа. Какие?
3.3. Чтение и анализ 3-го фольклорного теста
Уж как сон ходил по лавке
Дрема по полу брела
Дрема по полу брела
К Маше нашей забрела
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.
- Какие это существа? (дрема, сон)
- Какой художественный прием используется при их описании? (олицетворение). Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку покой и сон.
4. Обратим внимание на структуру колыбельной.
- Как называется художественный прием повтора части текста? (Рефрен)
приведите примеры
- Для чего необходим повтор? На что он указывает? (на принадлежность к песенному жанру, похоже на заклинание, заговор, когда мать не просто усыпляет дитя, но и напевает, нашептывает ему судьбу).
5. Чтение и анализ авторских колыбельных
Этот фольклорный жанр вдохновил многих русских поэтов на создание авторских колыбельных песен.
Прослушаем песню на стихи А. Майкова «Спи, дитя мое, усни!»
А. Майков
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
'Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?'
'Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!'
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого текста? (нежность, ласка)
- Если бы не знали автора стихотворения, могли бы сказать, что этот текст фолькорный? (Да, есть присущие им художественные приемы и фольклорные образы).
- Встретили мы здесь баюкательные слова? (Да, в первой строке).
- От чьего лица рассказан этот текст? (матери) Какой сон мама желает ребенку? (Сладкий)
- Как называется этот художественный прием? эпитет
- Какие фольклорные образы есть в стихотворении? (ветер, солнце, орел) Почему именно ветру отдана роль убаюкивающего? (воет, поет, шепчет)
- Как называется этот художественный прием? (Олицетворение, ветер говорит) – Что делал ветер? (дитя оберегал )- Какое сакральное число встретилось нам? (3- указывает на близость к фольклору)
- Какова роль колыбельной? (оберегать дитя)
Вернемся к названию темы урока «Колыбельная как материнский оберег»
Объяснение нового понятия:
Оберег - предметы, наделенные магической функцией: защита, охрана.
Проблемный вопрос. Поразмышляйте:
С какой целью автор создал колыбельную?
6. Прослушивание в записи стихотворения И. Бунин «Матери»
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
- Является ли это стихотворение колыбельной? (Нет, это воспоминание лирического героя из детства)
- Какие чувства связаны с образом матери у лирического героя? (Самые нежные, чистые, божественные, она могла его очаровать, сделать счастливым)
- Какую роль поэт отводит матери? О чем это говорит? (Роль ангела, мать оберегает каждого из нас и может защитить, пока мы малы, в любой ситуации, ведь самое дорогое что есть у неё, - это её ребенок, дитя).
7. Рефлексия
Сформулируйте, с какой целью создавались колыбельные песни и что отразилось в них?
В колыбельных отразились самые сакральные чаяния матерей, чтобы их ребенок был здоровым, счастливым, чтобы ничего не могло потревожить его сна, сама оберегая его, она призывает на помощь животных и мифических существ, чтобы уберечь от злых духов, чтобы все силы природы хранили покой и сон её чада. Колыбельные – это еще и материнский оберег на всю жизнь, она как бы нашетывает, наговаривает ему добрую судьбу.
Домашнее задание: написать сочинение «Мама! Как много значит это слово!» (также можно создать стихотворение, очерк)
Сообщение на тему «Люлька – первая колыбель»
Первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание. Вот посмотрите, какие раньше были люльки. Над люлькой звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола “баять”, “баить” – говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. В колыбельной отражен мир мыслей и чувств матери, жизнь которой наполнена заботами о своем ребенке.
А. Майков
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
'Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?'
'Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!'
О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай…»
О бай-бай-бай!
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!
«Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок..»Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирожка
«Уж как сон ходил по лавке»
Уж как сон ходил по лавке
Дрема по полу брела
Дрема по полу брела
К Маше нашей забрела
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.