ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение генетических задач»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42»





Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от «30» августа 2014г.


«Утверждаю»
Директор школы
__________З.К. Крутых
Приказ № _____
«___ » _________ 2014г.



ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Решение генетических задач»
1 час в неделю
34 часов за учебный год









11 класс
составитель:
учитель высшей категории
Н.В. Кудрявцева




2014 – 2015 учебный год
г. Ижевск

Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 11 класса, увлеченных биологией и сдающих ЕГЭ по биологии. Она обеспечивает подготовку по данной теме. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки курса биологии, имеет профессиональную направленность и направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников. Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии.
В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук - генетике.
Актуальность изучения раздела “Решение генетических задач” возрастает, в связи с тем, что развитие науки генетика происходит быстрыми темпами и все большее значение приобретает знание генетических вопросов для медицины, а значит и для человека.
Программа построена с учетом принципов педагогики сотрудничества и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю, в течение всего года.

Цели курса:
Создание условий для развития творческого мышления, умение самостоятельно применять и пополнять свои знания.
Формирование и развитие интереса к биологии в целом и генетике в частности.

Задачи курса:
Совершенствовать умение и навыки решения генетических задач различной степени сложности.
Расширить и углублять знания данного раздела.
Обеспечить высокую степень готовности учащихся к ЕГЭ по биологии.
Развивать логическое мышление учащихся.


Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: Основные генетические понятия, генетические законы и символику, методы изучения генетики.

Учащиеся должны уметь:
давать аргументированную оценку новой информации;
применять различные генетические законы при решении задач;
прогнозировать вероятность передачи по наследству генетических нарушений;
готовить материалы по теоретическому материалу;
составлять родословную;
сравнивать, анализировать, делать выводы;
владеть языком предмета.

Оценивание учащихся не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность при изучении материала повышенной сложности. На итоговой зачетной работе по решению учащимися всех типов задач, умения и навыки оцениваются в форме «зачтено», «не зачтено».

Учебный план

№п/п
Название темы
Кол-во часов
Практическая часть
Контрольные работы

I.
Введение
2



II.
Моногибридное скрещивание

6
5


III.
Дигибридное скрещивание

6
5


IV.
Полигибридное скрещивание

4
3


V.
Сцепленное наследование генов

6
4


VI.
Наследование, сцепленное с полом

4
3


VII.
Взаимодействие неаллельных генов

4
3


VIII.
Итоговые занятия
2

1


Итого:
34
23
1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Общее количество часов – 34.
1. Введение. 2 часа.
Теоретический курс. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.
2. Моногибридное скрещивание. 6 часов.
Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.
Практический курс – 5 часов. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.
3. Дигибридное скрещивание. 6 часов.
Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.
Практический курс – 5 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.
4. Полигибридное скрещивание. 4 часа.
Теоретический курс -1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.
Практический курс – 3 часа. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.
5. Сцепленное наследование генов. 6 часов.
Теоретический курс – 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.
Практический курс – 4 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.
6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.
Теоретический курс – 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хро-мосом в жизни и развитии организмов.
Практический курс – 3 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.
7. Взаимодействие неаллельных генов. 4 часа.
Теоретический курс – 1 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.
Практический курс – 3 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.
8. Итоговое занятие. 2 часа.
Самостоятельное решение генетических задач всех видов.


Ожидаемые результаты:
знание основных генетических законов;
владение генетической терминологией;
умение решать задачи повышенной сложности;
умение прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
умение применять генетические законы при решении задач;
умение готовить доклады по теоретическому материалу.















Тематическое планирование
Раздел
Тема урока
Основное содержание

Лабораторный практикум

Виды и формы контроля

I. Введение (2 часа)
1.История генетических открытий. Методы генетики.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий




2. Генетическая терминология и символика




II. Моногибридное скрещивание (6 часов)
3. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем
Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г.Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.
Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.





