СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИЗО И ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ТРУДУ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ «ГОРОД МАСТЕРОВ»
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОТКРЫТОГО
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ИЗО И ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ТРУДУ
ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
«ГОРОД МАСТЕРОВ»
(ярмарка народных промыслов)
Мероприятие подготовлено и проведено учителем изобразительного искусства МБОУ «Кочелаевская СОШ» Трушкиной В.П.
Цели
Познакомить учащихся 5 класса с разнообразием и красотой народных промыслов России.
Учащимся 6 класса повторить и обобщить знания, полученные на уроках ИЗО и обслуживающего труда по данной теме.
Воспитывать уважение к ручному труду и художественному ремеслу, чувство гордости за культуру родной земли, эстетическое отношение к окружающему миру.
Развивать умение серьезно и ответственно выполнять порученное дело. Развивать память, артистизм, быстроту реакции и сообразительность.
Класс оформлен в виде ярмарочных прилавков с изделиями народных промыслов. Использованы следующие предметы: матрешки, Гжельская посуда, Дымковские игрушки, Жостовские подносы, Городецкие расписные изделия, Павловопосадские шали, образцы народной вышивки, русские тряпичные куклы, игрушки из соломы, дерева и др. На доске – яркие надписи «Город мастеров», «ярмарка», а также названия разных промыслов.
Дети одеты в красочные народные костюмы. Роли глашатая, зазывал и матрешек исполняют учащиеся 5 класса, роли мастеров – представителей разных промыслов – учащиеся 6 класса.
Во время мероприятия звучит народная музыка, а также песни в исполнении музыкантов группы «Иван Купала».
Зрителями являются учащиеся 5 класса, а также приглашенные гости – ученики 3 класса.
Ведущие мероприятия – учителя Е.В. Никульшина и Т.В. Галочкина, заключительную часть, содержащую занимательные конкурсы и загадки, проводит библиотекарь И.Г. Толкунова.
В заключение победители конкурсов и самые активные участники получают сладкие призы, зрителей коробейники угощают сушками.
Звучит веселая народная мелодия
Глашатай
Эй, народ честной, здравствуй!
Я глашатай длинноусый, бородатый:
Всех на праздник-ярмарку приглашаю,
Веселья и покупок хороших желаю!
«Город мастеров» наш праздник называется,
Потому что мастера здесь лучшие собираются.
И если вы приглядитесь,
То сами в этом убедитесь.
Торопитесь на нашу ярмарку скорей,
Купите подарки для себя и детей!
Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте;
Балаганы открывайте,
Представленья начинайте!
А надсмотрщикам сидеть
Подле лавок и смотреть,
Чтобы не было содому,
Ни давёжа, ни погрому,
И чтоб никакой урод
Не обманывал народ!
Эй, господа!
Пожалуйте сюда!
Здравствуйте, москвичи,
Жители провинциальные,
Ближние и дальние:
Немцы-лекари, евреи-аптекари,
Французы, итальянцы
И заграничные мириканцы,
Расейские баре, астраханские татаре!
Господам купцам, молодцам,
Бледнолицым современным девицам-
мое почтение!
3.
Посетитель
Товару много всякого
И видимо-невидимо
Народу! Не потеха ли?
Пестро, красно кругом!
Штаны на парнях плисовы,
Жилеты полосатые,
Рубахи всех цветов;
На бабах платья красные,
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут!..
(Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)
1-ый зазывала
Эх-ва, почтенные господа!
Для ваших карманов
У нас построено два балагана.
На концерт наш торопись,
У кого деньги завелись.
У кого в кармане грош да прореха,
Тому не до смеха
Есть же такие чудаки,
А прозывают их – бедняки,
Где им до богатых,
Коли ходят в заплатах,
А на ногах туфли,
Чтоб ноги не пухли!
Так-то.
Ну, веселись-шевелись,
У кого деньги завелись!
2-ой зазывала
Подходите, подходите,
Да только карманы берегите
И глаза протрите!..
А вот и я, развеселый потешник,
Известный столичный насмешник.
Публику оморачиваю,
Себе пятачки заколачиваю!..
Подходи люд честной,
Люд божий
4.
Да всякий прохожий!
За медный пятак
Покажу представление
И этак и так.
Эй, парни и девицы,
Молодцы и молодицы,
Купцы и купчихи,
Дьяки и дьячихи,
Крысы приказные
И гуляки праздные.
Скорей подходите,
Билеты берите!
Всякая шушера
Петрушкину комедию слушала,
Осталась довольна за представление-
Еще раз мое вам нижайшее почтение!
