Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления «В мире профессий» для 1-4 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Рекомендовано для утверждения
Руководитель ШМО
_________/Бережная Е.А./
                             ФИО
Протокол
от «29» августа 2016 года
№ 1
Согласовано
Заместитель директора по УВР  
__________/ ________________
                             ФИО
 «30» августа 2016 г

Утверждено
Директор школы
________/Ченская С.В./
                                   ФИО
 Приказ
от «31» августа 2016 года № 280






Рабочая программа
по внеурочной деятельности
социального направления
«В мире профессий»
для 1-4 классов




Составитель:
Сундарева Ирина Григорьевна,
учитель начальных классов
















г. Черногорск
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании нормативных документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Основная образовательная программа школы;
Авторская программа Сухаревской Е.Ю. «Мир профессий»
     Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Место курса в плане внеурочной деятельности школы:
На реализацию программы «В мире профессий» предусмотрено 135 часов: в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа (по 1 часу в неделю). Продолжительность занятия в 1-2 классах составляет 25 минут, в 3-4 классах –35 минут.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные, метапредметные результаты освоения «В мире профессий».
Личностные УУД:
заинтересованность в развитии своих способностей;
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
способность добывать новую информацию из различных источников.
Коммуникативные УУД:
формулирование собственного мнения;
умение распределять функции и роли в совместной деятельности;
умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Регулятивные УУД:
выполнение возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами школьника;
установление соответствия полученного результата поставленной цели;
умение адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок.



Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Актуальность данного курса велика. Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Педагогическая идея. Ученики 1 – 4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними  профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства. 
       Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала  в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.
        Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Виды деятельности. Программа «В мире профессий» включает мероприятия на более подробное знакомство учащихся с видами трудовой деятельности  уже знакомыми  детям, с классификацией профессий, с профессиями  родителей, на расширение знаний  о профессиях нашего города. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации занятий. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работы с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные.
Формы работы:
- беседы;
- экскурсии;
- встречи с людьми интересных профессий;
- игры: ролевые, компьютерные, настольные, семейные;
- просмотры кинофильмов, мультимедиа, видеофильмов;
- литературные композиции, инсценирование;
- устные журналы, викторины;
- проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Программа разработана на основе психолого-педагогических принципов:
принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
принцип преемственности;
принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);
принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);
принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);
принцип связи с жизнью.
Формы подведения итогов работы:
участие е в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др.
праздники, утренники;
фотовыставки;
методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки  этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Структура занятий
Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
что я знаю об этой профессии;
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Ценностные ориентиры содержания: учащиеся получают представления о разнообразии мира профессий людей, у детей формируется наглядное представление о существенных сторонах профессий, младшие школьники развивают свои творческие и интеллектуальные способности.
Основное содержание

№ п/п
Тема раздела
Всего часов
Рабочая программа по классам




1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.

1
Вводное занятие. Профессии, связанные с природой
35
9
9
9
8

2
Профессии наших мам
34
7
9
9
9

3
Профессии наших пап
34
9
8
8
9

4
Профессии, связанные с путешествиями. Заключительное занятие
32

8
8
8
8


Всего:
135
33
34
34
34



Раздел 1. Профессии, связанные с природой (35 ч)
Цель: Формирование начальных знаний, умений и навыков о труде и культуре
   труда.
Задачи:
познакомить с трудом окружающих людей и их профессиями;
воспитывать уважение к людям разных профессий;
дать понятие о значении труда в жизни человека и раскрыть важность и необходимость труда для общества;
дать понятие о значении труда в сфере «Человек – природа»
Раздел 2. Профессии наших мам (34 ч)
Цель:  знакомство с трудом окружающих людей, представления о разных профессиях.
Задачи:
расширить круг представлений о труде взрослых;
дать понятие о значении труда в сфере «Человек-человек»;
научить устанавливать межличностные отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки специфической трудовой деятельности;
вырабатывать начальные навыки организации своей работы и работы товарищей;
дать почувствовать силу и красоту человеческого труда.
Раздел 3. Профессии наших пап (34 ч)
Цель: продолжить развитие общетрудовых знаний, умений и навыков.
Задачи:
дать понятие о значении труда в сфере «Человек – техника»;
расширить знания о производственной деятельности людей и о технике;
научить проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел;
воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы;
вырабатывать ответственность к выполнению общественных обязанностей.
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (32 ч)
Цель: обобщить и углубить представления о труде и мире профессий.
Задачи:
обобщить знания о значении труда человека;
расширять и углублять представления о различных профессиях;
закладывать основы нравственных представлений, моральных норм и правил поведения;
воспитывать потребность быть полезным людям;
воспитывать нравственные и трудовые основы выбора учащимися жизненного пути.



Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п\п
Тема
Кол-во часов
аудиторные
внеаудиторные


Раздел 1. Профессии, связанные с природой (9 ч)

1
Вводное занятие. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства
1
1



2
У бабушки в деревне
1
1



3
Ловись, рыбка
1
1



4
Труженики леса
1

1


5
Хлеб – всему голова
1
1



6
 Профессия овощевод.
1

1


7
Знакомьтесь. Агроном
1
1



8
Профессия цветовод
1

1


9
Все работы хороши, выбирай на вкус
1

1


Раздел 2. Профессии наших мам (7 ч)

10
В магазине
1

1


11
В библиотеке
1

1


12
Весёлая портняжка
1
1



13
Расти здоровым
1

1


14
Я в учителя пойду
1

1


15
Кухонный переполох
1

1


16
Причёски такие разные. Профессии наших мам
1

1


Раздел 3. Профессии наших пап (9 ч)

17
Заводская проходная
1
1



18
Строим дом. У кого мастерок, у кого молоток
1

1


19
Весёлый мастерок
1
1



20
Профессия водитель
1

1


21
Осторожно огонь!
1
1



22
Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат
1

1


23
Профессия «Шахтёр»
1

1


24
Профессии нашего города
1

1


25
Все профессии нужны, все профессии важны. Кем быть? Каким быть?
1
1



Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (6 ч)

26
Куда уходят поезда
1
1



27
Высоко в облаках
1
1



28
Космическое путешествие
1
1



29
Морское путешествие
1
1



30
На арене цирка
1

1


31
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год
1

1

















2 класс (34 часа)
№ п\п
Тема
Кол-во часов
аудиторные
внеаудиторные


Раздел 1. Профессии, связанные с природой (9 ч)

1
Вводное занятие.
Труд в почете любой, мир профессий большой!
1
1



2
Мы – строители будущего!
1
1



3
Какие бывают профессии
1
1



4
Профессия садовод
1

1


5
Беречь природу – это важно!
1
1



6
Кто работает на полях
1

1


7
Профессии редкие и забытые
1
1



8
В сельском хозяйстве
1

1


9
По земле, под землёй, по воде, по воздуху
1

1


Раздел 2. Профессии наших мам (9 ч)

10
Оденем куклу на работу, едем на работу
1

1


11
Мы идем в магазин
1

1


12
Аптека
1

1


13
Моя мама врач
1

1


14
Профессия повар
1

1


15
Домашний помощник
1
1



16
Парикмахерская
1

1


17
Кулинарный поединок
1

1


18
Работники издательств и типографии
1
1



Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч)

19
Веселые мастерские
1
1



20
По дороге идут машины. ПДД
1

1


21
Строительные специальности
1
1



22
Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй
1

1


23
Знакомство с промышленными профессиями
1

1


24
Куда уходят поезда
1
1



25
Угадай профессии
1

1


26
Истоки трудолюбия
1
1



Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (8 ч)

27
Откуда сахар пришел
1
1



28
Профессия летчик
1
1



29
Космическое путешествие
1
1



30
По морям, по волнам
1
1



31
Путешествие на стройку
1

1


32
Мои земляки в мире творческих профессий
1

1


33
Путешествие в мир профессий
1

1


34
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год
1
1














3 класс (34 часа)

№ п\п
Тема
Кол-во часов
аудиторные
внеаудиторные


Раздел 1. Профессии, связанные с природой (9 ч)

1
Вводное занятие.
Особенности и назначение профессий
1
1



2
Забытая профессия
1
1



3
В сельском хозяйстве
1
1



4
Труд в почёте любой!
1

1


5
Вся жизнь – творчество! Профессия цветовод
1

1


6
Ландшафтный дизайнер
1

1


7
Специалист по охране леса
1
1



8
Ветеринар и зоотехник
1
1



9
Профессия геодезист
1
1



Раздел 2. Профессии наших мам (9 ч)

10
Трудовая история моей семьи.
1
1



11
Трудовая гордость моей семьи
1

1


12
Семейные династии
1
1



13
Вот у Коли, например, мама - милиционер
1

1


14
Мама – лётчик? Что ж такого?
1
1



15
Быть нужным людям
1

1


16
Сердце отдаю детям. Профессия учитель
1

1


17
Самая лучшая профессия
1

1


18
Профессия модельер
1
1



Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч)

