Сценарий профориентационной игры Калейдоскоп профессий

Сценарий профориентационной игры для старшеклассников «Калейдоскоп профессий»
Мероприятие начинается с чтения учащимися начальных классов отрывка из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»
ВЕДУЩИЙ 1: Добрый день, уважаемые зрители! Мы приветствуем вас на игре «Калейдоскоп профессий».
В мире насчитывается около 50 тыс. разных профессий.
ВЕДУЩИЙ 2: Сделать хороший выбор профессии – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, т.е. востребована на рынке труда. Это – во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу совокупности ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход.
ВЕДУЩИЙ 1: В нашей школе был проведён опрос среди учащихся 8 – 10 классов по теме «Мир профессий».
На вопрос «Кем ты хочешь быть?» получены следующие ответы: водителем, парикмахером, швея, повар – кондитер, сварщик, автомеханик. Всего названо 11 профессии.
Профессиями XXI века учащиеся считают: программист, учитель, водитель, медицинский работник, менеджер, юрист, экономист. Всего названо 15 профессии.
ВЕДУЩИЙ 2: Профессиями, ушедшими вглубь веков, по мнению опрошенных, можно считать следующие: уборщица, дворник, тракторист, агроном, пастух, доярка. Всего названо 18 профессий.
Из опросов общественного мнения видно, что не все школьники знают новые профессии, пользующиеся в настоящее время большим спросом. Сегодня мы проверим – знают ли о них игроки.
ВЕДУЩИЙ 1: А определить самых эрудированных в мире профессий нам поможет объективное и компетентное жюри.  Позвольте его представить!
(Представление жюри.)
Итак, встречайте наших игроков. Сегодня играют две команды: команда «Оливье» и команда «Металисты».
Просьба капитанов представить свою команду.
Представление команд.
Команда «Оливье».
-В нашей команде большинство девушек. И кем бы они не стали в будущем, главное, чтобы были прекрасными хозяйками и непревзойденными кулинарами. А что может быть вкуснее салата «Оливье», который мы уверены, наши девчонки научатся готовить. Поэтому мы так и называемся. (хором) «Оливье». Лицом в салат с криком "оо ее! ". Наш девиз команды "Оливье". (Держат перед собой эмблему)
Команда «Металисты».
Мы «Металисты» (хором). И не потому, что носим металл на своем теле, а от того, что закалены как сталь. А рядом с нами хрупкие прекрасные девушки, в руках которых плавится даже самая крепкая броня. (Хором) В России нет пока и близко команды лучше «Металлисты». (Держат перед собой эмблему). Командиры передайте свои эмблемы жюри.
ВЕДУЩИЙ 2: Прежде, чем перейти к гейму 1, я объясню правила.
1. Игра состоит из 5 теоритических конкурсов (геймов) и 2 практических.
2. Если команда не даёт правильного ответа, то на вопрос могут ответить болельщики и заработать для своей команды 1 балл.
3. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
4. В командах, кроме постоянных участников, будут ещё и помощники из числа зрителей (педагоги).
- Уважаемые зрители! У вас есть цветовые карточки, которые подскажут, какой команде вы будете помогать. На карточках есть цифры, они показывают номер гейма, в котором вы примете участие.
Сейчас я объявляю начало гейма 1. Прошу зрителей, у которых на карточках стоит цифра 1, занять свои места в командах.
Гейм 1 «Разминка»
ВЕДУЩИЙ 1: Условие: команды по очереди дают ответ на вопрос. Время на обдумывание 30 секунд.
1. Назовите предмет, используемый в работе медика, в портняжном деле и на уроках музыки. (Игла)
2. Кем бы мог работать в наши дни кот Матроскин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Бизнесмен, животновод, председатель)
3. Кем бы мог работать в наши дни волк из сказки «Волк и семеро козлят»? (Пародист)
