Урок-обобщение Состав слова. Словообразование.
Тема: «Состав слова. Словообразование.»
Цели:
- повторить, обобщить изученное по теме, подготовиться к контрольному диктанту ;- развивать речь, орфографическую зоркость;
- уметь работать в паре, группе, производить самопроверку, взаимопроверку;
- совершенствовать коммуникативное общение.
Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.Тип: урок с использованием активных форм работ.Методы и формы работы:Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.Словарная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игра, комментированные формы работы.Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, ответы на вопросы.
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- проблемное обучение;
- групповая технология
Оборудование:
- раздаточный материал;
- карточки
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
(Для создания психологической атмосферы проводит игру «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Дети слушают песню «Улыбка»)
Сегодня у нас с вами необычный урок- прогулка по полянкам знаний. И на этих полянках мы будем собирать ягоды- клубнику, землянику, ежевику (бумажные). Кто больше ягод насобирает, тому мы присвоим почетное звание «Умники и умнички», а так же «Я сегодня отличился», «Самый умный», «Самая умная». (Учитель раздает ягоды, класс делится на группы)
Отгадайте загадку и поймете, какую тему мы с вами будем повторять и закреплять, гуляя по полянкам:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей. (Морфемика. Словообразование.)
Осмысление информации.
«Толстые и тонкие вопросы»
Перед началом работы проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать.• Что такое словообразование?( Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.)• Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)• Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)• Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)• Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)• Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)
1 полянка- Разминочная ( за каждый верный ответ выдается ягодка).
1 задание. Указать морфемы в словах.(слайд 6)Земля, земляной, подземелье, земельный, землянка, приземляется, земляная, землеройка. - Найдите однокоренные слова и формы слов.
2 задание «Третий лишний». Из данных слов выписать одно, которое не соответствует указанной модели. .(слайд 7)
Проверь! (слайд 8)
I. 1.обед
2.умница
II. 1.малиновый
2.грузчик
III. 1. пятница
2. безалаберный
3 задание: Отгадайте слова по их лексическому значению и определите способ их образования (слайд 9)Женщина, занимающаяся туризмом – туристка (суффиксальный)Специальная одежда для работы – спецодежда(сложение)Очень большой – преогромный (приставочный)Подставка для свечи или нескольких свеч – подсвечник (приставочно-суффиксальный)Находящийся у моря – приморский (приставочно-суффиксальный)Летательный аппарат, предназначенный для пассажирских и грузовых перевозок – самолёт (сложение)Аппарат, передвигающийся по Луне – луноход (сложение)Помещение для совместного проживания людей – общежитие (сложение)(Проверка слайд 10)
Подсчитываем, у какой команды больше ягодок.
2 поляна- Соревновательная (за каждый верный ответ выдается ягодка)
а)Учитель: Ребята, кто-то забыл на полянке конверты, а я нашла и посмотрела, что в них. В каждом из них листок с заданием для вас.
Работа над развитием связанной речи
1) Прочитайте молча текст
2) Подберите заголовки
3) Назовите тему и основную мысль высказывания Ударила первая капля дождя – начались соревнования. Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберёзовик, гриб моховик. Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку. Вторым номером был гриб подосиновик. Он выжал три листика осины, шесть хвоинок и сосновую шишку. Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул шляпкой мох, подлез под сучок и стал выжиматься. Жал-жал, жал-жал – не выжил. Только шляпку свою раздавил.
Выписать из текста слова, обозначающие названия грибов, и те слова, от которых они образованы (Подберёзовик – берёза, подосиновик – осина, моховик – мох) Выделить в этих словах части слова (разобрать по составу) и сделать вывод: (в создании новых слов принимают участие префиксы и суффиксы) (Проверка работы по слайду13)
Подберёзовик – берёза, подосиновик – осина, моховик – мох
Подсчитываем, у какой команды больше ягодок.
