Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Традиции чаепития

Конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию
с детьми старшей группы
«Традиции чаепития»

Конспект образовательной деятельности «Формирование культуры питания дошкольников через использование современных здоровье сберегающих педагогических технологий».
Автор: Спирина Рямзия Ризвановна, воспитатель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Ромашка» городского округа Тольятти (МБУ детский сад № 28 «Ромашка»).

Цель: сформировать целостное представление о приемах заваривания чая, сервировке чайного стола. Развивать познавательную активность в процессе заваривания чая, чаепития.
Задачи:
познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран;
формировать у детей навыки заваривать чай;
познакомить с правилами сервировки чайного стола;
развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
воспитывать культуру поведения за столом во время чаепития.


Задача
Результат у ребенка

1. Организационный момент.
В. и двое детей в русско-народных костюмах встречают детей.
Ребенок: Гостей сегодня мы встречаем Душистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней, Что может быть еще полезней? Наш гость, сегодня не скучай, Будем пить душистый чай!
В: Сегодня мы с  вами  отправимся  в  путешествие,  в  ходе  которого  познакомимся  с  чайными  церемониями  разных  стран;  узнаем,  как  правильно  заваривать  чай  и  накрывать  чайный  стол  к  приходу  гостей.   

Знакомство с историей чая.
Актуализация знаний о чайных традициях

2. Основная часть.
Сейчас  мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай,  но традиция чаепития у разных народов разные.
В: В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.
Ребята,  что  нужно  для  того  что бы  организовать  чаепитие? 
Как  называется  посуда,  из  которой  мы  пьем  чай?
Заваривать  чай  мы  будем  в  заварочном  чайнике,  который хорошо  держит  тепло.
– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут.  .  
 По  какому  признаку  мы  можем  узнать,  что  в  чайнике  кипяток?  (идет  пар).  Будьте  предельно  внимательны,  так  как  кипяток  очень  опасен.  Что  может  произойти?  (можно  обжечься).  Поэтому  желательно  чай  самим  не  наливать.  Посмотрите,  в  какой  цвет  окрашивается  вода,  что  происходит  с  листочками.  По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!
Чай китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу,  приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай это вечнозеленый кустарник,  который  растет  плантациями  высоко  в  горах.  Срывают  верхушки  молодых  побегов  двумя-тремя  листочками. 
Пока наш чай заваривается, давайте отправимся в путешествие.
Звучит музыка Китая. Воспитатель подводит детей к картинам чаепития в Китае.
В: А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая- Китай,  где его начали разводить 2,5 тыс.лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В  Китае  любят  пить  зеленый  чай.  Его  заваривают  в  специальном  чайнике  из  красной  глины  или  чашке  с  крышкой. (Дети рассматривают картины)
Звучит музыка Японии. Воспитатель подводит детей к картинам чаепития в Японии.
В:А  сейчас  перенесемся  в  Японию.
В  стране  восходящего  солнца  тоже  оче6нь  любят  пить  чай.  Чай  пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами. (Дети рассматривают картины)
Звучит музыка Англии
В: Следующая  страна,  в  которую  мы  отправимся  это  Англия.  В  этой  стране  очень  часто  бывает  дождливая,  пасмурная  погода,  поэтому  англичане  не  представляют  свою жизнь  без  чая.  В  Англии  пьют  чай  в основном  в  публичных  местах – в  так  называемых  «чайных  садах».  Англичане  пьют  чай  три  раза  в  день,  строго  в  определенное  время:  утром – за  завтраком,  в  13 часов  за  ланчем,  и  обязательно  вечером,  ровно  в  17 часов. (Дети рассматривают картины)
Звучит музыка русско-народная
В: Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя  русскому  царю.  С  особым  размахом  чаепитие  осуществлялось  в  купеческих  домах:  часами  сидели  купцы  за  чайными  столами.  Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили  вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.
Посидеть  за  самоваром
Рады  все  наверняка
Ярким  солнечным  пожаром
У  него  горят  бока
Самовар  поет – гудит
Только  с  виду  он  сердит
К  потолку  пускает  пар
Наш  красавец  самовар
(Дети рассматривают картины)
Чай горячий, ароматный, И на вкус такой приятный, Он недуга исцеляет, И усталость прогоняет,  Силы свежие дает, И друзей за стол зовет. С благодарностью весь мир, Славит чудо-эликсир!
– В чем чудодейственная сила чая? (Ответы детей.)
 В чае много витаминов:
“А” – важен для зрения. “В” – полезен для нервной системы, снимает усталость. “С” – повышает и укрепляет иммунитет.
  Какие  виды  чая  вы  знаете?
  Ребята,  а  какие  пословицы  вы  знаете  о  чае?
Д: Выпей  чайку – забудешь  тоску.
Чай  пьёшь – до  ста  лет  проживёшь.
Чай  не  пьёшь,  откуда  силу  возьмёшь?
Чай  не  пить, так  на  свете не  жить.
С  чая  лиха  не  бывает.
Чай  крепче,  если  он  с  добрым  другом  разделён.
В: за столом следует соблюдать правила какие давайте я вам напомню: 1)Получив  чашку  чая,  помните,  что  сахар  берут  из  сахарницы  общей  ложкой.  Не  забудьте  вернуть  ложку  в  сахарницу,  не  опуская  её  в  свою  чашку.2) Размешав  сахар  своей  ложкой,  выньте  её  и  положите  на  блюдце.3) Для  лимона  кладётся  специальная  вилочка.4) Печенье,  пирожки,  конфеты  берут  из  вазы  или  блюдца  рукой.5) Всё  время,  пока  гости  сидят  за  столом,  хозяева  должны  быть  приветливыми,  следить,  чтобы  у  гостей  было  всё  необходимое.6) После  чаепития  губы  промокните  бумажной  салфеткой,  тканевую  салфетку  с  колен  положите  на  стол  рядом  со  своим  местом.
7)  Поблагодарите  хозяев.