Эй вы, скупые алтынники,
Вынимайте-ка свои полтинники и гривны,
Сейчас увидите дела дивны!..
Ведущая.
Какая красивая мелодия встретила мое появление. Неужели я попала на самую настоящую ярмарку? А что, разве на Руси перевелись мастера-умельцы? Да никогда такого быть не может. Ведь основой для их вдохновения в течение многих веков была красота нашей земли. С детских лет они любовались ею и сами становились художниками. Вот почему сегодня мы пришли на смотр поделок наших мастеров. Здесь, на ярмарке, царит настоящий красочный праздник. А сколько тут товаров - просто глаза разбегаются! Кажется, все ремесла представлены и народные промыслы.
Ах, ярмарка, кругом – веселье, смех,
А мы повеселимся лучше всех.
Искусные товары там и тут.
Раскупятся товары в пять минут.
Ну, просто разбегаются глаза,
Что лучше всех – сказать никак нельзя.
Пришли сюда лихие мастера,
И ярмарке мы все кричим: «Ура!»
5.
Снова звучит веселая музыка с криками «ура» вбегают четыре зазывалы. Они окружают ведущую. Каждый из них азартно и весело рекламирует свой товар.
1-ый зазывала. Глиняные кошки! (Показывает образец кошки-
копилки)
Расписные матрешки! (Показывает матрешку
или образец расписной матрешки.)
2-ой зазывала. Сладкие леденцы! (Показывает огромный
«петушок на палочке».)
Золотые бубенцы! (звенит связкой
колокольчиков)
3-ий зазывала. Хохломские ложки! (Наигрывает на ложках
веселый ритм)
Губные гармошки! (Извлекает из губной
гармошки подобие любого мотива.)
4-ый зазывала. Медовые коврижки! (Показывает огромный
образец кренделя)
Сказочные книжки! (Показывает обложку с
изображением известного сказочного сюжета.)
5-ый зазывала. Пестрые ткани на платье Тане и Ване!
(размахивает мотком разноцветных лент.)
Звучит веселый народный наигрыш. Каждый из зазывал берет свою поделку
В правую руку, а левой хватается за конец ленточки, которую протягивает ему продавец тканей. Он встает в центр сцены, остальные расходятся в стороны от него, образуя круг. Получается фигура, напоминающая карусель. Под звуки музыки карусель кружится. С окончанием музыки зазывалы убегают.
Ведущая.
Вот это славное начало. Сколько же на нашей ярмарке интересного! Прямо и не знаю, с чего начать рассматривать ее экспонаты. Каждый из прилавков красив и наряден. К каждому так и хочется подойти. А что, если сперва подойти к самому простому – к игрушкам. Ведь они есть у всех детей без исключения, были они и у взрослых, когда те сами были детьми. Игрушки делали из дерева, лепили из глины, плели из соломы, шили из лоскутков. А вот самой известной в мире русской народной куклой считается всем нам хорошо известная матрешка.
Под звуки народной мелодии на полупальцах входят матрешки. Они исполняют русский перепляс. Затем матрешки выстраиваются в ряд перед зрителями.
Ой, какие гости пришли к нам на ярмарку! Откуда вы, дорогие матрешечки?
1-ая матрешка. Родиной расписной матрешки считается подмосковный город Сергиев Посад. Здесь впервые наладили производство русской деревянной куклы, которая до сих пор вызывает восхищение во всем мире. Сергиевопосадскую матрешку разрисовывают гуашевыми красками, но ее расцветка не очень пестрая.
2-ая матрешка.
У меня, матрешечки,
Носик, как картошечка,
Щечки – как клубника,
Я приятна ликом.
Глазоньки - как сливы,
Очень я красива.
3 – я матрешка. Но матрешки сергиевопосадские отличаются от своих сестриц из других мест России. Вот в Нижегородской области она представляет собой русскую красавицу, раскрашенную ярко и насыщенно. Причем в руке такая нижегородка обязательно держит букет цветов.
Дымковский закликала. (В руках игрушки.)
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, Фью-ти, Фью-ти, Фью!
Фью-ти, Фью-ти, гнезда вью.
(Свистит в свистульку.)
Экскурсовод по дымковскому промыслу.
В России немало мест, где делают глиняные игрушки, но Дымковская - самая популярная из них, самая разнообразная, самая многоцветная.
Есть на окраине старинного города Вятки (ныне Киров) слобода Дымково.
Вот там и делают знаменитую игрушку, делают давно, еще с XV века. А в середине XIX века дымковские мастера делали до ста тысяч игрушек в год. Продавали их весной на ярмарке, которая называлась «свистуньей» или «свистопляской». Игрушке на этих праздничных ярмарках отводилось особое место.
