Конспект урока по теме Словообразование и орфография в 6 классе


Тема урока: «Повторение по теме «Словообразование. Орфография.»
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Форма урока: игра-конкурс
Цель: личностные: формировать интерес школьников к урокам русского языка, следуя принципу: повторять, не повторяясь, учить продуктивному взаимодействию, взаимопомощи, умению работать в группе.
Метапредметные: самоопределение темы и целей урока, развитие логического, аналитического мышления, самоконтроль, взаимоконтроль, самокоррекция.
Предметные: знание способов образования слов, умение определять способы образования слов, знание и применение правил орфографии в пределах изученных орфограмм.
Ход урока.
1.Орг.момент. Сообщение учителя. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, т.к. во-первых, у нас присутствуют гости, а во-вторых у нас сегодня урок в форме игры-конкурса. У нас 4 команды. В каждой есть командир. За каждый правильный ответ вы получите житон. Какая команда больше их наберет, та и победит в конкурсе. У каждой команды есть листок контроля, в который вы выставите оценки за каждый конкурс.
2. Определение целей урока. (4 мин)
- Что это за запись на доске? Как она называется? Какое слово д.б. на месте пропуска?
Облако- …. – облачность
(Это словообразовательная цепочка, пропущено слово облачный.)
-Значит, о чем мы будем говорить на уроке? (О словообразовании.)
-Мы уже изучили эту тему?
-Да.
-Значит, тема урока
-Повторение по теме «Словообразование»
А это что за слова? Пр..к..саться, сг..ревший, под..тожить, к…респондент.
-Эти слова на те орфограммы, которые мы изучали в разделе «Словообразование».
Значит, мы еще должны повторить правила, изученные нами вместе с морфемикой и словообразованием. Запишем тему урока «Словообразование.Орфография»
Какие цели мы поставим перед собой, исходя из темы?
-Повторить способы… и выполнять …. И … разбор
-Повторить правила, изученные в этом разделе.
-Учить правильно писать с этими орфограммами и находить их в тексте.
3. Конкурс « Лингвистическая разминка». (4мин)
Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов, указать способ словообразования:
домишко суффиксальный
безработица прист.-суффик.
мудрость суффикс.
Переписать суффикс.
Переработать приставочный
Книголюб сложение
Взаимопроверка, выставление оценок в листок контроля.
4. Конкурс «Найди соответствие» 3мин.
Способы образования новых слов Примеры
1.Приставочно-суффиксальный 1. Избушка, радостный, слабоватый
2.Бессуфиксный 2. Ракета-носитель, плащ-палатка, план-конспект
3.Суффиксальный 3. Подоконник, ошейник, безветренный
4.Приставочный 4. Самовар, пешеход, пылесос
5.Сложение слов 5. Наилучший, прилететь, рассмотреть
6.Переход из одной части речи в другую 6. Заплыв, выход, перелет
7.Сложение двух основ 7. Прачечная, столовая, гостиная
Правильный вариант
Способы образования новых слов Примеры
1.Приставочно-суффиксальный 3. Подоконник, ошейник, безветренный
2.Бессуфиксный 6. Заплыв, выход, перелет
3.Суффиксальный 1. Избушка, радостный, слабоватый
4.Приставочный 5. Наилучший, прилететь, рассмотреть
5.Сложение слов 2. Ракета-носитель, плащ-палатка, план-конспект
6.Переход из одной части речи в другую 7. Прачечная, столовая, гостиная
7.Сложение двух основ 4. Самовар, пешеход, пылесос
5.Конкурс шифровальщиков. 5мин.
Правильно прочитайте сложносокращенные слова, расшифруйте их, определите их род
МИД, ООН, ЕГЭ; ТЮЗ, вуз, ГИА; РФ, ЦСКА, СМИ.
6. Конкурс вопросов и ответов 5 мин.
-Назовите способы образования новых слов
-Правило написания корня кос-кас
-Правило написания корня гор-гар
-Правило написания корня зор-зар
-Правило написания букв ы-и после приставок
-Назовите значения приставки при-
«Самый зоркий» программист 5 мин.
Пре-при Ы-и после приставок О-а в корне с чередованием
Пр..близиться Пред..стория Соприк..сновение
Пр..кословить Меж..здательский К..саться
Пр..крепить Сверх..зысканный Заг..рать
Пр..усадебный Раз..граться З..ря
Пр..смотреться Раз..скать предпол..жить
И ы о
Е и а
И и о
И ы а
И ы о
Проверка, взаимопроверка, самокоррекция
8. Конкурс « Домашнее задание». 5 мин.
Для этого конкурса вы придумали вопросы друг другу. Задайте их.
1.Найдите лишнее Камин, каменный, окаменелость, камнепад.
2.Одинаковы ли значения первых компонентов в сложносокращенных словах автовокзал и автопортрет?
3.Найдите ошибки в словах: состизание, великолепная прерода, преодолеть припятствие, присутствовать на примьере спектакля.
4.Произнесите правильно слова: красивее, баловать, звонят, прибыл, прибыла.
9. Работаем с текстом.
1.Почему мы вообще слышим? 2. Скрипач ведет по струне смычком, и она начинает дрожать. 3.В этом можно убедиться, если прикоснуться к ней пальцем. 4.От струны дрожит и окружающий воздух. 5.Дрожание воздуха мы воспринимаем как звук.6.Звук распространяется не только в воздухе, но и, например, в воде. 7.Любому ныряльщику известно, как перекатывается галька в полосе прибоя. 8.Прекрасно распространяется звук в металле. 9.Приложишь ухо к рельсу — за много километров услышишь перестук колес приближающегося поезда.
10.Но звук не может распространяться там, где нечему дрожать, — в пустоте. 11.Поэтому даже скоростные метеориты в космосе движутся бесшумно, там всегда царит абсолютная тишина. (По М. Ларину.)
-В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль первого абзаца? (5)
-Где не распространяется звук? (в пустоте.)
-Какой тип речи используется в первом абзаце? (рассуждение)
-Выпишите слова с приставками пре-при, на з-с и с чередующимися гласными в корне, затем остальные слова с пропущенными буквами, объясните их правописание..
Пре-при Чередование гласных в корне Приставки на з-с
Прибой, прекрасно, приложишь, приближающегося Прикоснуться, Воспринимаем, распространяется, бесшумно
Итоги урока-конкурса. Подсчет житонов. Выявить победителей.
Рефлексия. Прикрепить к доске смайлик, соответствующий вашему настроению.