Познакомить с историей чая,  чайными  церемониями  разных  стран;
Формировать у детей навыки  заваривать  чай.
Углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития.























Словарная работа: Китайская церемония чаепития; Японская традиция чаепития;
Английская традиция чаепития, русская.

































Приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.
Углубление знаний о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития;


























Бережное отношение к посуде, столовым приборам.


3.Заключительная часть
Приглашение к столу
Наш стол накрыт..
В:
Аня и Лева приглашают детей к столу
Хозяюшка, так на пороге встречать!
Хозяйка: Мы гостей встречаем:
Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!
Хозяин: Если величать
Вместе: Чаем, чаем, чаем.
Хозяин: Самовар шумит, баранки
              На скатерке-самобранке,
              И конфеты и печенье,
              И душистое варенье.
              Подходите, детки, чаем
              Вас сердечно угощаем.
              К чаю ароматному
              Пряники печатные.
              Пейте чай и торт берите,
              Чаще в гости приходите.
Хозяюшка:  Сверху пар, снизу пар-
                     Кипит наш русский самовар.
                     Милости просим на чашку чая!
                     Вот так мы живём:
                     Пряники жуём, чаем запиваем,
                     Всех в гости приглашаем.


Воспитывать культуру поведения за столом во время чаепития.

Применение полученных знаний в играх. Дома с родителями. Совместное
Чаепитие

4.Итог
В: Наше  путешествие  подошло  к  концу.
-О  каких  странах  мы  сегодня  говорили?
-Какие лекарственные свойства есть у чая?
-В какой стране вы бы хотели попить чай?
-Что  вы  узнали  нового для себя?
-Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего?
В: Сегодня  вы  сможете  вместе  с  мамами  заваривать  чай  и  накрывать  стол  к  чаепитию.
Уточнить и закрепить полученные ранее знания о традициях чаепития в разных странах