Затейлива дымковская игрушка, каких только сюжетов в ней нет: и всадники, и кони, и бараны, уточки, коровы, дамы в шляпах, с зонтиками, сумочками, собачками, водоноски и кормилицы. И особенная гордость дымковских мастеров – павлин или индюк. И все расписаны веселыми разноцветными кругами, крупными и мелкими, отделаны особенной дымковской оборкой. Один раз увидев, дымку не спутаешь ни с какой другой игрушкой.
Девочки в русских народных костюмах:
Русские крестьяне очень долго готовились к появлению ребенка в семье. Вместе со свивальничком, пеленкой, уголком от дурного глаза и одеяльцем будущему малышу сооружали куклу.
Делали ее без иголки и ножниц. Нельзя было ни порезать, ни уколоть палец.
Ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которая должна оберегать малыша.
Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали в пустую колыбель: обжить и обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали рядом с ним, приговаривая: «Сонница – бессонница не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Так игрушка служила оберегом от болезней, бессонницы и прочих напастей. Она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Так ее и называли берегиня, оберег.
Тряпичную берегиню дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя ее на замужество.
Невесте на свадьбу дарили кукол, чтобы родилось побольше деток.
Традиция приглашать кукол на свадьбу сохранилась до наших дней.
Часто в субботний день на улицах города можно увидеть свадебный кортеж из легковых машин, украшенных лентами, шарами, цветами. А на машине невесты мы всегда видим куклу. Как и у других народов, у русских в эту игрушку вкладывается определенный смысл – она наделена магической силой плодородия. Вот почему кукла свадебный атрибут.
Кукла оберег была в девятнадцатом веке в каждой русской избе, их было двенадцать, и они все имели имена. Например, «ОГНЕЯ» - кукла, которая хранила дом от огня. Куклы эти висели у печки и оберегали хозяев от различных болезней и напастей.
Куклой оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».
Если посмотреть на традиционную тряпичную куклу, то обращает на себя внимание ее безликость. Лицо ее, как правило, не обозначалось, оставалось безликим. В народе это объяснялось просто. Лицо кукле не мазали, потому что не умели, да и нечем было. Еще в первом десятилетие двадцатого века не в каждой деревенской избе имелись краски, чернила, карандаши. Поэтому в каких-то отдельных случаях тряпичная кукла действительно могла оставаться безликой по этим причинам.
Под музыку вбегают мастера из Жостова с подносами в руках.
Мастера (вместе, наперебой) Подносы! Подносы! Подносы! (Показывают свои товары.)
Ведущая. Ой, к каким это умельцам я попала?
1-ый мастер. А вот взгляните: у нас изделия из металла – расписные подносы.
Ведущая. Какие красивые вещи! Как они появились на Руси?
1-ый мастер. Расписные подносы стали изготовлять в начале XVIII века, когда в России отмечалось активное развитие металлургического производства, а значит, и выпуск листового железа. Центром отечественной металлургии был тогда уральский город Нижний Тагил. Там красочные подносы и родились.
2-ой мастер. Их делали разных форм – с узором по краям, с фигурными ручками. По загрунтованному металлу наносился цветной фон, а уж по нему – орнамент: веточки с цветами, букет или веночек. Рисовали их не только кистью, но и просто пальцем. А сто лет спустя, в начале XIX века, декоративная роспись подносов стала популярной и в других местах России. Самыми знаменитыми оказались подносы из подмосковной деревни Жостово.
3-ий мастер. Смотрите, в Жостове возникли даже новые их формы – круглые, овальные, прямоугольные, крылатые, похожие на гитару, фестончатые. Подготовив поверхность металла, мастер-рисовальщик мягкой беличьей кисточкой выводит свои картины. Разнообразие их кажется безграничным.
4-ый мастер. В росписи как будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы и другие садовые и полевые цветы. Иногда их обводят тонкой линией, изящными штрихами подчеркивают лепестки, тычинки, прожилки. Порой в рисунок вставляются перламутровые пластины, а для завершения композиции по краям делают золотой ободок.
Ведущая. Да, глянешь на ваши подносы и засмотришься.
Мастера (по очереди).
Распрекрасным птицам
Где бы приземлиться?
На поднос присели,
Цветы рассмотрели.
Лепестки играют,
Листики сверкают.
Хороши картинки-
Пестики, тычинки.
Звучит лирическая народная мелодия. Вереницей входят девочки в наброшенных на плечи павловских платках.
