Дидактический материал по профориентационной работе В мире профессий — кузнец
Алёнкина Ольга Арнольдовна
КУЗНЕЦ
14 ноября 14 июля, в день покровителей кузнечного искусства –
православных святых Козьмы и Демьяна.
4 ноября – праздник Кузьмы – покровитель кузнецов.
21 сентября – День Сварога (славянский праздник).
Там плавят медь, варганят крицы;
И горен день и ночь кипит;
И мех вздувает надувальный;
И, раз под раз подъемлясь в лад,
Стучит и бьёт за млатом млат
По ребрам звонкой наковальни…
Ф. Глинка
Словарь:
Кузнец – мастер, занимающийся ручной ковкой. Рабочий кузнечного производства.
Наковальня – тяжелая металлическая опора для ручной ковки.
21 сентября – День Сварога (славянский праздник). В Праздник Небесного Кузнеца – Сварога проводятся обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). В это время считается, что Землю сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает. Земля остается на попечении Велеса.
Исторические факты
Кузнечное дело – это одно из старинных и самых уважаемых ремесел. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе. Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от 3 и до 10 лет. Кузня обычно стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа – это кузнец работает.
Рис. Работа кузнецов
Подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.
До XII в. кузнецы были "по совместительству" и гутниками – мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Где-то в конце XI – начале XIII в. кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В XIV-XVII в. произошло разделение кузнецов на отдельные профессии – мечники, ратники, замочники. Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с XVI в. имели право, объединятся в цеха. Во второй половине XVII в. многие белорусские кузнецы работали в Московии, Италии, Венеции и Франции. Учеба продолжалась до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера – кузнец должен был осуществить «путешествие» по ремесленным центрам и сделать какую-то определенную вещь, которую оценивали председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и продолжительность ковки, прочность, если речь шла об оружии.
Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей – односельчан и жителей, окольных деревней. Чаще всего делали нужные в быту вещи: подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи – племянники, братья и сыновья. До конца XIX в. в каждой деревне насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Они работали вместе с помощниками-молотобойцами. Кроме горячей и холодной ковки кузнецы осуществляли сварку, различные слесарные и паяльные работы. Профессиональная деятельность кузнеца была хорошо оплачиваема и уважаема, хоть и тяжелая, то подрастающее поколение в деревне непременно хотело быть кузнецами. Несмотря на то, что современная промышленность потеснила кустарные ремесла, профессия кузнеца остается очень уважаемой. Вокруг нее до сих пор витает ореол мистики и загадки. А кованые изделия сегодня – это дорогие предметы роскоши, изящные произведения искусства. Кроме дня своего покровителя Кузьмы, кузнецы устраивают праздники своей профессии на фестивалях и выставках. Например, во время "Славянского базара в Витебске" ежегодно проходит "Бал Гефеста". Там мастера огня и железа демонстрируют умение превращать металл в цветы, бабочек или даже головной убор.
Куй железо пока горячо.
Возможно, вы слышали русскую поговорку: «Кузнец – всем ремёслам отец». Смысл ее очень прост: инструменты и материалы для многих ремесел делались в кузнице. Иголки и гвозди, молотки и топоры, ножи и ключи – всё это делал кузнец. Даже лапти без кузнеца нельзя было сплести: требовался специальный инструмент. В глубокой древности один кузнец выполнял все работы. Потом, кузнецы разделились на более «узкие» специальности: один ковал подковы, другой – мечи, третий – доспехи, четвёртый узорные решётки для оград. А были ещё златокузнецы, они работали с драгоценными металлами – золотом и серебром, оправляли драгоценные камни. Сейчас – это ювелиры.
Большая печь в кузнице называется горном. В горне много горячих ульев, а сбоку приделан большой мех. Помощник кузнеца раздувает мехом уголья, чтобы жарче горели. Кузнец берёт полосу железа и кладёт её в горн. Железо раскаляется, краснеет, потом белеет и делается мягким. Кузнец берёт железо из горна большими щипцами, кладет его на наковальню и начинает ковать тяжёлым молотком, что кому нужно: подкову, гвоздь, топор, железную ось…На кузнеце кожаный передник, потому что от раскалённого железа сыплются искры. Кузнецу устраивают возле города и покрывают дёрном, чтобы она не загорелась от искр.
К. Ушинский
Рис. Кузнецкая мастерская
Орудия труда
меха щипцы наковальня
молот пинцет передник
Что делает кузнец?
подковы цепи гвозди
Посуда (чугунок) Украшения (бусы, серёжки) корсет
Музей кузнечного дела
Единственный в мире Музей кузнечной науки и техники находится под Москвой, на даче профессора Анатолия Ивановича Зимина, выдающегося ученого-металлурга. В экспозиции, открытой для обозрения в 1975 году, отражена многовековая история древнего ремесла. В старинном бревенчатом доме собрано множество экспонатов: от бронзовых наконечников, кольчуг амбарных замков до кованой пролётки и довоенного троллейбуса.
