программа элективного курса для 9,11 классов «Решение генетических задач».
Программа
элективного курса для 9,11 классов «Решение генетических задач».
Пояснительная записка:
программа включает углубление теоретического и практического материала по теме генетика» программа рассчитана на 22 часов. Занятия проводятся по 2 часа в неделю.
Цель курса
1. Расширить и углубить знание законов наследственности.
2.Позналомить с основными методами решения генетических задач.
Задачи курса.
1.Научить применять на практике теоретические знания, основные генетические термины.
2.Научить решать генетические задачи.
3.Производить расчеты по формулам.
4. Развивать логическое мышление.
Ожидаемые результаты.
1.Дополнительные занятия по генетике.
2.Умение применять на практике теоретические знания.
3.Умение самостоятельно решать генетические задачи.
4.решение генетических задач способствует лучшему усвоению теоретического материала по теме «генетика».
Cодержание.
1. Введение (2час).
Значение умения решать генетические задачи, способствующее. Символы, их характеристика. Основные понятия генетики(Ген,генотип,гибриды, гомозигота, гетерозигота, фенотип, доминантный и рецессивный признаки, Оформление задач по генетике.
1.Взаимодействие аллельных генов. (14 часов).
Г. Мендель. История открытия законов наследования признаков. Моногибридное скрещивание. Первый закон Г. Менделя.(Закон доминирования первого поколения).. Второй закон Г. Менделя. (Закон расщепления). Решётка Пеннета. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя (Закон независимого наследование признаков).
Гипотеза чистоты гамет. Полигибридное скрещивание. Практическая часть: решение генетических задач.
2. Неполное доминирование.(2часа). Промежуточный характер наследования при моногибридном и дигибридном скрещивании Практическая часть: решение генетических задач.
3.Кодоминирование. (2 часа). Наследование групп крови у человека. Практическая часть: решение генетических задач. Группы крови человека. Переливание крови. Практическая часть: решение генетических задач.
4. Сверхдоминирование.(2часа). Практическое значение знаний по сверхдоминированию. Практическая часть: решение генетических задач.
5.Анализирующее скрещивание.(2часа). Использование знаний анализирующего скрещивания в селекционной работе. Практическая час Практическая часть: решение генетических задач.
6. Наследование признаков сцеплённых с полом. (2часа). Опыты Томаса Моргана. Закон Т. Моргана. Практическая часть: решение генетических задач.
7. Заключительное занятие. (2часа) Решение генетических задач различного типа.
Литература.
Мамонтов С.Г. Биология: Справочное издание.- М.: Высшая школа,1992.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение,1988.
Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике Учебно-методическое пособие.- Ростов на Дону: Легион, 2009.
Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. Под редакцией Т.Л.Богданова и Е.А.Солодова-Москва:Аст-пресс школа, 2004.
Скокова А.А. Методические указания по решению генетических задач.- Рязань,1989.
Тематическое планирование.
№ п.п.
Наименование тем курса
Всего
часов
В том числе
Теория практика
1.
Введение. Основные понятия генетики. Оформление задач по генетике. План решения задач по генетике.Пример оформления задач по генетике.
2
1
1
2
Взаимодейстие аллельных генов
14
3.5
10.5
Полное доминирование. Первый закон Г. Менделя
2
0.5
1.5
Полное доминирование. Второй закон Г.Менделя.
1,5
0,5
1
Полное доминирование. Третий закон Г.Менделя.
2,5
0,5
1,5
Тригибридное скрещивание
2
0,5
1,5
Неполное доминирование
2
0,5
1,5
Кодоминирование.
2
0,5
1,5
Сверхдоминироване
2
0,5
1,5
3.
Анализирующее скрещивание.
2
0,5
1,5
4.
Наследование сцеплённое с полом.
2
0,5
1,5
5.
Заключительное занятие. Решение задач различного типа.
2
2
15