Ну, этот промысел мы все знаем очень хорошо. Какая же красавица раньше обходилась без павловского платка! Разве можно в нашу русскую зиму прожить без такого головного убора – теплого да нарядного? А в холодный вечер приятно согреться, набросив его себе на плечи. Откуда берет начало эта чудесная вещь?
1-я девочка. Самое интересное, что производство павловопосадских платков и шалей сохранилось неизменным до наших дней. Город Павловский Посад находится в 60 километрах к востоку от Москвы. Там поддерживают замечательную самобытную традицию изготовления платков.
2-я девочка. Главное их достоинство - в нарядных узорах, пышных и разнообразных, в цветочных росписях. В картинах на ткани отражена любовь к родной природе, глядя на них, так и видишь веселые русские хороводы и переплясы.
3-я девочка. Основной рисунок павловских платков – яркие розы в букетах или гирляндах на черном или цветном фоне, полевые цветы и травы.
4-я девочка. Рисунок дополняет бахрома, обычно цвета основной ткани.
5-я девочка. Изображение на материю наносится с помощью специальной техники – набойки на особых досках. Прежде для выполнения одного платка требовались не менее двадцати разных досок.
Ведущая. Я знаю, что павловские платки и шали – лауреаты многих международных выставок, Например, в 1958 г. на выставке в Брюсселе шаль под названием «Розы и рябина» получила высшую премию – Гран-при.
Вот платок из Павлово
Рассмотрю я заново.
По краям его тесьма,
Шерстяная бахрома.
Будет теплым мой платок,
Станет теплым вечерок.
Девочки в платках отходят на второй план. Вбегают остальные участники ярмарки. Среди них гончары из Гжели, мастера из села Городец, вышивальщицы.
1-й гончар. А – вот каждому необходимый предмет, лучше которого не было и нет!
Ведущая. А что это вы держите в руках?
1-й гончар. Это посуда из всемирно известной подмосковной Гжели. Так обобщенно называют район, в который входят тридцать сел и деревень, в том числе и село Гжель. Еще сам Михайло Васильевич Ломоносов называл гжельскую глину лучшей для изготовления посуды. Вот жители здешних мест и стали гончарами.
2-й гончар. Глядите, вот чем отличается гжельская керамика от всякой другой – одноцветной синей кобальтовой росписью. Увидишь ее и сразу определишь – эта вещица из Гжели.
3-й гончар. Гжельская посуда с синей росписью по белому фону завоевала огромную популярность у русского народа. Во многих домах можно встретить необычайно уютный гжельский чайник для заварки – белый с синими носиком, ручкой и крышкой – или гжельскую сахарницу в виде горшочка с синим краешком.
Мастера из села Городец. На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XVII веке. С давних времен много здесь было плотников и резчиков по дереву. Материал всегда был под рукой – край кругом лесной.
Особенно славились Городецкие донца для прялок. Украшали их резьбой, а потом и росписью. С этих донец и началась знаменитая Городецкая роспись.
Городецкая роспись сюжетная: барыньки здесь гуляют под зонтиками, мчатся тройки, впряженные в расписные сани, из нескольких взмахов кисточки возникает изящный вороной конь или чудо-птица с павлиньим хвостом. И все это – в окружении необыкновенных, сказочных цветов. У них и названия свои, особенные: розаны и купавки. А главной отличительной особенностью Городецкой росписи является оживка – отделка белым цветом. От этого роспись становится особенно нарядной.
Вышивальщицы.
На горе-то стоит елочка
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела, красна девица.
Во левой руке держала пряличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке:
Шила девица приданое,
Что приданое немалое.
Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что уже в IX-XII веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. В прошлом буквально каждая русская женщина любого сословия умела вышивать с детства. Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова – Ксения; умела вышивать и первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Вышивкой украшали иконы, одежду, обувь, пояса, конскую сбрую, жилища.
Вышивку выполняли при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, щелка, серебра, золота.
Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовался геометрический орнамент. Изображался знак Солнца в виде ромба, круга, ладьи с конскими и птичьими головами; женская фигура – это богиня – мать сыра земля; среди растительных форм – древо жизни с фигурами всадников,
Птиц, оленей и т.д.
Вышивки выполняли не просто как украшения, но и как обереги от зла. Они были призваны приносить добро человеку.
В народных вышивках всегда пользовались несколькими видами швов. Это «крест», «роспись», «гладь», «строчка», «перевить», и многие другие.
Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для Севера характерна вышивка крестом, вырезом, гладью.
Основная особенность среднерусской вышивки – цветная перевить (мережка).
