Памятка для воспитателей по материалам консультации Словообразование и словоизменение
Памятка для воспитателей - Словообразование и словоизменение
Словообразование – это процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.
Словоизменение – это образование разных форм одного и того же слова
Работа по уточнению и обогащению предметного словаря идет по следующим направлениям:
— расширение объема словаря и представлений об окружающей действительности;
— уточнение значения слов;
— формирование семантической структуры слова;
— организация семантических полей, лексической системы родного языка;
—активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, его перевода из пассивного словаря в активный
Содержание первого этапа. СРЕДНЯЯ ГРУППА. Существительные.
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-. В процессе работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода). Речевой материал предъявляется в следующей последовательности: а) без изменения звуковой структуры корня производного слова (дом – домик, нос – носик, лист – листик); б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне (таз – тазик, лоб – лобик). В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода). Речевой материал предъявляется в следующей последовательности: а) без изменения звуковой структуры корня производного слова (забор – заборчик, стул – стульчик, блин – блинчик); б) с изменением звуковой структуры производного слова (рукав – рукавчик). Словообразование существительных с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности: а) Словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова(лапа – лапка, мышь – мышка); б) Словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (шуба – шубка, книга – книжка, птица – птичка); в) Словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова крыльцо — крылечко, кольцо – колечко).
Глаголы. 1. Дифференциация совершенного и несовершенного вида: а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок: С- (играть – сыграть, петь – спеть, делать – сделать), На- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать – написать), По- (обедать – пообедать, сеять – посеять), Про- (читать – прочитать). б) образование глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -иво-, -ыва-, -ва- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать). 2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-, -ов- (мамин, гусиный, ежовый, слоновый).
СТАРШАЯ ГРУППАСодержание второго этапа. Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -еньк, -ышек-: а) словообразование без изменения звуковой структуры слова имен собственных женского и мужского рода на — а, -я (Маша – Машенька, Надя – Наденька); б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова (береза – березонька, дочь – доченька, дядя – дяденька); в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова (рука – рученька, нога – ноженька, дорога – дороженька). Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-: а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк- (дед – дедушка, зима – зимушка, соловей – соловушка); б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк- (перо – перышко, зерно – зернышко, стекло – стеклышко); в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц- (лужа – лужица, мороз – морозец, дерево – деревцо); г) словообразование с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (суп – супница, хлеб – хлебница, чернила – чернильница); д) образование существительных с помощью суффикса -инк- (бусы – бусинка, икра – икринка, горох – горошинка, снег – снежинка); е) образование названий детенышей животных и птиц: Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова (еж – ежонок – ежата, кот – котенок – котята, лиса – лисенок – лисята); Словообразование с чередованием звуков в корне слов (волк – волчонок – волчата, лев – львенок – львята); Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (овца – ягненок – ягнята, корова – теленок – телята). Глаголы. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, при-, на- (входит – выходит, наливает – выливает, ходит — приходит).
Прилагательные. Образование: а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий, рыбий, коровий); б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн- (кожаный, шерстяной, соломенный, серебряный); в) качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив- (вкусный, мрачный, ленивый, обидчивый, дождливый)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППАСодержание третьего этапа. Существительные. Образование названий профессий: а) словообразование существительных мужского рода с суффиксом -щик- (угольщик, часовщик, носильщик, дрессировщик), с суффиксом -чик- (летчик, разведчик, грузчик); б) словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц- (художница, работница, певица).
Глаголы. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у -, под-, от-, за-, под-, пере-, до- (прибегает – убегает, сходит – уходит, подбегает – отбегает, переносит – доносит).
Прилагательные. Образование: а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий, собачий, птичий); б) относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -енн- (песчаный, овсяный); в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еньк- (зеленоватый, беленький).Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в связной речи.
Последовательность словоизменения имен существительных по падежам
1 занятие: Детям предлагаются задания на преобразование единственного числа имен существительных во множественное число (типа кот - коты).
2 занятие: Последующая группа заданий на преобразование ед. ч. имен существительных во мн. ч. (типа лоб – лбы, стул - стулья)
3 занятие: Задание на употребление существительных ед. ч. и мн. ч. в творительном падеже.
4 занятие: Задание на употребление существительных ед. и мн. ч. в предложном падеже.
5 занятие: Задание на употребление существительных ед. и мн. ч. в родительном падеже.
6 занятие: Задание на употребление существительных ед. и мн. ч. в винительном падеже.
7 занятие: Задание на употребление существительных ед. и мн. ч. в дательном падеже.
8 занятие: Задание на образование форм родительного падежа мн. ч. имен существительных.
9 занятие: Задание на дифференциацию мужского, женского и среднего рода имен прилагательных и существительных.
10 занятие: Задание на употребление в речи предлогов.