Конспект урока русского языка 6 класс Правописание н-ннв суффиксах имён прилагательных


Конспект урока русского языка в 6 классе в условиях реализации ФГОС (по учебникуРусский язык, 6 кл.: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. «Дрофа»,
Москва 2008г.)Тема: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Класс: 6
Иванова Наталия Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Предмет: Русский язык
Учебник: Русский язык, 6 кл.: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.
«Дрофа», Москва 2008г.
Цели
образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора Н и НН в
отыменных прилагательных
Задачи урока:
предметные УУД
формировать умение правописания Н и НН всуффиксах прилагательных.;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности;
внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД:соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: учебник, справочные материалы;
словари русского языка (орфоэпический, толковый);
Ход урока
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность уч-ся
Организация
начала занятия
личностные:
мобилизация внимания,
уважение к окружающим;
коммуникативные:
планирование учебногосотрудничества сучителем, сверстниками;
регулятивные:
саморегуляцияВключение в деятельность Включение в работу
Мотивация кучебной
деятельности
коммуникативные УУД:
определение целей
функций участников,
способов взаимодействия,
инициативное
сотрудничество в сборе и
обработке информации,
владение монологическойи диалогической формой
речи;
личностные:
самоопределение,
установление связи
между целью учения и
его мотивом, проявлять
интерес к изучению темы.
регулятивные:
целеполагание
Языковая разминка Коммуникативные УУД
Соблюдать в практике общения орфоэпические нормы; 1) Орфоэпическая. Правильно произнесите слова. Подчеркните те слова, которые вы обычно произносите по-другому. Постарайтесь запомнить правильный вариант произношения.
Песчаный[щ] пляж, оловя́нный солдатик, ве́треный человек, ветряна́я мельница, ветряна́я оспа, ма́сленые руки, ма́сляное пятно, льняна́я скатерть, берестяна́я шкатулка – шкатулка из берёсты, краси́вее всех, краси́вейший город.
Работа с орфоэпическим словарём;
Проговаривание в Ппс;
Запись в тетрадях правильного варианта;
Устно составить словосочетания, поочерёдно озвучить
Постановка цели
деятельности
(«Открытие»детьми нового
знания) постановка и решение
проблемы:
формулирование задач и
целей урока;
познавательные:
перерабатывать информацию
коммуникативные:
умение с достаточнойполнотой и точностью
выражать свои мысли всоответствии с задачами и
условиями коммуникации
регулятивные УУД:
высказывать предположения на основе наблюдений;
Рассмотрите представленный ниже список слов. Определите, почему в первом случае пишется -н-, а во втором – -нн-. Вывод запишите.
–Н– –НН–
Лет-н-ий ← лето
извест-н-ый ← известие
интерес-н-ый ← интерес
прелест-н-ый ← прелесть
небес-н-ый ← небеса
чудес-н-ый ← чудеса Старин-н-ый ← старина
лун-н-ый ← луна
карман-н-ый ← карман
длин-н-ый ← длина
перрон-н-ый ← перрон
сон-н-ый ← сон
Мой вариант правила___________-
Коррекция ответов ПпсОбсуждают, сравнивают условия написания
Обобщают
Записывают свои варианты правила,
Вырабатывают единое понимание, озвучивают на класс
Начало
формирований
умений.
регулятивныеУУДпланирование деятельности
коммуникативные
Прочитайте пункты правила о правописании -Н- и -НН-. Обратите внимание, в каких суффиксах пишется одна и две буквы н. Рассмотрите таблицу. Впишите в соответствующий столбик пункт правила и примеры к нему (см. Список слов после таблицы).
Правило:
1) Две буквы НН пишутся в отымённых прилагательных с суффиксом -ЕНН-:
утро + -ЕНН- → утренний.
2) Две буквы НН пишутся в отымённых прилагательных с суффиксом -ОНН-:
демонстрация + -ОНН- → демонстрационный.
