Подготовка к сочинению-рассуждению. Дубровский: разбойник или благородный человек?
Урок 4. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Дубровский: разбойник или благородный человек?
Основные этапы,
Время,
Вид работы Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг момент
2 минуты
Целеполагание Здравствуйте, садитесь.
Сегодня мы будет готовиться к сочинению-рассуждению на тему «Дубровский: разбойник или благородный человек». (Тема записывается на доске)
Какие цели поставим перед собой на этот урок? Повторить такой тип текста, как рассуждение.
Повторить языковые средства, которые могут использоваться в тексте такого типа.
Повторить структуру сочинения-рассуждения.
Опрос-актуализация ранее изученного.
10 мин
Фронтальный опрос Что же такое рассуждение?
Какие языковые средства могут использоваться в тексте такого типа?
Давайте повторим структуру сочинения-рассуждения.
Поговорим подробнее о каждом элементе рассуждения.
Тезис- что это?
Обратите внимание, что тема нашего сочинения представлена в виде вопроса, поэтому тезис вам нужно будет сформулировать самостоятельно, то есть ответить на вопрос.
С помощью каких языковых средств связи может быть представлен тезис? (я считаю; мне кажется, по моему мнению, на мой взгляд). Запомните, что это вводные конструкции и они выделяются запятыми.
Аргументы, доказательства- что это?
С помощью каких языковых средств связи могут быть представлены доказательства? (во-первых, во-вторых, порассуждаем; доказательством могут служить; основная причина; одна из причин; кроме того, самое главное). Запомните, что это вводные конструкции и они выделяются запятыми.
Обратите внимание, что доказательство не равно объяснению, а вам нужно именно доказать свою точку зрения, убедить в своей правоте.
Обязательно пользуйтесь текстом, приводите наиболее яркие примеры, которые будут доказывать вашу точку зрения.
Как мы будем оформлять цитаты из текста? (кавычки).
Вывод- что это?
С помощью каких языковых средств связи может быть выражен вывод? (вот почему, итак, значит, мы пришли к выводу, мы убедились, следовательно).
Теперь хочу вас спросить, как вы понимаете слово дискуссия?
(После того, как ученики высказываются, учитель предлагает им определение из словаря Ожегова)
ДИСКУССИЯ, -и, ж. Спор, обсуждение какого-н. вопроса на собрании, в печати, в беседе.
Почему мы можем назвать тему нашего сочинения дискуссионной?
Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. (Существуют разные точки зрения по поводу этой темы). Работа с текстом,
Фронтальный опрос
15-20мин Ребята, мне очень интересно узнать ваше мнение по нашей проблеме.
Прошу высказаться тех, кто считает Дубровского разбойником, при ответе приводите пожалуйста примеры из текста, называйте том, главу, эпизод.
Давайте запишем в тетради основные положения.
Теперь прошу высказаться тех, кто считает Дубровского благородным человеком, при ответе приводите пожалуйста примеры из текста, называйте том, главу, эпизод.
Запишем основные положения.
Ребята, а есть те, кто не смог точно определиться, разбойник или благородный человек Дубровский?
Это показывает нам, что порой и в литературе, и в жизни не все так просто, на некоторые вопросы нельзя ответить однозначно.
Вы можете построить свое сочинение в виде дискуссии, то есть, сначала привести доказательства в пользу того, что Дубровский разбойник, а затем в пользу того, что Дубровский благородный человек, ну и конечно, сделать соответствующие выводы, о том, что для вас эта проблема является неоднозначной. Итоги
5мин Ребята, каких целей мы сегодня достигли на уроке?
Если у вас остались какие-то вопросы, задайте их.
Оценивание учеников.
Ребята, мне очень понравился наш урок, все поработали хорошо.
После индивидуальное оценивание (учитываются ответы на протяжении всего урока). Задавание на дом 2 минуты Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Дубровский: разбойник или благородный человек», объем вашего сочинения должен быть не менее полутора листов, рассуждения стройте логично, последовательно, помните о схеме и языковых средствах, которые мы с вами обсудили. Пишите аккуратно и без ошибок.
Для этой работы заведите отдельную тетрадь (12листов) «для сочинений по литературе».
Всем спасибо за урок, до свидания.