Урок по ОРКСЭ на тему: Национальные традиции гостеприимства разных народов Башкортостана
Тема: Национальные традиции гостеприимства у разных народовЦель: знакомство с традициями приема гостей разных национальностей
Задачи: - познакомить с традициями гостеприимства народов - формировать умение применять знания, полученные на уроках ОРКСЭ, литературы
-воспитывать интерес и уважение к национальным традициям и обычаям разных народов, патриотизм, толерантность;
-развивать умения самостоятельно оценивать результат своей деятельности, своих одноклассников.
Тип урока: изучение нового материала. Метапредметные связи: русский язык, окружающий мир
Методы: наглядный, практический, частично-поисковый, ИКТ
Формы: фронтальная, групповая. Оборудование: интерактивная доска; карточки-задания, фонотека (физминутка)
ХОД УРОКА
Организационная часть. Приветствие. Готовность к уроку.
Самоопределение к деятельности
1.Рассказ учителя
Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.
Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:
– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?
· Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).
Продолжение притчи.
Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил старый мудрец: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…
· Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).
- О чем мы с вами будем беседовать сегодня на уроке?
III. Работа по теме урока
1)Сообщение темы
- Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей) Учитель: Во время общения узнают новости, обсуждают события, советуются, делятся друг с другом радостью и горем.
Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но народ сохранил традиции гостеприимства. И сегодня мы с вами познакомимся с национальными обычаями приёма гостей, с правилами гостеприимства по этикету. - Как можно по-другому назвать прием гостей…(гостеприимство). - Как вы понимаете слово "гостеприимство"? - Ритуал гостеприимства, по существу, — это общение двух сторон,— хозяина и гостя. 2) Словарная работа. - В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование значения слова “гость” - тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время.
От слова гость образовано много однокоренных слов. Назовите их. Выставить слова на доске- карточкиГостить – жить у кого-нибудь в качестве гостя. Гостинец – подарок иди деньги гостя хозяину. Гостеприимство – радушие к гостям
- Мы с вами проживаем в стране, где 160 национальностей живут в мире и согласии. У каждого народа свои традиции и обычаи: «Сколько народов - столько традиций и обрядов». Однако каждый человек должен осознавать, что он представитель своего народа и должен уважать как свой народ, так и другие народы.
- Перечислите национальности, которые вы знаете. Вот о традициях гостеприимства этих национальностей мы сегодня и познакомимся.
4) Работа по слайдам ( слайд 4-13)
5) Практическая часть
Задание 1. (Приложение №1)Работа в группах. Каждая группа получает информацию о гостеприимстве башкирского, русского, татарского народов. Учащиеся должны на листе бумаги отметить общие правила гостеприимства данного народа и представить краткую информацию.(каждая группа зачитывает)- Есть ли общие традиции гостеприимства у этих национальностей? Назовите их. (Высказывание учащихся).
- Оцените свою работу. (учитель оценивает кружочком)- Гостеприимство это, целое искусство - умение сделать так, чтобы гости остались довольными. В народе говорят: "Гость доволен - хозяин рад".
Задание 2. Работа в группах.
- Прием гостей в своем доме – это большая ответственность, ведь вы должны все сделать так, чтобы гости приятно провели время. Поэтому принимать гостей нужно правильно. - Как же это сделать? С чего начать?
