Внеурочное занятие по теме Словарь- это вселенная в алфавитном порядке


МКОУ «СОШ с.Старый Искитим»
Внеурочное занятие по общеинтеллектуальному направлению
Дата проведения: __________
Класс: 4
Место проведения: МКОУ СОШ с.Старый Искитим
Студент: Русакова Ксения Александровна.
Учитель: Тропина Лидия Ивановна.
Тема: Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.
Цель: ознакомление учащихся с основными типами словарей, пробудитьлюбознательность и интерес к чтению.
Оборудование: орфографические, толковые, этимологические,фразеологические словари и другие (антонимов,синонимов, иностранных слов).Форма проведения: беседа с элементами игры.
Технологическая карта классного часа
Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность детей
Вступительное слово учителя -Перед вами ряд различных словарей.Как написать: Аброкадабра? Или может быть абракодабра? Незачем ломать голову, нужнопросто открыть орфографический словарь. А если неизвестно значение слова, нужно посмотреть в толковый словарь. Если слово заимствовано из другого языка – берем словарь иностранных слов. А если понадобиться заменить слово «абракадабра» другими, сходными по смыслу, - обращаемся к словарю синонимов. Словари бывают разные и посвящены самым разным областям человеческой жизни и деятельности. Есть словари философские, политические, музыкальные, словари терминов и другие. Так что же такое словарь? Это «сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями,толкованием или переводом на другой язык». Повторим мудрые слова Вольтера, великого мыслителя и великого писателя: «… словарь – это вселенная в алфавитном порядке.» Собственно, словарь есть книга в широкомзначении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, что извлекать из нее»Перед вами самый простой и распространенный словарь из всех словарей – орфографический. Но для того чтобы быстро найти нужное слово в словаре и узнать, как онопишется, необходимо хорошо знать алфавит. -Слушают, выполняют задания.
Задание по орфографическому словарю -Расставьте слова в алфавитном порядке:август, автор, авиа (август, авиа, автор)мастер, март, марево ( марево, март, мастер) -Выполняют задания.
Задание по толковому словарю Всю жизнь посвятил Владимир Иванович Даль собиранию слов. Подвигом и итогом всей жизни и явился знаменитый «Толковый словарь живоговеликорусского языка».А сколько всего слов в русском языке? В самом первом словаре, изданном Российской академией наук, их было 60 тысяч. Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов. Вместе со словами приходили к Далю русские пословицы и поговорки, загадки, сказки. За четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даль был удостоен звания Почетного академика наук.-Слово «толковый» означает дельный, разумный, с толком. А применительнок словарю – содержащий в себе толкование, объяснение. Перед вами «Толковый словарь имени С. И. Ожегова», неоднократно издававшийся и наиболее полный на сегодняшний день. Используя его, дайте объяснение словам: библиофоб и библиофил.Как ночь и день , как мрак и свет, отличаются друг от друга слова «библиофил» и «библиофоб» , потому что библиофобия означает: ненависть к книге. Это кажется невозможным. Разве бывают люди, способныененавидеть книгу? Бывают. Когда испанские конкистадоры обрушились на Американский континент и начали войну с индейцами, они сожгли все книги народа майя.Когда фашисты пришли к власти, то для людей у них были концлагеря, а для книг – костры. И в этих кострах горели книги многих писателей, в том числе и немецких. -Выполняют задания.
Задание по этимологическому словарю Чтобы узнать происхождение того или иного слова, мы должны обратиться к этимологическому словарю.
1. Давайте найдем в этом словаре слова «медведь» и «ведьма». Иопределим, что между ними общего?(Медведь – ведающий, где мед, или едящий мед. Ведьма – знающая, ведающая, ведь – знание)2. Между городом и огородом? (Город – ограда, забор, затем огражденноеместо) -Выполняют задания.
Задание по словарю синонимов В языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь можно назвать различными словами, когда для обозначения одного и того же качества или действия существует не одно, а несколько слов, сходных по смыслу, но различных по звучанию. Для слов сходных по смыслу, существует словарь синонимов.-К глаголу говорить подобрать синонимы (молвить, шептать, кричать,спорить…)-К слову ложь подберите синонимы ( обман, небыль, неправда, наговор.) -Выполняют задания.
Задание по словарю антонимов Как вы знаете, слова противоположного значения называются антонимами.Антонимы употребляются для большейвыразительности речи, для сопоставления и противопоставления. -В словаре антонимов найдите слово учение и вспомните пословицы о пользе учения, где употребляются антонимы. (Ученье свет, а неученье – тьма. Кто хочет много. Кто хочет много знать , тому надо мало спать. Корень ученья горек, да плод его сладок)-Выполняют задания.
Задания по фразеологическому словарю Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Источники фразеологических выражений различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями ( Много снега - много хлеба), другие появились в связи с иностранными событиями ( Пусто, словно мамонт прошел), третьи вышли из сказок, песен, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое – либо выражение. Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку ярких и удивительных словосочетаний.1. Сизифов труд2. Авгиевы конюшни3. Ахиллесова пята4. Яблоко раздора5. Ящик Пандоры -Выполняют задания.
Заключительное слово учителя Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей.Запомните, что прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово илисловосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшиепомощники- словари. -Вместе с учителем подводят итог занятия.