комплексный анализ художественного текста (подготовка к ЕГЭ)
МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Методическая разработка урока
Тема: Комплексный анализ художественного текста (подготовка к ЕГЭ)
Технология: развивающее обучение
Образовательная область – филология
Предмет – русский язык и литератураКласс – 10
Тип урока: интегрированный;урок закрепления знаний, умений и навыков
Форма урока: урок словесности с применением ИКТ
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический
Формы организации учебной деятельности:фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.
Цели:
Закрепление ЗУНов комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.
Повторение стилистических, лексических, синтаксических, морфологических законов построения текста.
Развитие творческого и познавательно-поискового интереса учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей.
Воспитание устойчивого интереса и желания применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; формирование нравственных ориентиров на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.
Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, карточки-информаторы, карточки для самостоятельной работы, тетради рабочие по русскому языку; ПК и м/м проектор, флэш-карта. Дополнительно: иллюстрации, музыкальные файлы и (видео)презентация; страничка электронного учебника, страничка тренажёра; интерактивная доска «Polyvision».(Слайд № 1)
Конспект урока сопровождается презентацией на всех этапах проведения занятия!
Ход урока
1. Введение
Сегодня у нас с вами урок интегрированный: урок словесности с применением ИКТ; урок комплексного применения ЗУНов при анализе художественного текста.
Записываем в тетрадях число и тему урока. (Слайд № 2)
Цели. Нам предстоит:
-Закрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.
-Повторить стилистические, лексические, синтаксические, морфологические законы построения текста посредством речеведческой деятельности.
-Сформировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.(Слайд № 3)
2. Мотивация деятельности.
«Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый ум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие».(Слайд № 4)
Учитель: Сегодня нас ожидает серьезный разговор о духовных качествах человека, необходимых для жизни в обществе…Речь пойдет о нравственных ценностях, без которых нам в современной жизни не обойтись. О высоком искусстве – музыке, которая дарит нам гармонию, исцеляет душу….
Для создания спокойного, но уверенного разговора попытаемся создать вместе благоприятный эмоциональный климат. Послушаем музыку и поразмышляем, какую роль играет музыка, да и вообще искусство в нашей жизни…(…размышления ребят, звучит музыка с гиперссылки)(Слайд № 26)
3. Лексическая работа.
Прочитайте слова, знание значений которых нам понадобится при комплексном анализе текста, выясните их значение.
Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе и выполнение их, поведение.
Эстетика – наука о прекрасном.
Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.
Интерпретация – истолкование смысла, содержания чего-то.
(Слайд № 5)
4.Комплексный анализ текста
Учитель: Перед вами автор текста - Андрей Платонович Платонов (Климентов). (Слайд № 6)Мы видим изображение писателя в разные годы жизни. Студент, военный корреспондент, муж и отец, инженер-электрик, строитель, наконец, замечательный писатель, человек с чутким и беспокойным сердцем.
Его литературное наследие - романы, рассказы, повести, сказки, очерки, статьи. Какие произведения вы уже читали? (Сказки «Неизвестный цветок», «Волшебное кольцо», рассказы «Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Корова», «Юшка», « Три сына»).(Слайд № 7)Цель его творчества – открыть истинный смысл и правду жизни, помочь людям стать лучше. Есть у него и рассказ “Любовь к Родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие)”, отрывок из которого мы сейчас прослушаем и попробуем проанализировать.(Слайд № 7)
Учитель читает текст (Приложение 1). Звучит музыка - скрипка (Приложение 2).(Слайд № 8)
4.1.Стилистический, проблемный анализ текста, комментарий текста.
Учитель: - Доставляет ли нам отрывок эстетическое наслаждение?
(Музыка – всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.Благодаря высокому искусству достигается гармоничная связь между всеми живущими… и Вселенной)
- Докажите, что перед нами текст?(Слайд № 10. Страничка электронного учебника)
Текст - произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
- Вспомним основные признаки текста.(Слайд № 10)
1) авторство
2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли.
3)тематическое и идейное единство.
4)грамматическая связь между предложениями.
5)абзацное членение – выделение микротем.
6)композиционная стройность, завершенность.
– Определите тип речи? (элементы повествования и описания)
-Найдите признаки художественного стиля речи.Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
Образность, недопустимость стандарта, эмоциональность и экспрессивность, динамизм, ярко выраженная авторская индивидуальность. (Слайд № 10)
- Определим тему текста, подумаем, как его можно озаглавить? (“Старый скрипач”.)
