Конспект урока по русскому языку на тему: Способы словообразования (10 класс)
Конспект урока по русскому языку. 10 класс
Ф.И.О. учителя Мусаева Лиля Яшаровна
Должность, образовательное учреждение:
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская школа № 2, Первомайского района, пгт Первомайское»
Тема урока: «Способы словообразования».
Цели и задачи урока:
Познавательные: повторить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить и углубить знания о способах словообразования.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутьё, чувствовать красоту языка.
Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать; прививать интерес и любовь к слову, к русскому языку.
Оборудование:
-записи на доске;
-учебник «Русский язык» 10-11 класс А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова;
-папки на партах для каждого ученика с раздаточным материалом и оценочным листом;
-словари: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, И.Ю. Шведова; «Школьный словообразовательный словарь»;
-эпиграф к уроку (на доске): Пусть же будет успешным ваш путь познания Слова!
Н.П.Матвеева.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА.
ОРГМОМЕНТ. Приветствие. Ученики записывают в тетрадях число, учитель раздаёт тесты «ловушки». Работа в парах. (Приложение №1).
Учитель : Задание: оценить правильность высказываний знаками «плюс» или «минус» (верно – неверно).
Учащиеся выполняют задание. Затем путём самопроверки по модульному ответу:
1- 2+ 3- 4+ 5+ 6- 7+ 8+ 9- 10+ оценивают себя и оценку записывают в оценочный лист.
Шкала оценивания: «5» - 0 ошибок
«4» - 1-2
«3» - 3-4
«2» - 5 и более.
ВЫХОД НА ТЕМУ УРОКА. Учитель:
С каким разделом лингвистики мы с вами сегодня будем работать? Тема урока? (записать в тетрадях). Что изучает словообразование? Цель урока? (целеполагание)
АКТУАЛИЗАЦИЯ опорных знаний учащихся. Учитель:
Продолжая готовиться к ГИА (ЕГЭ), урок посвятим отработке вопросов способов словообразования и словообразовательного анализа. Работа с эпиграфом.
Работа с текстом Н.П. Матвеевой. (Приложение №2). (В это время две ученицы работают в тетрадях по карточкам).
Учитель: Выразительно прочитайте текст, определите тему и основную мысль (о значении родного Слова и необходимости беречь этот бесценный дар; не жалеть времени на изучение языка).
Определите тип текста и стиль речи (рассуждение – мысли о Слове; публицистический – это сообщение; ярко выражена авторская позиция; есть побудительные и восклицательные предложения; воздействие на читателя).
Первая ученица выполняет морфемный разбор выделенных слов в тексте.
Вторая ученица – синтаксический разбор предложения (эпиграф).
Проверка выполнявших индивидуальные задания у доски – это своеобразная языковая разминка.
Учитель: Итак, «пусть же будет успешным ваш путь познания Слова!» Начнём этот «путь» с определения «Слова», заглянем в «Толковый словарь»
Сообщение ученицы (заранее подготовленное).
Работа по теме урока:
Учитель: Приступим к повторению теоретического материала о способах образования слов русского языка.
- Что такое словообразование?
- Какие способы образования слов существуют в русском языке? (Ответы учеников).
(Демонстрация слайдов).
Работа с учебником. Выполнение упражнения №77 (по частям: каждый ряд по 6 слов), ученики пользуются «Словообразовательными словарями». Затем проверяют написанное.
Возьми на заметку! Учитель:
-формообразующие морфемы:
1) окончания;
2) формообразующие суффиксы:
-суффикс прошедшего времени –л (ходил);
-суффиксы повелительного наклонения –и, -те (смотри, смотрите);
-степени сравнения прилагательных и наречий –ее, -ей, -е и др. (умней, тише).
Ознакомление с планом и образцом словообразовательного разбора и словообразовательной цепочки. (Слайды, раздаточный материал).
Тренировочные упражнения. Учитель:
- Выполните письменный словообразовательный разбор слов подоконник, повыписывать.
- Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
Успеть - - успевающий (успевать)
- Определите словообразовательную цепочку: 1) переподготовка; 2) подготовка;
3)готовить; 4) подготовить. ( 3,4,2,1).
- Определите способ образования данных слов:
бескрайний - край (приставочно-суффиксальный)
безделье - дело (приставочно-суффиксальный)
сероводородный - сероводород (суффиксальный)
услышать - слышать (приставочный)
взрослые помогают – взрослые люди помогают –( переход из одной части речи в другую)
рыбий - рыба (суффиксальный)
надпись - надписать (бессуффиксный)
Ответы учеников.
Домашнее задание. Повторить теоретический материал на стр.67-68; выполнить упражнение 86.
Контроль знаний. Выполнение тестовых заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой и выставлением оценок в оценочный лист.
Итог.
- Сообщение ученика о выразительных средствах языка. Материал «Это интересно!»
- Учитель: Чем помог урок? Есть ли трудности, на которые ещё надо обратить внимание? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке?
Оцените свою работу на уроке, в оценочном листе выставьте балл.
Итак, пусть же будет успешным ваш путь познания Слова!
Шрифт абзацу за промовчаннямЗвичайна таблицяНемає спискуTimes New RomanCambria Math