Ещё при жизни Анатолия Ивановича друзья и просто увлеченные люди приносили на дачу все, что связано с кузнечным делом. Сам хозяин, возвращался из многочисленных поездок по стране, всегда привозил какие-нибудь кованые диковины. Собрал он и уникальную библиотеку по кузнечному делу. А когда его не стало, друзья и родные открыли на даче музей в память о великом кузнеце, как называли Зимина.
Изделия из кузнечного музея (дверная накладка)
Есть замок – нужен ключ
Когда-то давно, соорудив для своего жилища первую дверь, человек задумался о том, как ее запереть. И стал изобретать множество хитроумных приспособлений – крючков, засовов, щеколд, замков.
Крючок Засов Щеколда Замок
Замок – устройство для запирания дверей, шкафов, ящиков мебели то есть куда не должны проникать «непрошенные гости». Издавна различали три типа замков:
Врезные: для них делали специальные углубления в дверной доске и дверной коробке;
Накладные: их прикрепляли к двери с одной стороны;
Висячие: их душка продевалась в кольца, укрепленные на створках двери.
А замки нужно было отпирать – так появились ключи.
Разновидности ключей
Самые древние ключи – древнеегипетские – предназначались для отпирания засовов (запирающее устройство в виде деревянной планки, скользящей в пазах-выемках). Ключи эти ни формой, ни размером не были похожи на современные. Первый ключ нельзя было положить в карман – и не потому, что в древности не было карманов на одежде. Просто размер такого «ключа» мог быть более метра.
Отличные замки делали древнеримские кузнецы. Их изделия были гораздо изящнее, а ключи можно было, как кольца, носить на пальце.
В Киевской Руси начиная с X века применялись висячие пружинные замки различных типов. Они состояли из корпуса и дужки. Открывали такой замок ключом в виде лопаточки с отверстием. В Западной Европе такие замки называли «русскими».
В настоящее время производятся самые разные замки – от простых висячих до кодовых, которые открываются не ключом, а магнитной карточкой с определённым кодом.
Это интересно…
Самая знаменитая замочная скважина (отверстие, через которое ключ вставляют в замок) находится в Риме в главных воротах резиденции Мальтийского ордена. Случайно получилось так, сто через это отверстие открывается вид на Собор Святого Петра. В настоящее время скважина является одним из туристических аттракционов Рима: каждому приезжему хочется заглянуть в нее.
Интересно, а что видно, через замочную скважину Спасских ворот Кремля?
Златокузнецами называли на Руси мастеров-ювелиров, работающих с драгоценными камнями. И они действительно кузнецы, только кузница у них маленькая, на столе помещается, ведь для украшений, которые они делают, не нужен, молот – достаточно маленького молоточка, и держат они свои изделия не большими клещами, а маленькими щипчиками – пинцетами.
Украшения и одежда издавна дополняли друг друга. Любили и любят украшения не только женщины, но и мужчины. Первоначально это были «обереги». Обереги – это защита от злых сил, но постепенно украшения потеряли свой «волшебный» смысл и стали просто украшениями. К ювелирным украшениям предъявляются особые требования, на них ставится специальный знак качества – проба.
Ювелирные украшения прошлого…
Ожерелье Подвеска Браслет Ожерелье Сережки
Вопрос и ответ
Какая самая распространенная фамилия в мире?
Самая распространенная фамилия в мире связана с профессией – кузнеца. В нашей стране очень много людей, носящих фамилию Кузнецов, Ковалев, Ковальчук, Коваль … В Англии широко распространена фамилия Смит, а в Германии – Шмидт. Все эти фамилии произошли от одного древнего, а может быть и древнейшего, ремесла – кузнечного.
Почему люди уважали кузнеца, но в то же время и побаивались?
Кузнеца и в селе и в городе уважали, но и побаивались: кузница обычно была в стороне от жилья, там постоянно горел огонь, оттуда доносились неприятные звуки – стук, звон, шипение – не иначе, знается кузнец с нечистой силой…
Отрывки из литературных произведений о кузнеце
… «Как тебя зовут, душа моя?» – «Акулиной, – отвечает Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой, – да пусти ж, барин; мне пора домой». – «Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василию-кузнецу». – «Что ты? – возразила с живостью Лиза, – ради Христа не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет: отец мой, Василий-кузнец, прибьёт меня до смерти». …
А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
Крылатые слова и выражения, происхождение слов
Блоху подковать. Проявить необыкновенную выдумку в каком-нибудь деле, умение, тонкое мастерство.
Между молотом и наковальней. Быть, находиться в опасности, грозящей с двух сторон.
Кольцо, колесо, колея. Теперь эти слова не воспринимаются как родственные, а на самом деле они ведут свое начало от древнерусского слова «коло», которое означает «круг». Ко всем этим словам примыкают еще и слова, как «около», «околица».