– Что автор сообщает о музыканте? Почему он играет? (Зачитать.) В каком предложении выражена основная мысль текста? (задание А29) Найдите ключевые слова.(Слайд № 9)Итак, автор рассказал нам о старом скрипаче, для которого очень важно было играть для людей, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.
- Почему людям так необходима была музыка этого чудного скрипача?
(изредка они (звуки) доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью).(Слайд № 9)
- Какую же проблему ставит А. Платонов, над чем заставляет задуматься нас, читателей? Вам предлагается страничка тренажера – 6 вариантов, 2 из которых дают точный ответ.(Слайд № 11)1.Как влияет искусство (музыка) на жизнь человека, его душу?
2.В чем заключается сила искусства (музыки)?(Слайд № 12)
3. Как воспринимают люди окружающий мир и себя в этом мире?
4. Какую пользу (и как) может приносить человек обществу?
5. Какой человек может быть наделен даром понимать настоящее искусство?
6. Все ли люди способны испытывать эстетическое наслаждение от музыки?
Ученики записывают в тетради верные формулировки проблем в виде вопросов.
-Прокомментируйте с помощью предложений текста основную проблему.
(4,7,8,9,10 предложения)
4.2. Авторская позиция в тексте. Ваше мнение.
- В каких предложениях текста автор озвучил свою позицию?(4,10)Зачитайте, объясните.
Жизненные ценности
Материальные
БлизкиеДеньгиИмуществоЗдоровье и др.*****
Внешний мир Духовные
НравственныеЭтическиеЭстетические
*****
Внутренний мир
- Ребята, как вы понимаете значение этих слов – материальные и духовные ценности?(Слайд № 14)- Посмотрим, как создан образ скрипача? (6-9 предложения)- Каковы его жизненные ценности? Требует что-то скрипач взамен от людей, которые слушают его удивительную музыку?(Слайд № 14)
НепритязателенБескорыстен Потребность быть полезнымЛюбовь к искусствуЛюбовь к людям
– Какой художественный приём применяет автор для создания этого образа?(антитезу: непритязательный человек, ничего не требующий от людей за его виртуозную игру всеми силами души стремится быть полезным обществу, очень любит людей и искусство, способен служить миру бескорыстно, всей душой).(Слайд № 14)
Учитель.
- Где обычно играл скрипач?(Памятник А.С. Пушкину в центре Москвы, на Тверском бульваре.Самое оживлённое, любимое место москвичей, гостей города). (Слайд № 15)
- Жизнь людей, которые любят, понимают, увлекаются искусством, богаче, возвышеннее, интереснее. Таков скрипач. И автор поднимает его на пьедестал. Почему?(С одной стороны, это позволяет быть увиденным, а можно сказать, что это делает его духовно выше - поднимает над людьми).- Почему автор поставил его играть у памятника Пушкину? Что у них общего? (служение искусству, людям – СЛУЖЕНЬЕ МУЗ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ)- Скрипач стоит высоко, но не рядом. Почему? Какое слово их разделяет? (Почти.)Как объясните?(Слайд № 15)
Величие искусства яснее всего проявляется в музыке и литературе.
Пушкин – признанный гений в веках. Скрипач – самоучка поклоняется искусству, способен служить миру, даря людям свой талант.
4.3. Языковые средства художественного текста помогают раскрыть идейную проблематику текста.(Слайд № 16)
Учитель: - На какую тему подобрана лексика в тексте?
1. Нравственно – этическая лексика.
Найти, выписать эти слова.
а) Глубина человеческих сердец, мысли, добро, счастье, славная жизнь, мужественная сила.б) Памятник Пушкину, смычок скрипки, музыка, пьедестал, мир искусства.
2. Художественно – изобразительные средства.
Найти:
а) художественная деталь: закрытый футляр (не требует вознаграждения за свою игру; цель – безвозмездно подарить людям прекрасное; быть полезным обществу)б) олицетворение: музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.
в) эпитеты:нежной и мужественной силой (музыки); высшей, прекрасной жизнью
в) высокая (поэтическая) лексика: подымаются мраморные ступени
г)символы: музыка символизирует счастье, добро, человечность во взаимоотношениях людей.
Роль средств:Мир искусства – как пьедестал, на который способен и достоин подняться не каждый.
(Слайд № 16, гиперссылка)
3. Синтаксические средства.(Слайд № 17)
а) Предложения сложные.б) Предложения, осложненные причастными, деепричастными оборотами.