Ведущая. Да, поучительной оказалась наша экскурсия по ярмарке изделий народных промыслов. И деревянные поделки мы увидели, и шерстяные ткани, и глиняную посуду, и железные подносы. Вот сколько ремесел известно в нашей стране. И в любом из них живет и развивается добрая художественная традиция. Но не надо расстраиваться, что еще многого, чем богата наша держава, мы не успели посмотреть. Значит, у нас есть повод заглянуть на ярмарку русских мастеров еще не один раз.
Ведущая. Много чего можно было увидеть на русских праздниках. Но обязательными были шуточные игры, конкурсы-состязания.
Звучит веселая народная мелодия.
1-й зазывала: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
2-й зазывала: Песнями да считалками побалуйте!
3-й зазывала: Давно мы вас ждем-поджидаем!
4-й зазывала: Ай да загадочки вам загадаем!
5-й зазывала: «Делу время, а потехе час!» - объявляем
И веселую нашу ярмарку начинаем.
Коробейники. Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь! Запаситесь впрок учением, шуткой доброй и весельем.
Прилавок «Скороговорки»
1.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Приз получит только тот,
Кто три раза без запинки
Фразу вслух произнесет:
Сыворотка из-под простокваши.
От топота копыт пыль по полю летит.
Был тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа тупа.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей;
Две мыши поплоше несли по два гроша.
Прилавок «Пословицы»
2.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помошницы
И в жизни верные друзья.
Игра «Собери пословицу»
3.
Дело, бояться, мастер.
Тонко, ждать, прясть, долго.
Прорехи, сшито, где, нитку, жди, на живую, там, прорехи.
Кафтан, клинья, не сошьешь, без.
Забота, работа, не, сушит.
Куда, туда, иголка, нитка.
Раз, десять, один, отрежь, примерь.
Спать, ждать, не евши, пирог.
Игра «Закончи пословицу»
4.
Труд человека (кормит).
Порог поскребла, (пирог испекла).
Всяк портной на свой (покрой).
Не скучай работой, ( а скучай заботой).
Съел бы пирог, (да в печи сжег).
Сразу всему не (научишься).
Делу время, (потехе час).
Чему учился, (тому и пригодился).
Ремесло пить-есть не просит, а (само кормит).
Не топор тешет, а (плотник).
Ремеслу везде (почёт).
Одно дело делаешь - другого (не порть).
Каков мастер, (таково и дело).
Труд человека кормит, а (лень портит).
Семеро одного (не ждут).
Прилавок «Загадки»
5.
Ой-люли, та-ра-ра!
Заходи-ка, детвора!
Да подумай, посмекай,
Все загадки отгадай.
У двух матерей по пяти сыновей (руки).
Вокруг поля достанут, а вокруг головы не достанут (глаза).
Всякому мальчику по чуланчику (перчатка)
Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (клубок)
Два кольца, два конца – в середине гвоздь (ножницы)
Бык железный, хвост кудельный (иголка с ниткой)
Остренька, маленька, скачет – всех людей красит (иголка)
15.
Отгадайте сказочных умельцев:
6.
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет? /Золушка/
Работать умела красиво и ловко
В деле любом, проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла
Кто мастерица эта была? /Василиса Премудрая/
Прокатиться мы решили
С ветерком в автомобиле.
Правду в сказке вам сказали:
Сами мы его создали!
Ведь такого нет нигде!
Ездит он на газводе,
И сироп в нем вместо смазки,
Из какой, друзья, мы сказки? /Винтик и Шпунтик/
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил? /Папа Карло/
7.
Конкурсы на сноровку / кто быстрее/:
Развязать узлы
Перемотать клубок
8.
«Абракадабра» /Расшифровать знакомые слова/:
Лига /игла/; Цынижон /ножницы/; Китин /нитки/; Руфтак /фартук/; Бюак /юбка/; Фанасар /сарафан/
16.
9.
Выбрать из названий ремесел, те, о которых шла речь на сегодняшнем празднике:
Федоскино; Хохлома; Павловопосадские шали; Дымковская игрушка; Матрешка; Жостово; Палех; Гжель; Вышивка; Вологодские кружева; Городецкая роспись.
Глашатай /трубит/.
А теперь позвольте, дорогие гости,
Отдать вам наше нижайшее почтение,
Благодарить за посещение,
Приходите в другой раз, уважим
И одно вам скажем,
Что тешились на ярмарках в старину
Не только голь и баре.
Но и родовитые бояре.
А теперь ступайте,
По Манежу гуляйте,
Разными шутками себя развлекайте.
Господа умные и глупцы,
Дворяне и купцы,
И купчихи краснощекие-
Всем вам мои поклоны глубокие (кланяется на все стороны).
15