Технологическая карта урока русского языка Способы сжатия текста. Сжатое изложение повествовательного текста (5 класс)
Аннотация к технологической карте урока русского языка
Учитель: Семукова Елена Михайловна
МАОУ «СОШ № 36», г. Сыктывкар
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема урока: Способы сжатия текста. Сжатое изложение повествовательного текста («Спасибо им.» Н.Сладков)
Тип урока: урок закрепления изученного, открытия новых знаний и применения их на практике.
Цели урока (образовательные): систематизировать знания по теме; научить кратко и ясно излагать свои мысли, видеть в тексте главное, уметь отсекать второстепенную информацию; развивать речь учащихся, ассоциативное мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, интеллектуальные и познавательные способности, культуру общения в разных видах речевой коммуникации; прививать интерес к обучению, формировать навыки исследовательской и самостоятельной работы.
Универсальные учебные действия:
Личностные: формировать активную жизненную позицию; личностно-ориентированный интерес к природе, воспитывать , эмоционально-ценностное отношение ко всему живому.
Регулятивные: формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Составлять план и последовательности действий. Искать пути решения проблемы. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, выделять ключевые слова, «сжимать текст».
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация , распечатанный текст изложения «Спасибо им», распечатанные «Памятки ученику».
Технологическая карта урока русского языка
Этап урока
Цель этапа
Содержание учебного материала
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I.Организационный момент.
2 минуты
Мотивация к учебной деятельности.
Вступительное слово:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь все понять.
Включение в деловой ритм.
Подготовка к работе, самоопределение, определение готовности к уроку, включение в деловой ритм
Уважение к учителю и сверстникам.
Самоопределение.
Самооценка готовности к уроку(Л)
II. Актуализация и пробное учебное действие
5 минут
Установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа
Текст изложения
«Спасибо им»
Приложение 1
Приложение 2 ( памятка 1 и
Памятка 2)
Фронтальная,
индивидуальная
Читает текст изложения, показывает презентацию
Воспринимают аудио и видео информацию
Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы.
III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.
2 минуты
Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.
Подводящий диалог:
- Как вы думаете, если я еще два раза прочитаю вам текст, сможете ли вы написать изложение?
- Что мы должны сделать, чтобы написать изложение?
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Фронтальная, индивидуальная, парная
Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, формулируют цели урока.
Записывают в тетрадях тему урока.
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Формулировать тему и проблему урока (Р)
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний.
Работа с презентацией «Способы сжатия текста».
5 минут
Построение плана достижения цели,
Фиксация нового знания в речи Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа
1. Словарная работа. Для того, чтобы хорошо и успешно работать сегодня на уроке, нам необходимо вспомнить значение некоторых основных понятий. Хвастать, хвастаться – хвалить себя. Удовольствие – чувство радости, приятное переживание.
2. Ответить на вопросы:
1. Чем хвастались ребята, придя из леса?
2. Какие мысли возникли по этому поводу у автора? 3. За что надо сказать спасибо птицам, насекомым, животным?
(Работа с текстом слайдов 2 – 3)
4. Проанализировать текст, определить из каких частей он состоит, как связаны между собой части. К какому типу речи относится текст?
5. Что значит «сжать текст»?
6. Работа с текстом слайда 7. Сжатие текста. От чего мы отказываемся и что сохраняем?
Фронтальная, индивидуальная, парная
Комментирует слайды презентации «Способы сжатия текста» Приложение № 3, задает вопросы)
Ставит проблемный вопрос
Отвечают на вопросы, записывают словарные слова в тетрадь
Ищут ответ на проблемный вопрос, опираясь на имеющиеся знания
Отвечают на вопросы, сравнивают свой ответ с текстом слайда.
Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классифицировать и устанавливать причинно-следственные связи (П).
V. Лингво-физкультминутка
3 минуты
Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.
Проблема
Словарь
Вырастать
Разбирать
Изложение
Застелить
Значение
Доказательство
Тезис
Игровой приемКоллективная
Диктует слова
Встают. В соответствии с буквой, которую нужно писать в корне слова, совершают повороты головы и туловища
Понимать значение здорового образа жизни, необходимость чередования физической и умственной активности.