4. Суровое время природы:
Стенает листва на ветру,
Не дни ускользают, а годы,
Но всё это мне – по нутру!
Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (Поэт)
5. Хоть была ещё девчонкой
Правила бензоколонкой.
И на лесозаготовках
Проявила в щах сноровку.
Назовите название фильмов, о которых идёт речь. (Н.Румянцева «Королева бензоколонки», «Девчата»)
6. Кто из царей знал 14 ремёсел? Назовите царя и не менее 6 ремёсел, которыми он владел.
(Пётр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.)
7. «Чёрный ящик» - вопрос для обеих команд.
В «чёрном ящике» находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Назовите это орудие труда. (Ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой)
Музыкальная пауза
Слово жюри (представление + гейм 1)
ВЕДУЩИЙИ 2: Гейм 2 «Заморочки из бочки» (представители из команды по очереди достают из мешочка бочонок с номером вопроса)
Условие: отгадать название профессии с помощью 5 подсказок. После каждой подсказки у игроков есть возможность дать ответ. За первую подсказку команда получает 5 баллов, за вторую - 4 балла, за третью – 3, за четвертую – 2 , за пятую - 1 балл.
Вопрос №1
1. Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своей службы – 5 баллов
2. Несколько раз за время службы меняет место жительства и работу. Трудоустройство определяется условиями контракта –4балла.
3. Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет –3балла.
4. Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат –2балла.
5. Олег Газманов поёт, что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища – 1 балл (ОФИЦЕР)
Прошу вас обратить внимание на экран. Здесь представлены гос. Учреждения, где можно получить эту профессию.
1. Этот специалист призван компенсировать недостатки природы. Подавляющее большинство клиентов – женщины - 5 баллов.
2. Консультирует клиентов по вопросам питания, проводит процедуры, выписывает рецепты, изучает причины незначительных заболеваний –4балла.
3. Имеет следующие умения и навыки: готовность служить клиенту, способность продвигать товары и услуги, опыт продажи различных кремов, масок и т.д. –3балла.
4. Они служат красоте:
Красота загадочней, ярче и шире,
Словно всюду от счастья висят ключи –2балла.
5. Делают маски, маникюр, педикюр, ставят компрессы. Работают в парикмахерских, косметических салонах, ведут собственную практику - 1 балл (КОСМЕТОЛОГ)
Вопрос №3
1. Эти специалисты внешне выглядят всегда элегантно, имеют свою форму, им вверяют жизнь многие люди - 5 баллов.
2. Специальность требует отличного здоровья. Эти специалисты несут ответственность за изучение оптимального маршрута, за контроль всех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами –4балла.
3. У работника должно быть острое зрение, хороший слух, развитая двигательная память, высокая работоспособность –3балла.
4. Должен осуществлять подготовку всей полётной документации, быть готов работать в экстремальных условиях, иметь чувство безопасности и сочувствия людям –2балла.
5. Они могут петь:
Первым делом, первым делом самолёты,
Ну а девушки, а девушки потом - 1 балл (ПИЛОТ)
Вопрос №4
1. Специалист определяет, на какие счета нужно отнести доходы, а на какие – расходы. Сегодня таких специалистов в России более 1 млн. человек - 5 баллов.
2. Им должен быть учтён каждый рубль, потраченный или заработанный компанией. Он должен уметь работать с цифрами и числами, в команде –4балла.
3. Специалист должен иметь аналитические способности, логическое мышление, аккуратность. Проявлять бережливость и неприятие коррупции –3балла.
4. Часть работы этого специалиста можно охарактеризовать поговорками: «Деньги счёт любят», «Деньги счётомкрепки » - 2балла.