19
В сфере обслуживания
1
1



20
Многообразие рабочих профессий
1

1


21
Профессии отважных
1
1



22
На борьбу с огнём
1

1


23
Профессия – спасатель
1

1


24
Праздник в городе мастеров
1
1



25
Профессия моего папы очень интересна и необычна
1

1


26
Профессия полицейского
1
1



Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (8 ч)

27
Профессия. Что и как мы выбираем
1
1



28
Профессии такие разные
1
1



29
Путешествие в книжную страну «Наши друзья-книги»
1
1



30
Как приходят вести
1
1



31
Путешествие в пожарную часть
1

1


32
Мои земляки в мире творческих профессий
1

1


33
Мы идём в магазин
1

1


34
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год
1
1












4 класс (34 часа)
№ п\п
Тема
Кол-во часов
аудиторные
внеаудиторные


Раздел 1. Профессии, связанные с природой (8 ч)

1
Вводное занятие.
Человек трудом красен!
1
1



2
Викторина «Что мы узнали?»
1
1



3
Чем пахнут ремесла?
1
1



4
Кем я хочу стать?
1

1


5
Палитра профессий
1

1


6
Труженики леса
1
1



7
Мастер сельскохозяйственного производства
1
1



8
Как сохранить природу!
1

1


Раздел 2. Профессии наших мам (9 ч)

9
Профессия репортёр
1
1



10
Профессия журналист
1

1


11
Ярмарка профессий
1
1



12
Много профессий хороших и разных
1

1


13
Дети и материнство
1

1


14
Математика в профессии моих родителей
1
1



15
Профессия мамы – самая лучшая!
1

1


16
Кулинарный поединок
1

1


17
Турнир профессионалов
1

1


Раздел 3. Профессии наших пап (9 ч)

18
Профессии 21 века
1
1



19
Есть такая профессия – Родину защищать
1
1



20
Столярная мастерская
1

1


21
Всякий труд надо уважать
1
1



22
Лучший по профессии
1

1


23
Умным быть – модно!
1
1



24
Профессия автомеханика
1

1


25
Мастер отделочных строительных работ
1
1



26
О профессиях разных, нужных и важных





Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (8 ч)

27
Туризм и путешествия
1
1



28
На арене цирка
1

1


29
Марафон профессий
1
1



30
Первые шаги к выбору профессии
1
1



31
Я исследую мир профессий
1

1


32
Путешествие в мир сказок
1
1



33
Профессии будущего
1

1


34
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год
1
1






























Приложение
Календарно-тематическое планирование
1А класс
на 2016-2017 учебный год
№ п\п
Тема
Кол-во часов
аудиторные
внеаудиторные
Дата проведения
Примечание

Раздел 1. Профессии, связанные с природой (9 ч)


1
Вводное занятие. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства
1
1

05.09


2
У бабушки в деревне
1
1

12.09


3
Ловись, рыбка
1
1

19.09


4
Труженики леса
1

1
26.09


5
Хлеб – всему голова
1
1

03.10


6
 Профессия овощевод.
1

1
10.10


7
Знакомьтесь. Агроном
1
1

17.10


8
Профессия цветовод
1

1
24.10


9
Все работы хороши, выбирай на вкус
1

1
14.11


Раздел 2. Профессии наших мам (7 ч)


10
В магазине
1

1
21.11


11
В библиотеке
1

1
28.11


12
Весёлая портняжка
1
1

05.12


13
Расти здоровым
1

1
12.12


14
Я в учителя пойду
1

1
19.12


15
Кухонный переполох
1

1
26.12


16
Причёски такие разные. Профессии наших мам
1

1
09.01


Раздел 3. Профессии наших пап (9 ч)


17
Заводская проходная
1
1

16.01


18
Строим дом. У кого мастерок, у кого молоток
1

1
23.01


19
Весёлый мастерок
1
1

30.01


20
Профессия водитель
1

1
06.02


21
Осторожно огонь!
1
1

20.02


22
Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат
1

1
27.02


23
Профессия «Шахтёр»
1

1
06.03


24
Профессии нашего города
1

1
13.03


25
Все профессии нужны, все профессии важны. Кем быть? Каким быть?
1
1

20.03


Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (6 ч)


26
Куда уходят поезда
1
1

03.04


27
Высоко в облаках
1
1

10.04


28
Космическое путешествие
1
1

17.04


29
Морское путешествие
1
1

24.04


30
На арене цирка
1

1
15.05


31
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год
1

1
22.05




фђ Заголовок 115