4.Практическая работа № 1 «Решение задач на моногибридное скрещивание».

Практическая работа № 1
Практическая работа № 1


5. Практическая работа № 2 «Решение задач на моногибридное скрещивание».

Практическая работа № 2
Практическая работа № 2


6. Практическая работа № 3 «Решение задач на промежуточное наследование признаков»

Практическая работа № 3
Практическая работа № 3


7. Практическая работа № 4 «Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям»

Практическая работа № 4
Практическая работа № 4


8. Практическая работа № 5 «Решение задач на анализирующее скрещивание»

Практическая работа № 5
Практическая работа № 5

III. Дигибридное скрещивание (6 часов)

9.Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, 3 закон Менделя.
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.
Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.





10.Практическая работа № 6 «Решение задач на дигибридное скрещивание».

Практическая работа № 6
Практическая работа № 6


11.Практическое занятие № 7 «Решение задач на дигибридное скрещивание».

Практическое занятие № 7
Практическое занятие № 7


12.Практическая работа № 8 «Решение задач на дигибридное скрещивани

Практическая работа № 8

Практическая работа № 8








IV. Полигибридное скрещивание(4 часа)

15.Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.
Математическая закономерность наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.
Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и генотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.





16.Практическая работа № 9 «Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками.».

Практическая работа № 9
Практическая работа № 9


17.Практическая работа № 10 «Решение задач на полигибридное скрещивание».

Практическая работа № 10
Практическая работа № 10


18.Практическая работа № 11 «Решение задач на полигибридное скрещивание».

Практическая работа № 11
Практическая работа № 11

V. Сцепленное наследование генов (6 часов)

19.Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление.
. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследования.
Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами




20.Хромосомная теория наследственности.





21.Практическая работа №12 «Решение задач на сцепленное наследование»

Практическая работа №12
Практическая работа №12


22.Практическая работа № 13 «Решение задач на сцепленное наследование»

Практическая работа № 13
Практическая работа № 13


23.Практическая работа № 14 «Решение задач на сцепленное наследование»

Практическая работа № 14
Практическая работа № 14


24.Практическая работа № 15 «Решение задач на сцепленное наследование»

Практическая работа № 15
Практическая работа № 15

VI. Наследование, сцепленное с полом (4 часа)

25.Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.
Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с X – хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с Y хромосомой.





26.Практическая работа №16 «Решение задач на сцепление признака с Х-хромосомой»

Практическая работа №16
Практическая работа №16


27. Практическая работа № 17 «Решение задач на сцепление признака с Х-хромосомой»

Практическая работа № 17
Практическая работа № 17


28. Практическая работа № 18 «Решение задач на сцепление признака
с У-хромосомой »

Практическая работа № 18
Практическая работа № 18

VII. Взаимодействие неаллельных генов (4 часа)

29.Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.
Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.
Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов




30.Практическая работа № 19 « Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»

Практическая работа № 19
Практическая работа № 19


31.Практическая работа № 20 « Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»

Практическая работа № 20
Практическая работа № 20


32.Практическая работа № 21 «Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов»

Практическая работа № 21
Практическая работа № 21







VIII. Итоговые занятия
(2 часа
Практическая работа № 22 “Решение генетических задач смешанного типа”.

Практическая работа № 22
Практическая работа № 22


Практическая работа № 23 “Решение генетических задач смешанного типа”.

Практическая работа № 23
Практическая работа № 23


33.Итоговое занятие.
Самостоятельное решение генетических задач всех видов.


Итоговая контрольная работа



Подведение итогов




34.Итоговое занятие.


















Литература для учителя

Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. Издательство «Лицей», 1998 г.
Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы. Тренировочные задачи. Составитель М.В.Высоцкая. Волгоград, 2006 г.
Биология. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, П.М.Бородина, Н.Н.Воронцова. Автор-составитель А.Ю.Гаврилова. Волгоград.2006 г.





Заголовок 115