5. Эта работа требует особой тщательности и ответственности. Главный итог работы специалиста – балансовый отчёт, который ежеквартально представляется в налоговые органы. В России должность учреждена Петром I в 1700 году - 1 балл (БУХГАЛТЕР)
Вопрос №5
1. Этот специалист посещает места, где происходят интересные важные события, анализирует их, даёт оценку ситуациям - 5 баллов.
2. Способен оригинально мыслить, глубоко понимать происходящее, должен быть объективным. Должен уметь писать тексты, сценарии, делать видео- и фотосъёмки –4балла.
3. Участвует в пресс-конференциях, вразличного рода демонстрациях, судебных заседаниях, важных операциях, встречах акционеров и т.п. –3балла.
4. Сотрудничает с местной администрацией, полицией, службой скорой помощи, больницами и т.п. - 2балла.
5. Местом работы могут быть телевидение, радио, газета, журнал, любое периодическое издание, издательство, отдел по связям с общественностью фирм и компаний - 1 балл (ЖУРНАЛИСТ)
Вопрос №6
1. Специалист разрабатывает содержание занятия и создаёт творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний - 5 баллов.
2. Имеет качества исследователя, организационные способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, умение ладить с детьми и взрослыми, использовать современные технические средства обучения –4балла.
3. Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему –3балла.
4. Двадцать пар глаз за указкой следят.
Куда ж это Волга впадает?
Что жители делают и что там растят,
Иван Иваныч всем объясняет –2балла.
5. Даёт адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей, имеет педагогическое образование, работает в государственных и частных школах - 1 балл (УЧИТЕЛЬ)
ВЕДУЩИЙ 1: Настало время от теории перейти к практике. Конкурс художников.
Задание: нарисовать плакат в защиту профессии. В конкурсе принимает участие вся команда.. Пока команды рисуют болельщики немного покажут и расскажут о выбранных вами профессиях.
(Выступают болельщики команд со сценками)
А теперь команды представляют свои плакаты.
Игра со зрителями «Профессии – синонимы» Портниха - швея Летчик - пилот Космонавт-астронавт Шофер - водитель Кочегар - истопник Повар-кулинар Водолаз - подводник Шахтер - рудокоп Кузнец – коваль
Слово жюри (гейм 2 + конкурс художников)
ВЕДУЩИЙ 2: Гейм 3 «Ты – мне, я - тебе» Условие: команды задают соперникам заготовленные вопросы.
Вопрос №1
Мальчик розу увидал,
Розу в чистом поле,
Аромат её впитал,
Любовался вволю.
- Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гёте. В какой ещё области человеческой деятельности известно его имя? (В области естествознания, а именно ботаники. Гёте – автор работы «Опыт о метаморфозе растений»)
Вопрос №2
На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон, ножницы.
- Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?
(Цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец- за щёку)
ВЕДУЩИЙ 1: Гейм 4 «Угадай профессию» - (вопросы на экране)
Условие: из трёх вариантов выбрать верный и показать сигнальную карточку с соответствующим номером.
1. ПРОВИЗОР
А. Составитель меню.
Б. Ревизионный работник в столовой.
В. Работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.