в) Предложения с однородными членами.
Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу,…
…, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.
Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому чтополучал от государства пенсию и кормился достаточно.
У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.
Роль: подчеркнуть величие искусства, непостижимую красоту музыки.
(Слайд № 17, гиперссылка)
4. Морфологические средства(Слайд № 18)
а) Глаголы: любил играть, трогал струны, умолкали, музыка утешает, обещает, скучал от мысли, что не приносит добра, звуки раздавались, доходили
б) Выписать наречия: обыкновенно, тише и темней, достаточно, изредка, высоко.в) Слова с частицами (приставками) не – ни:Не знал, не приносит, никакого, некоторые.
Роль – Музыка заставляет человека замолчать, прислушаться к своей душе, увлекает в мир прекрасного.(Слайд № 18, гиперссылка)
5. Выводы.(Слайд № 19)6.Рефлексия.
Учитель: Каким образом комплексный анализ художественного текста помог нам ответить на основной вопрос урока: «В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?»
(Выслушиваются ответы учащихся.)(Слайд № 20)
Звучит музыка *видеофайл (Приложение 3).
Музыка звучит в моём сердце, в унисон с тобой живёт моя душа, она радуется и волнуется, грустит и думает, шагает в ногу с героями. Ты погружаешься в прекрасный светлый мир, который дарит музыка, вызывая восторг и счастье, наполняет тебя изнутри и очаровывает волшебными звуками. Музыка дарит наслаждение и радость, отправляешься за ней в дальний путь прекрасный и интересный, полный разных сюрпризов и тайн.
Звуки музыки доходят до глубины человеческого сердца, трогают его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.(Слайд № 19)
я понял, что…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
меня удивило…
мне захотелось…
я погружаюсь…
музыка дарит…
меня переполняют такие чувства, как…
7. Домашнее задание
Учитель: Ответьте письменно на вопросы:
В какой взаимосвязи находятся жизненные ценности?
Чему вы отдаёте предпочтение?(Слайд № 21)
Учитель об общем впечатлении от урока, о деятельности учащихся; краткий самоанализ занятия.(Слайд № 22)
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКИ-ИНФОРМАТОРЫ
№1.
1.Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
2.Эстетика – наука о прекрасном, изящном.
3. Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.
4. Интерпретация – истолкование смысла, содержания чего-то.
№ 2.
Текст – произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Отличительные признаки текста:
1) авторство
2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли.
3)тематическое и идейное единство.
4)грамматическая связь между предложениями.
5)абзацное членение – выделение микротем.
6)композиционная стройность, завершенность.
Тема – это основное содержание, предмет рассуждения.
Тип речи зависит от цели высказывания
Повествование (
Описание (
Рассуждение (
Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется многообразием языковых средств. Черты: образность, недопустимость стандарта, эмоциональность и экспрессивность, динамизм, ярко выраженная авторская индивидуальность.
№ 3.
Проблемы:
1. Как влияет искусство (музыка) на жизнь человека, его душу?
2. В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?
3. Как воспринимают люди окружающий мир и себя в этом мире?
4. Какую пользу (и как) может приносить человек обществу?
5. Какой человек может быть наделен даром понимать настоящее искусство?
6. Все ли люди способны испытывать эстетическое наслаждение от музыки?
Награждённый даром понимать искусство человек становится нравственно чище, счастливее. Награждённый (благодаря искусству) даром доброго понимания мира окружающих его людей, прошлого и далёкого, человек легче и полнее воспринимает окружающий мир.
№ 4.Языковые средства художественного текста
1. Нравственно – этическая лексика:
2. Художественно – изобразительные средства
а) художественная деталь: б) олицетворение:
в) эпитеты:
в) высокая (поэтическая) лексика:
г) символы:
3. Синтаксические средства
а) Предложения сложные.б) Предложения, осложненные причастными, деепричастными оборотами.
в) Предложения с однородными членами.
4. Морфологические средства
а) Глаголы:
б) Наречия:
в) Слова с частицами (приставками) не – ни:
№ 5. Рефлексия.
В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?
я понял, что…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
меня удивило…
мне захотелось…
я погружаюсь…
музыка дарит…
меня переполняют такие чувства, как…
Домашнее задание
Ответьте письменно на вопросы:
- В какой взаимосвязи находятся жизненные ценности?
- Чему вы отдаёте предпочтение?
- Всем ли людям доступно испытывать эстетическое наслаждение?