3 поляна- Сообразительная ( за каждый верный ответ выдается ягодка)
1 задание. На поляне кто-то рассыпал орехи. Внутри каждого из них три листочка, на каждом листочке написано слово. Но одно из этих трех слов лишнее. Какое? Слайд 15
1 задание: найдите «третье лишнее» слово и объясните свой выбор.
1 группа- пот, потолок, потливый
2 группа- море, морщины, морской
3 группа- боль, больница, большой
2 задание. Определите способы образования данных слов:
1 группа: лесоруб (сложение)
водопроводчик (суфф.)
переход (бессуфф.)
2 группа: пароходная (суфф.)
пчеловод (сложение)
отъехать (прист.)
3 группа: перепрыгнуть (прист.)
МГУ (сложносокращ.)
кресло-кровать (сложение слов)
3 задание. Игра «Одним словом»
1 группа.
Цветок, который зацветает первым (подснежник)
Жук, который ест кору (короед)
2 группа
Человек, который любит собирать грибы (грибник)
Время суток перед восходом солнца (рассвет)
3 группа Холодное сладкое лакомство (мороженое)
Аппарат, передвигающийся по Луне – луноход
Подведение итогов, подсчет ягодок.
4 поляна- Находчивая (за каждый верный ответ выдается ягодка)
Учитель: А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова. Кто первый справится с заданием- поднимите руку. Задание всем группам.
Игра «Составь слово»
1 задание. Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».
Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».
Суффикс возьмите из слова «обращение».
Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)
2 задание. Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)
3 задание. Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)
4 задание. Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)
Подведение итогов, подсчитывание ягодок.
5 поляна- Логика.
Учитель: Ребята, на этой поляне мы с вами должны будем решить кроссворд. Все слова в этом кроссворде сложные с соединительной гласной «О».
1 С
2 а3 м4 о5 л6 ё7 Т
Специалист по разведению садов (садовод)
Локомотив с паровым двигателем (паровоз)
Канал для вывода дыма из печи в трубу (дымоход)
Русская народная игра-пляска (хоровод)
Лес, поваленный бурей (бурелом)
Летательный аппарат для перевозки людей (самолет)
Огнестрельное оружие (пулемет)Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо.
Итоги урока Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?— основные способы словообразования.— морфемный и словообразовательный разбор.— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).— проследили, как словообразование связано с другими разделами.— Какой можно сделать вывод?Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
И в завершении урока прочитайте данные шарады и составьте слова:
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале(Оценка)
Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
( Сочинение)
Мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников. Предлагаю на листочках написать имена своих партнеров по команде и поставить оценки, которые, по их мнению, сегодня заслужили ребята. (Учитель при выставлении оценок учитывает мнения учеников)
Подведение итогов, подсчитывание ягодок. Победившей команде присваивается званиея.
Домашнее задание:
1. Подготовить сообщение в научном стиле «способы словообразования», используя таблицу
2. Написать сочинение-миниатюру «Волшебница-зима», используя слова, образованные разными
Вы должны выписать из текста загадки слова, состав которых соответствует схемам, нарисованным на этих же листочках. Но вначале мы с вами отгадаем загадку:
На окне стоит горшок,
А в горшке растет цветок,
Посмотреть- не разберешь:
Не растение, а еж.
(кактус)
Кто быстрее и больше выпишет слов, соответствующих схемам?
Образец: окне, стоит, растет (корень, окончание, основа)
цветок, растение (корень, суффикс, окончание, основа)
посмотреть (приставка, корень, суффикс, суффикс, основа)
разберешь (приставка, корень, окончание, основа)
б) Учитель: Ребята, какие в загадке слова с необычными корнями вы увидели?( корни с чередующимися гласными: растет, разберешь, растение)
А какие еще корни с чередующимися гласными вы помните?(дети называют корни, примеры-слова с этим корнями, проговаривают правила, учитель показывает карточки с чередующимися корнями)