Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления «В мире профессий» для 1-4 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Рекомендовано для утверждения
Руководитель ШМО
_________/Бережная Е.А./
ФИО
Протокол
от «29» августа 2016 года
№ 1
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________/ ________________
ФИО
«30» августа 2016 г
Утверждено
Директор школы
________/Ченская С.В./
ФИО
Приказ
от «31» августа 2016 года № 280
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
социального направления
«В мире профессий»
для 1-4 классов
Составитель:
Сундарева Ирина Григорьевна,
учитель начальных классов
г. Черногорск
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании нормативных документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Основная образовательная программа школы;
Авторская программа Сухаревской Е.Ю. «Мир профессий»
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Место курса в плане внеурочной деятельности школы:
На реализацию программы «В мире профессий» предусмотрено 135 часов: в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах – по 34 часа (по 1 часу в неделю). Продолжительность занятия в 1-2 классах составляет 25 минут, в 3-4 классах –35 минут.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные, метапредметные результаты освоения «В мире профессий».
Личностные УУД:
заинтересованность в развитии своих способностей;
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
способность добывать новую информацию из различных источников.
Коммуникативные УУД:
формулирование собственного мнения;
умение распределять функции и роли в совместной деятельности;
умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Регулятивные УУД:
выполнение возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами школьника;
установление соответствия полученного результата поставленной цели;
умение адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Актуальность данного курса велика. Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Педагогическая идея. Ученики 1 – 4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.
Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Виды деятельности. Программа «В мире профессий» включает мероприятия на более подробное знакомство учащихся с видами трудовой деятельности уже знакомыми детям, с классификацией профессий, с профессиями родителей, на расширение знаний о профессиях нашего города. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации занятий. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работы с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные.
Формы работы:
- беседы;
- экскурсии;
- встречи с людьми интересных профессий;
- игры: ролевые, компьютерные, настольные, семейные;
- просмотры кинофильмов, мультимедиа, видеофильмов;
- литературные композиции, инсценирование;
- устные журналы, викторины;
- проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Программа разработана на основе психолого-педагогических принципов:
принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
принцип преемственности;
принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);
принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);
принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);
принцип связи с жизнью.
Формы подведения итогов работы:
участие е в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др.
праздники, утренники;
фотовыставки;
методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Критерии успешности прохождения программы
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Структура занятий
Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
что я знаю об этой профессии;
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Ценностные ориентиры содержания: учащиеся получают представления о разнообразии мира профессий людей, у детей формируется наглядное представление о существенных сторонах профессий, младшие школьники развивают свои творческие и интеллектуальные способности.
Основное содержание
№ п/п
Тема раздела
Всего часов
Рабочая программа по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
1
Вводное занятие. Профессии, связанные с природой
35
9
9
9
8
2
Профессии наших мам
34
7
9
9
9
3
Профессии наших пап
34
9
8
8
9
4
Профессии, связанные с путешествиями. Заключительное занятие
32
8
8
8
8
Всего:
135
33
34
34
34
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (35 ч)
Цель: Формирование начальных знаний, умений и навыков о труде и культуре
труда.
Задачи:
познакомить с трудом окружающих людей и их профессиями;
воспитывать уважение к людям разных профессий;
дать понятие о значении труда в жизни человека и раскрыть важность и необходимость труда для общества;
дать понятие о значении труда в сфере «Человек – природа»
Раздел 2. Профессии наших мам (34 ч)
Цель: знакомство с трудом окружающих людей, представления о разных профессиях.
Задачи:
расширить круг представлений о труде взрослых;
дать понятие о значении труда в сфере «Человек-человек»;
научить устанавливать межличностные отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки специфической трудовой деятельности;
вырабатывать начальные навыки организации своей работы и работы товарищей;
дать почувствовать силу и красоту человеческого труда.
Раздел 3. Профессии наших пап (34 ч)
Цель: продолжить развитие общетрудовых знаний, умений и навыков.
Задачи:
дать понятие о значении труда в сфере «Человек – техника»;
расширить знания о производственной деятельности людей и о технике;
научить проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел;
воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы;
вырабатывать ответственность к выполнению общественных обязанностей.
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (32 ч)
Цель: обобщить и углубить представления о труде и мире профессий.