*****
Сбил, сколотил – вот колесо!
Сел да поехал; ах хорошо!
Оглянулся назад – одни спицы лежат.
Вопрос: Почему колесо развалилось?
Петр Великий и кузнец
(сказка)
Вот Петр Первый приезжает к кузнецу на лошади.
– Подкуй-ка мне коня! – говорит. – Только сделай подкову хорошую!
Стал кузнец подкову делать. Сделал подкову и подает ему:
– Что, хороша будет эта подкова?
Петр Первый усмехнулся:
– Хороша, да не совсем!
– Почему не совсем?
– Она, – говорит, – слабая! –
Ну, не знаю, почему она слабая...
Он берет в руки и разгибает эту подкову. Кузнец видит:
– Да, действительно слабая.
Берется делать вторую.–.Ну а эта хороша будет?
Петр говорит:
– Да так себе!
И эту разогнул.
Кузнец берется третью делать. И третья готова.
– Ну, этой, пожалуй, можно подковать, – сказал царь.
Кузнец сделал четыре подковы и подковал.
Петр Первый и спрашивает:
– Сколько тебе за подковы? – Четыре рубля.
Он подает ему рубль серебряный. Кузнец взял и сломал его:
– Да у вас деньги фальшивые!
Петр подает ему второй рубль. И второй сломал кузнец.
– Да дайте, – говорит, – мне деньги хорошие!
Петр Первый вынимает двадцать пять рублей и подает ему:
– На, не ломай денег; наехала коса на камень! Я подковы ломал, а ты рубли... Видать, что сильней ты меня! Ты знаешь, кто я такой?
– Нет, не знаю.
– Я – Петр Первый, ваш государь. Ну, так вот, работай, как работал, и говори людям, что государь ломал подковы, а ты – его рубли!
Сел Петр Первый на коня и сказал:
До свиданья, кузнец, ты – хороший молодец!
И после того кузнец его больше не видал.
Стихи
Кузнец
(Памяти Н. А. Милютина)
Н.А. Некрасов
Чуть колыхнулось болото стоячее,
Ты ни минуты не спал.
Лишь не остыло б железо горячее,
Ты без оглядки ковал.
В чем погрешу и чего не доделаю, Думал, – исправят потом.
Грубо ковал ты, но руку умелую
Видно доныне во всем.
С кем ты делился душевною повестью,
Тот тебя знает один.
Спи безмятежно, с покойною совестью,
Честный кузнец-гражданин!
Вел ты недаром борьбу многолетнюю
За угнетенный народ:
Слышал ты рабскою песню последнюю,
Видел свободы восход.
Я хочу быть кузнецом,
Я, работаю, пою,
С запылившимся лицом
Я смотрю на жизнь мою,
Возле дыма и огня
Много слов я создаю,
В этом радость для меня –
Я кую! Ты видала кузнеца?
Он мне нравится мой друг.
Этот тёмный цвет лица,
Это меткость жестких рук,
Эта близость от огня,
Этот молот, этот стук, –
Все он радует меня,
Милый друг!
Кузнец
– Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
– Отчего не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два – и готово!
С. Маршак
Кузнец
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей...
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.
Там вдали, за черной тучей,
За порогом хмурых дней,
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо,
Созревают зеленя.
Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой.
Сбрось скорей постыдный страх.
С. Есенин
Пословицы и поговорки
Куй железо, пока горячо.
Для того кузнец клещи куёт, чтобы рук не жгло.
Не куёт железо молот, куёт кузнец.
Что с возу упало, то и пропало.
В огне и железо плавко.
Сведущий в кузнечном ремесле не бросит кусок железа в мусор. Железом хлеб добывают.
Всякий человек своего счастья кузнец.
Всяк кузнец своего счастья.
Между молотом и наковальней.
В горну и железо плавится.
Кузнец бывает без ножа, гончар – без горшка.
Скороговорки
Купи кипу пик. Загадки
Сам худ, а голова с пуд.
(Молоток) У них тяжелый труд:
Всё время что-то жмут.
(Тиски)
Вопросы для самопроверки
Чем на Руси занимались кузнецы?
Кого называли на Руси златокузнецами?
Для чего кузнецы подковывают лошадь?
Как ты понимаешь выражение: «Между молотом и наковальней»? Объясни.
Какая самая распространенная фамилия в мире?
ЛИТЕРАТУРА
Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2009.
Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М.: АПК и ППРО, 2004. – С. 73–79.
Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекции / Н.А. Булычева // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 2 (4).
Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 378 с. – (Мудрость тысячилетий).
Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.
Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М. : Педагогика, 1987.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 2. З – О /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 503.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П – Я /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Шалаева Г.П., Большая книга профессий/Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 240с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
1000 загадок. Для детей 3-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 240с. – Серия «Программа развития и обучения дошкольника
Рисунки: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.