VI. Поиск решения. Открытие новых знаний.
3 минуты
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа
На основе полученных знаний сформулируйте правила написания сжатого изложения.
Работа с памяткой «Как писать сжатое изложение»
Приложение 3
В парах, коллективная, индивидуальная
Ставит вопрос
Организует работу с текстом «Памятки»
Отвечают на поставленный вопрос, формулируют правила написания сжатого изложения.
Корректируют свои знания, анализируют недостатки своих правил.
Осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, уметь делать выводы на основе имеющихся знаний. Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П).
Формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения (К).
VI. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
10 минут
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа.
1. Работа с текстом изложения. Работаем над сжатием текста изложения по плану
2.Составление плана текста и запись ключевых слов. (См. образец слайд 5).
3. Сопоставление своего плана с предложенным.
План:
1.Кого видели дети в лесу?
2.За что их должны были благодарить птицы и звери?
3.За что надо сказать спасибо птицам?
Коллективная, индивидуальная, фронтальная
Организует работу учащихся.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Работают с заданием, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, задают вопросы для уточнения информации, составляют подробный план текста, сравнивают свой план с предложенным. Делают выводы.
Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе (Л). Контролировать учебные действия, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности (Р). Задавать вопросы для уточнения последовательности работы (К),
VII. Самостоятельная творческая работа
10 минут
Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия.
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа.
Работа над сжатием текста.
- Как вы понимаете термин «сжатое» изложение?
( Сокращенное, уменьшенное, краткое; главные фрагменты текста передаются подробно, второстепенные – кратко)
Индивидуальная
Организует работу учащихся.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Работают с заданием, формулируют собственные мысли, используют новые открытые знания.
Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе (Л). Контролировать учебные действия, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности (Р). Задавать вопросы для уточнения последовательности работы (К),
VIII. Рефлексия
3 минуты
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.
1. Подводящий диалог
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Достигли ли мы поставленных целей?
- Чему мы сегодня научились на уроке?
- Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?
- Кому поставим сегодня отметки?
Коллективная
Организует рефлексию через подводящий диалог.
Отвечают на вопросы, подводят итог работы.
Пишут синквейн.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)
Приложение 1
СПАСИБО ИМ
Пришли ребята из леса и хвастают: видели мы в лесу дятлов, белок и лягушек. И никого не тронули, не обидели. Пусть они нам за это спасибо скажут!
А я подумал о том, что дятел, например, лес бережет от короедов и древоточцев. Что лягушки кусачих комаров, мух и слизней уничтожают. И за это полезное дело надо бы им спасибо сказать.
Да если и просто так посмотреть на дятла и лягушонка – они же еще и красивы! Смотреть на них одно удовольствие, просто видеть их – и то радость! И за это им спасибо!
(Н.Сладков)
Приложение 2
Памятка 1
- Соответствует ли содержание текста теме?
Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?
Выделены ли части текста красной строкой?
Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?
Интересно и понятно ли всё изложение слушателю?
Памятка 2
- Проверь, не пропустил ли ты буквы.
Правильно ли написал безударные гласные?
Проверь слова со звонкими и глухими согласными.
Памятка для учащихся 3
"Как писать сжатое изложение"
ПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста)
1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).
Способы (как сделать):
по началу текста;
по ключевым словам;
по ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям героев (автора);
по заглавию текста.
2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)
Способы (как это сделать):
по настроению, которое вызывает прочтение текста;
по отношению автора к событиям, героям;
по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.
Способы (как сделать):
в повествовании - по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу;
в описании - по предмету речи и его значимым, существенным признакам;
в рассуждении - по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу.
4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Способы (как сделать):
по выделению главной мысли в абзаце;
по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью;
по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца.
ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста)
1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.
Способы (как сделать):
по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).
2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение). 3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Способы (как это сделать):
использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;
лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.
Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:
необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
не объединять микротемы в один абзац; каждый абзац начинать с красной строки;
пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Памятка
Приемы сжатия текста:
1. Исключение:
- исключение повторов;
- исключение одного или нескольких из синонимов или однородных членов;
- исключение уточняющих и поясняющих конструкций, вводных слов;
- исключение фрагмента одного или нескольких предложений, содержащий второстепенные факты;
- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
2. Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- перевод прямой речи и диалога в косвенную речь.
15