Задачи:
обобщить знания о значении труда человека;
расширять и углублять представления о различных профессиях;
закладывать основы нравственных представлений, моральных норм и правил поведения;
воспитывать потребность быть полезным людям;
воспитывать нравственные и трудовые основы выбора учащимися жизненного пути.
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п\п
Тема
Кол-во часов
аудиторные
внеаудиторные
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (9 ч)
1
Вводное занятие. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства
1
1
2
У бабушки в деревне
1
1
3
Ловись, рыбка
1
1
4
Труженики леса
1
1
5
Хлеб – всему голова
1
1
6
Профессия овощевод.
1
1
7
Знакомьтесь. Агроном
1
1
8
Профессия цветовод
1
1
9
Все работы хороши, выбирай на вкус
1
1
Раздел 2. Профессии наших мам (7 ч)
10
В магазине
1
1
11
В библиотеке
1
1
12
Весёлая портняжка
1
1
13
Расти здоровым
1
1
14
Я в учителя пойду
1
1
15
Кухонный переполох
1
1
16
Причёски такие разные. Профессии наших мам
1
1
Раздел 3. Профессии наших пап (9 ч)
17
Заводская проходная
1
1
18
Строим дом. У кого мастерок, у кого молоток
1
1
19
Весёлый мастерок
1
1
20
Профессия водитель
1
1
21
Осторожно огонь!
1
1
22
Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат
1
1
23
Профессия «Шахтёр»
1
1
24
Профессии нашего города
1
1
25
Все профессии нужны, все профессии важны. Кем быть? Каким быть?
1
1
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (6 ч)
26
Куда уходят поезда
1
1
27
Высоко в облаках
1
1
28
Космическое путешествие
1
1
29
Морское путешествие
1
1
30
На арене цирка
1
1
31
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год
1
1
2 класс (34 часа)
№ п\п
Тема
Кол-во часов
аудиторные
внеаудиторные
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (9 ч)
1
Вводное занятие.
Труд в почете любой, мир профессий большой!
1
1
2
Мы – строители будущего!
1
1
3
Какие бывают профессии
1
1
4
Профессия садовод
1
1
5
Беречь природу – это важно!
1
1
6
Кто работает на полях
1
1
7
Профессии редкие и забытые
1
1
8
В сельском хозяйстве
1
1
9
По земле, под землёй, по воде, по воздуху
1
1
Раздел 2. Профессии наших мам (9 ч)
10
Оденем куклу на работу, едем на работу
1
1
11
Мы идем в магазин
1
1
12
Аптека
1
1
13
Моя мама врач
1
1
14
Профессия повар
1
1
15
Домашний помощник
1
1
16
Парикмахерская
1
1
17
Кулинарный поединок
1
1
18
Работники издательств и типографии
1
1
Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч)
19
Веселые мастерские
1
1
20
По дороге идут машины. ПДД
1
1
21
Строительные специальности
1
1
22
Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй
1
1
23
Знакомство с промышленными профессиями
1
1
24
Куда уходят поезда
1
1
25
Угадай профессии
1
1
26
Истоки трудолюбия
1
1
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (8 ч)
27
Откуда сахар пришел
1
1
28
Профессия летчик
1
1
29
Космическое путешествие
1
1
30
По морям, по волнам
1
1
31
Путешествие на стройку
1
1
32
Мои земляки в мире творческих профессий
1
1
33
Путешествие в мир профессий
1
1
34
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год
1
1
3 класс (34 часа)
№ п\п
Тема
Кол-во часов
аудиторные
внеаудиторные
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (9 ч)
1
Вводное занятие.
Особенности и назначение профессий
1
1
2
Забытая профессия
1
1
3
В сельском хозяйстве
1
1
4
Труд в почёте любой!
1
1
5
Вся жизнь – творчество! Профессия цветовод
1
1
6
Ландшафтный дизайнер
1
1
7
Специалист по охране леса
1
1
8
Ветеринар и зоотехник
1
1
9
Профессия геодезист
1
1
Раздел 2. Профессии наших мам (9 ч)
10
Трудовая история моей семьи.
1
1
11
Трудовая гордость моей семьи
1
1
12
Семейные династии
1
1
13
Вот у Коли, например, мама - милиционер
1
1
14
Мама – лётчик? Что ж такого?