- Составьте структуру приема гостей (приглашение, встреча, угощение, развлечение, прощание- появляются постепенно на доске). 1 этап "Приглашение" (работа в группах)Вопрос: - С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости? Каждая группа говорит вариант приглашения. - Приходите ко мне завтра… - Я приглашаю вас к себе на… - Я буду очень рад, если вы придете ко мне… Вопрос: - Каким может быть повод для приглашения в гости? (ответы детей)
« В зависимости от вида торжества, на которое Вы приглашаете гостей, лично при встрече, по телефону или, выслав приглашение почтой, укажите дату, время и место проведения торжества, при необходимости, вид одежды. Приглашая гостей, необходимо помнить, что приглашенные должны иметь достаточный запас времени на подготовку к торжеству, ведь каждый гость должен выбрать подарок хозяевам вечера, подобрать соответствующий наряд. Как правило, на свадьбу или значительный юбилей принято приглашать за месяц до торжества, на домашние праздники – не менее чем за неделю».Вопрос: - Как вы думаете, можно ли ходить в гости без приглашения? (Ответы учеников). 2 этап "Встреча". «Встреча гостей должна происходить в приподнятом, праздничном настроении, чтобы уже с порога чувствовалась особая праздничная атмосфера. К назначенному времени вы должны быть при «полном параде», т.е. уже причесанными, одетыми в праздничную одежду, должно быть все готово, а хозяева свободны. Каждого гостя встречаете с улыбкой, приветствуете и приглашаете пройти в дом». (оценивание друг друга группами)3 этап "Угощение"- У всех народов угощение - это важная традиция. И мы с вами давайте накроем праздничный стол. Класс делится на группы.
составить коллаж из иллюстраций на тему: «Праздничный стол»
составить меню из определенных продуктов. Обсуждение. самооценивание и оценка других групп. Учитель оценивает кружочками
4 этап "Развлечение"Игры, танцы. (физминутка «Колобок»)
- Я предлагаю сейчас отдохнуть. С учащимися проводится музыкальная физминутка (включить видео).
5 этап "Прощание с гостем"
- Ребята, еще одна традиция гостеприимства - это умение правильно попрощаться. Вам нужно подобрать слова, выражения, которые мы произносим, когда прощаемся с гостями. - Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания? Например: - Спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали. - Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами. - Слова благодарности или прощания.
IV) Закрепление темы урока1) Работа по слайдам
Мы с вами познакомились с некоторыми правилами гостеприимства и давайте оценим некоторых сказочных героев со стороны гостеприимства.
2)Работа с пословицами
3) ВИКТОРИНА «Этикет»
Учащиеся отвечают "да" или "нет". 1. Если гость вручает Вам подарок, примите его с улыбкой и поблагодарите? 2. Предлагать ли гостям сменную обувь? 3. Если не все из приглашенных гостей знакомы между собой, то хозяева дома должны познакомить всех? 4. Размещая гостей за праздничным столом указывать каждому гостю его место движением руки, или вручить карточку с указанием его места? 5. Вы должны, учитывать места почетных гостей и чтобы соседям по столу было интересно друг с другом? 6. Можете тактично намекнуть гостям о том, что пора уходить? 7. Вы принимаетесь за уборку стола и помещения, пока Ваш дом не покинет последний гость? 8. Если у хозяина или хозяйки плохое настроение, надо стараться, чтобы гости этого не заметили? 9. При приёме, хозяева должны отдавать предпочтение кому-нибудь из гостей? 10. Приглашает к столу хозяйка? 11. За столом мужчины и женщины рассаживаются вперемежку? 12. За столом старайтесь говорить на темы, интересные всем присутствующим. 13. На чужую тарелку можно класть кушанья без спросу? 14. Женщинам все подается раньше, чем мужчинам?
Ответы:1-да ; 2-нет ; 3-да; 4-да; 5-да; 6- да; 7-нет; 8-да; 9-нет; 10-да; 11-да; 12-да; 13-нет; 14-да. ( слайд)
Самооценивание ( нарисовать смайлики)
Обобщение.
– Гостеприимство и дружелюбие стали национальной чертой и важной традицией нашего народа. Из поколения в поколение передается традиция завершения праздника. Это очень важный момент. Его особый смысл заключается в напутствии и благословении очага и стола гостеприимного дома. Выражая благодарность хозяевам, гость может сказать: «Пусть благословен будет ваш дом! Здоровья, счастья и мира вашему дому!»
Давайте и мы завершим наш урок добрыми пожеланиями друг другу.
Круг «От сердца к сердцу»
Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка.
Учащиеся произносят добрые пожелания друг другу.
V. Рефлексия ( на доске)
Домашнее задание
– Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.
Самоценивание – Наше настроение, наше впечатление мы покажем при помощи кругов. Составим цветок – середина уже есть, это моё впечатление от сегоднешенго урока . А вы приклейте лепестки – ваше настроение .