Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Традиции чаепития
Конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию
с детьми старшей группы
«Традиции чаепития»
Конспект образовательной деятельности «Формирование культуры питания дошкольников через использование современных здоровье сберегающих педагогических технологий».
Автор: Спирина Рямзия Ризвановна, воспитатель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Ромашка» городского округа Тольятти (МБУ детский сад № 28 «Ромашка»).
Цель: сформировать целостное представление о приемах заваривания чая, сервировке чайного стола. Развивать познавательную активность в процессе заваривания чая, чаепития.
Задачи:
познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран;
формировать у детей навыки заваривать чай;
познакомить с правилами сервировки чайного стола;
развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
воспитывать культуру поведения за столом во время чаепития.
Задача
Результат у ребенка
1. Организационный момент.
В. и двое детей в русско-народных костюмах встречают детей.
Ребенок: Гостей сегодня мы встречаемДушистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней,Что может быть еще полезней?Наш гость, сегодня не скучай,Будем пить душистый чай!
В: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в ходе которого познакомимся с чайными церемониями разных стран; узнаем, как правильно заваривать чай и накрывать чайный стол к приходу гостей.
Знакомство с историей чая.
Актуализация знаний о чайных традициях
2. Основная часть.
Сейчас мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиция чаепития у разных народов разные.
В: В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.
Ребята, что нужно для того что бы организовать чаепитие?
Как называется посуда, из которой мы пьем чай?
Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло.
– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. .
По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток? (идет пар). Будьте предельно внимательны, так как кипяток очень опасен. Что может произойти? (можно обжечься). Поэтому желательно чай самим не наливать. Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода, что происходит с листочками. По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!
Чай китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками.
Пока наш чай заваривается, давайте отправимся в путешествие.
Звучит музыка Китая. Воспитатель подводит детей к картинам чаепития в Китае.
В: А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая- Китай, где его начали разводить 2,5 тыс.лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой. (Дети рассматривают картины)
Звучит музыка Японии. Воспитатель подводит детей к картинам чаепития в Японии.
В:А сейчас перенесемся в Японию.
В стране восходящего солнца тоже оче6нь любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами. (Дети рассматривают картины)
Звучит музыка Англии
В: Следующая страна, в которую мы отправимся это Англия. В этой стране очень часто бывает дождливая, пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без чая. В Англии пьют чай в основном в публичных местах – в так называемых «чайных садах». Англичане пьют чай три раза в день, строго в определенное время: утром – за завтраком, в 13 часов за ланчем, и обязательно вечером, ровно в 17 часов. (Дети рассматривают картины)
Звучит музыка русско-народная
В: Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю. С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока
Самовар поет – гудит
Только с виду он сердит
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар
(Дети рассматривают картины)
Чай горячий, ароматный,И на вкус такой приятный,Он недуга исцеляет,И усталость прогоняет, Силы свежие дает,И друзей за стол зовет.С благодарностью весь мир,Славит чудо-эликсир!
– В чем чудодейственная сила чая? (Ответы детей.)
В чае много витаминов:
“А” – важен для зрения.“В” – полезен для нервной системы, снимает усталость.“С” – повышает и укрепляет иммунитет.
Какие виды чая вы знаете?
Ребята, а какие пословицы вы знаете о чае?
Д: Выпей чайку – забудешь тоску.
Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.
Чай не пьёшь, откуда силу возьмёшь?
Чай не пить, так на свете не жить.
С чая лиха не бывает.
Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
В: за столом следует соблюдать правила какие давайте я вам напомню: 1)Получив чашку чая, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опуская её в свою чашку.2) Размешав сахар своей ложкой, выньте её и положите на блюдце.3) Для лимона кладётся специальная вилочка.4) Печенье, пирожки, конфеты берут из вазы или блюдца рукой.5) Всё время, пока гости сидят за столом, хозяева должны быть приветливыми, следить, чтобы у гостей было всё необходимое.6) После чаепития губы промокните бумажной салфеткой, тканевую салфетку с колен положите на стол рядом со своим местом.
7) Поблагодарите хозяев.
Познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран;
Формировать у детей навыки заваривать чай.
Углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития.
Словарная работа: Китайская церемония чаепития; Японская традиция чаепития;
Английская традиция чаепития, русская.
Приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.
Углубление знаний о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития;
Бережное отношение к посуде, столовым приборам.
3.Заключительная часть
Приглашение к столу
Наш стол накрыт..
В:
Аня и Лева приглашают детей к столу
Хозяюшка, так на пороге встречать!
Хозяйка: Мы гостей встречаем:
Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!
Хозяин: Если величать
Вместе: Чаем, чаем, чаем.
Хозяин: Самовар шумит, баранки
На скатерке-самобранке,
И конфеты и печенье,
И душистое варенье.
Подходите, детки, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному
Пряники печатные.
Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости приходите.
Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар-
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живём:
Пряники жуём, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Воспитывать культуру поведения за столом во время чаепития.
Применение полученных знаний в играх. Дома с родителями. Совместное
Чаепитие
4.Итог
В: Наше путешествие подошло к концу.
-О каких странах мы сегодня говорили?
-Какие лекарственные свойства есть у чая?
-В какой стране вы бы хотели попить чай?
-Что вы узнали нового для себя?
-Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего?
В: Сегодня вы сможете вместе с мамами заваривать чай и накрывать стол к чаепитию.
Уточнить и закрепить полученные ранее знания о традициях чаепития в разных странах