1
1
15
Быть нужным людям
1
1
16
Сердце отдаю детям. Профессия учитель
1
1
17
Самая лучшая профессия
1
1
18
Профессия модельер
1
1
Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч)
19
В сфере обслуживания
1
1
20
Многообразие рабочих профессий
1
1
21
Профессии отважных
1
1
22
На борьбу с огнём
1
1
23
Профессия – спасатель
1
1
24
Праздник в городе мастеров
1
1
25
Профессия моего папы очень интересна и необычна
1
1
26
Профессия полицейского
1
1
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (8 ч)
27
Профессия. Что и как мы выбираем
1
1
28
Профессии такие разные
1
1
29
Путешествие в книжную страну «Наши друзья-книги»
1
1
30
Как приходят вести
1
1
31
Путешествие в пожарную часть
1
1
32
Мои земляки в мире творческих профессий
1
1
33
Мы идём в магазин
1
1
34
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год
1
1
4 класс (34 часа)
№ п\п
Тема
Кол-во часов
аудиторные
внеаудиторные
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (8 ч)
1
Вводное занятие.
Человек трудом красен!
1
1
2
Викторина «Что мы узнали?»
1
1
3
Чем пахнут ремесла?
1
1
4
Кем я хочу стать?
1
1
5
Палитра профессий
1
1
6
Труженики леса
1
1
7
Мастер сельскохозяйственного производства
1
1
8
Как сохранить природу!
1
1
Раздел 2. Профессии наших мам (9 ч)
9
Профессия репортёр
1
1
10
Профессия журналист
1
1
11
Ярмарка профессий
1
1
12
Много профессий хороших и разных
1
1
13
Дети и материнство
1
1
14
Математика в профессии моих родителей
1
1
15
Профессия мамы – самая лучшая!
1
1
16
Кулинарный поединок
1
1
17
Турнир профессионалов
1
1
Раздел 3. Профессии наших пап (9 ч)
18
Профессии 21 века
1
1
19
Есть такая профессия – Родину защищать
1
1
20
Столярная мастерская
1
1
21
Всякий труд надо уважать
1
1
22
Лучший по профессии
1
1
23
Умным быть – модно!
1
1
24
Профессия автомеханика
1
1
25
Мастер отделочных строительных работ
1
1
26
О профессиях разных, нужных и важных
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (8 ч)
27
Туризм и путешествия
1
1
28
На арене цирка
1
1
29
Марафон профессий
1
1
30
Первые шаги к выбору профессии
1
1
31
Я исследую мир профессий
1
1
32
Путешествие в мир сказок
1
1
33
Профессии будущего
1
1
34
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год
1
1
Приложение
Календарно-тематическое планирование
1А класс
на 2016-2017 учебный год
№ п\п
Тема
Кол-во часов
аудиторные
внеаудиторные
Дата проведения
Примечание
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (9 ч)
1
Вводное занятие. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства
1
1
05.09
2
У бабушки в деревне
1
1
12.09
3
Ловись, рыбка
1
1
19.09
4
Труженики леса
1
1
26.09
5
Хлеб – всему голова
1
1
03.10
6
Профессия овощевод.
1
1
10.10
7
Знакомьтесь. Агроном
1
1
17.10
8
Профессия цветовод
1
1
24.10
9
Все работы хороши, выбирай на вкус
1
1
14.11
Раздел 2. Профессии наших мам (7 ч)
10
В магазине
1
1
21.11
11
В библиотеке
1
1
28.11
12
Весёлая портняжка
1
1
05.12
13
Расти здоровым
1
1
12.12
14
Я в учителя пойду
1
1
19.12
15
Кухонный переполох
1
1
26.12
16
Причёски такие разные. Профессии наших мам
1
1
09.01
Раздел 3. Профессии наших пап (9 ч)
17
Заводская проходная
1
1
16.01
18
Строим дом. У кого мастерок, у кого молоток
1
1
23.01
19
Весёлый мастерок
1
1
30.01
20
Профессия водитель
1
1
06.02
21
Осторожно огонь!
1
1
20.02
22
Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат
1
1
27.02
23
Профессия «Шахтёр»
1
1
06.03
24
Профессии нашего города
1
1
13.03
25
Все профессии нужны, все профессии важны. Кем быть? Каким быть?
1
1
20.03
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (6 ч)
26
Куда уходят поезда
1
1
03.04
27
Высоко в облаках
1
1
10.04
28
Космическое путешествие
1
1
17.04
29
Морское путешествие
1
1
24.04
30
На арене цирка
1
1
15.05
31
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год
1
1
22.05
фђЗаголовок 115