2. КИНОЛОГ
А. Работник киностудии.
2Б Собаковод.
В.Изготовитель киноэкранов.

3. Посредник между продавцом и покупателем? А. Банкир. Б. Байкер. В. Брокер. (Брокер – посредник между продавцом и покупателем, действует по поручению и за счёт клиентов).

4. К какой профессии относится человек, работающий по специальности – обходчик? А. Шахтёр. Б. Железнодорожник. В. Строитель.
Музыкальная пауза
Слово жюри (гейм 3 +гейм 4)
ВЕДУЩИЙ 2: Ещё одно практическое задание: игра «Скорая помощь». Ваша задача наложить повязку на глаз. Одна сложность – бинтовать с завязанными глазами. Качество работы оценивается по 3-балльной системе.
ВЕДУЩИЙ 1: Гейм 5 «Гонка за лидером»
Условие: за 1 минуту каждая команда должна ответить на 21 вопрос.
Вопросы для команды №1
Рабочий костюм водолаза (скафандр)
Изобретатель акваланга (Кусто)
Как называется дело, приносящее доход? (бизнес, предпринимательство, и коммерция)
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)
Какая из нот не нужна для компота? (соль)
Мастер, специалист по шитью одежды (портной)
Какую профессию освоил дядя Стёпа? (полицейский)
Излишек денег, возвращаемый при расчёте (сдача)
Специалист в каком-либо виде спорта, руководящий подготовкой спортсменов (тренер)
Место постройки и ремонта судов (док)
Заявление в суд (иск)
Предприятие, занимающееся стиркой белья (прачечная)
Как называется период сдачи экзаменов в институтах и колледжах (сессия)
Сколько игроков в хоккейной команде во время игры? (6)
Писатель, актёр, автор сценария к фильму «Калина красная» (Шукшин)
Как звался парикмахер в старину? (цирюльник)
Момент встречи пилота с небом (взлёт)
Самое известное творение французского скульптора Этьена Фальконе названо «Медный .. »(всадник)
Звание киногероя Алексея Булдакова из фильма «Особенности национальной охоты» (генерал)
Основная профессия Максима Галкина (пародист)
Вооружённый караульный, охраняющий порученный ему пост (часовой)
Вопросы для команды №2
Ловко скачет на лошади в цирке (наездник)
Её надевают военные, шахтёры, пожарные (каска)
Профессия доктора Айболита (ветеринар)
Какое насекомое носит чин морского офицера? (бабочка-адмирал)
Перерыв между актами в спектакле (антракт)
Кто добывает сведения о противнике, о его расположении, численности, вооружении? (разведчик)
Специальное помещение для хранения товара (склад)
Не только школьнику она,
Но и чертёжнику нужна (линейка)
Наёмный работник у помещика (батрак)
Работник связи, доставляющий корреспонденцию по адресам (почтальон)
Ручное сельскохозяйственное орудие в виде загнутого зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня (серп)
Рыболовная снасть, в которую угодила золотая рыбка (невод)
Сколько игроков в футбольной команде во время игры (11)
В нём много лошадиных сил,
Всё поле он исколесил (трактор)
Что останавливают с помощью бинтов и зелёнки? (кровотечение)
Колхозник с высшим образованием (агроном)
О какой профессии идёт речь в песне «Сиреневый туман» (кондуктор)
Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (фермер)
Рабочий, занимающийся наведением чистоты и порядка в помещении (уборщица)
Пастух овечьих стад (чабан)
Служащий в гостинице, ведающий хранением ключей, приёмом почты (портье)
Пока жюри оценивает результаты игры, нам бы хотелось провести небольшой тест с болельщиками гостями.
Вопросы к болельщикам 1. Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, а теперь шоферу) 2. Как звали первую женщину – летчицу (Баба - яга) 3. Назовите орудие труда токаря, фрезеровщика, и балерины? (станок) 4. Как называют водителя, который смотрит на землю свысока? (пилот) 5. Кем по профессии был Джузеппе в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» (столяром) 6. Кем по профессии был Вакула из повести Н. В. Гоголя « Ночь перед рождеством «(кузнецом)
Слово жюри (конкурс «Скорая помощь» + гейм 5 + итог игры)
Ведущий: И закончить нашу игру хочется словами поэта  Юлиана Тувима из стихотворения «Всё для всех».
Каменщик строит жилища, Платье - работа портного. Но ведь портному работать Негде без теплого крова! Каменщик был бы раздетым, Если б умелые руки Вовремя не смастерили Фартук, и куртку, и брюки. Пекарь сапожнику к сроку Сшить сапоги поручает. Ну а сапожник без хлеба Много ль нашьет, натачает? Стало быть, так и выходит: Все, что мы делаем, - нужно. Значит, давайте трудиться        Честно, усердно и дружно.
Награждение





















ГБОУ «Брянская областная школа – интернат имени героя России А.А. Титова»







Сценарий профориентационной игры
«Калейдоскоп профессий»




















Подготовили:
педагоги – воспитатели
Прибыльнова М.Н.
Фомина М.Л.



Жуковка
2015-2016 учебный год
Заголовок 1 Заголовок 215