Урок русского языка в 3 классе на тему Повторение по разделу Состав слова.
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Повторение по разделу «Состав слова».
Цель: обобщение знаний о составе слова.
Задачи:
Обобщить знания детей о частях слова, порядке разбора слова;
Совершенствовать умение проводить разбор слова по составу;
Развивать речь, внимательность, логическое мышление;
Создавать условия для воспитания уважительного отношения к труду, к хлебу.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы: коллективная, индивидуальная, групповая.
Методы: проблемный, частично – поисковый.
Психолого – педагогический настрой.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Минута каллиграфии.
Повторение написания букв Чч. Характеристика звука.
Записать слова с данной буквы: чаща, чувство, чудеса, чашка, чайка.
- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать эти слова?
- Какое слово лишнее? (на логическое мышление) Почему?
- Назовите еще слова с данной буквы.
Актуализация знаний.
- Что записали? (слова)
- Из каких частей состоит слово?
Рассказ о частях слова – 5 учеников получают задание рассказать о части слова, найти на доске условное обозначение; 1 ученик – задание расставить части слова по порядку разбора.
Корень.
- Какая часть главная?
- Как называются слова, имеющие одинаковый корень?
Работа по карточкам.
Задание: найти лишнее слово.
водитель
приводить
водный
уводить
гора
пригорок
гореть
горный
умный
умножить
умнеть
умница
Вывод. – Что называют корнем?
Прочитать правило в учебнике с. 42.
Игра «Подбери однокоренные слова».
Называю слова: хлеб, дом, школа, мама, рука, стол. Дети называют однокоренные слова и записывают их в тетрадь.
Суффикс.
- Что вы добавили к каждому слову?
- Что называют суффиксом?
- С каким значением получаются слова, если добавить суффиксы –еньк, -оньк, -ышк, -ушк, - юшк?
- Что вы знаете о написании суффиксов –ик, -ек?
Прочитать правило в учебнике на с. 62.
Практическая работа «Е или И».
На доске карточка со словами с пропущенными буквами:
Кармаш_к, мальч_к, слон_к, хвост_к, вечероч_к, ореш_к, кузнеч_к, подароч_к.
(по одному учащемуся у доски, остальные записывают слова в тетрадь).
Карточка – ситуация ошибок (работа по группам).
Сыночик, мостик, кусочик, дружочик, мячик.
(сначала дети работают по группам, затем проверка по карточке на доске).
Приставка.
- Что знаем о приставке?
Прочитать правило в учебнике на с. 52, 54.
- В русском языке более 40 приставок. С ними еще будете знакомиться, узнаете, как правильно писать приставки.
Практическая работа: читаю текст, дети на слух определяют слова с приставками, записать.
Вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Прорастет зерно. Зазеленеют посевы. Хлебороб подкормит их. Дождь и солнце помогут растениям расти. Созреет колос. Хлебороб начнет жатву. Выедут на поля комбайны, и польется в грузовые машины зерно нового урожая. Труден и почетен труд хлебороба.
Воспитательная беседа о труде хлебороба.
- Что общего в выписанных словах?
Игра «Образуй новые слова».
Даны слова ехать, учить, читать. Ученики должны образовать новые слова путем добавления приставок.
Окончание.
Пословицы о хлебе.
Ученики называют знакомые им пословицы о хлебе.
На доске карточка с записанной пословицей:
Хочешь есть калачу, не сиди на печь.
- Почему не получилась пословица?
- Что нужно сделать?
- Что называют окончанием? Правило в учебнике на с . 35.
- Запишите пословицу правильно.
- Как понимаете смысл?
- Назовите слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Основа.
- Что называют основой? Правило на с . 39.
Домашнее задание.
Повторить все правила по теме «Состав слова».
Закрепление.
Упражнение в разборе слов по составу. Выполняют у доски по 1 ученику, слова записаны на карточках, дети сами выбирают себе слово.
Школа, класс, выучил, пришкольный, парта, ручка, работа, звонок.
Самостоятельная работа по карточкам.
Разобрать слова по составу: рассвет, лётчик, пригородный, лес.
Итог.
- Мы сегодня повторили материал по теме «Состав слова».
- Как назвать приставку, корень, суффикс?
- Как называют окончание?
Оценивание.