3) Одна буква Н пишется в притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН-(прилагательные с этим суффиксом указывают на принадлежность живому существу):
мышь + -ИН- → мышиный хвост («принадлежащий мыши»).
4) Одна буква Н пишется в относительных прилагательных с суффиксом -АН-/-ЯН-(прилагательные с этим суффиксом обычно обозначают материал, из которого сделан (состоит) предмет):
песок + -ан- → песчаный пляж («состоящий из песка»)
серебро + - ян- → серебряный кубок («сделанный из серебра»)
модель правило пример
Примеры для работы: голубиный, ветряная (мельница, оспа), оловянный, берестяной, гусиный, демонстрационный, глиняный, конституционный, деревянный, комиссионный, клюквенный, костяной, лебединый, звериный, ветреный (день), иллюзионный, кровяной, казарменный, дивизионный, муравьиный, волосяной, мышиный, безветренный, кожаный, стеклянный, масляный.Псс (сильный+ средний)
Организация
деятельности поприменению новыхзнаний.
Первичное
закрепление познавательные:
структурирование знаний,
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач,
логические: анализ
объектов с целью
выделения признаков,
регулятивные:
саморегуляция,
контроль (сличениезнаний с эталоном 1)Прочитайте словарные статьи. Образуйте от данных существительных прилагательные. Запишите их в местах пропусков.
БРЮ́КВА. Корнеплод с крупным шарообразным сладковатым корнем светло-жёлтого цвета. Столовая брюква. Прил.: ____________________________ каша.
ВОЩИ́НА (спец.). 1. Восковой о́стов пчелиного со́та. Искусственная вощина. 2. Неочищенный воск. Прил.: ______________________ станок.
ДИВИ́ЗИЯ. 1. Основное тактическое соединение в различных видах вооруженных сил. Стрелковая, мотострелковая, танковая, авиационная дивизия. 2. Соединение военных кораблей одного или нескольких классов. Прил.: ____________________________ знамя
2) Запишите фразеологизмы, соответствующие данным значениям:
а) Пристальный, внимательный взгляд _________________________________________
б) Бесполезная, никому не нужная работа ______________________________________
в) Неоправданное упорство ___________________________________________________
Для справок: 1) Мышиная возня; мышиный цвет. 2) Ослиное упрямство; ослиные уши. 3) Ястребиный взор, ястребиный коготь.
2) Со словосочетанием «мышиная возня» составьте предложения таким образом, чтобы его значение проявилось в прямом и переносном смысле. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.
Работа сословами,
Псс(средний+ слабый)
Читают статью, обсуждают, вырабатывают мнение, запись в тетрадях, выступление по требованию учителя
Псс (сильный+сильный)
Самостоятельная
работа ссамопроверкой поэталону регулятивные:
составление плана
действий, саморегуляция;
познавательные: поиск и
выделение важнойинформации, применение
алгоритма, пошаговоевыполнение задачи
регулятивные: оценка
результатов работы.
коммуникативные:
управление поведением
партнера Подберите к словам прилагательные с одной или двумя Н по следующему образцу:
Старый → старина → старинный
общий → холст → верх → овца → Слова-помощники: община, овчина, старина, холстина, вершина.
Обменяйтесь тетрадями, осуществите взаимопроверку
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Включение всистему знаний и
повторение познавательные:
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности, подведение
итогов,
Восстановите текст, вставив на месте пропусков подходящие по смыслу слова.
Золотом горят листья деревьев, ____________________ рубинами краснеют ягоды калины, рябины. Но это не ___________________ лес, а нарядная _________________ посуда, которую издавна производили в __________________ селе Хохлома Нижегородского края.
Как сделать хохломскую чашу? Сначала из дерева вырезают заготовку и покрывают тонким слоем глины. Похожа чаша на __________________. Потом её пропитывают _____________________ маслом, натирают ______________________ поршком. Чаша блестит, будто ___________________. Мастер рисует затейливый орнамент, покрывает лаком и ставит в раскалённую печь. _____________________ чаша становится золотой! И сотворили это чудо золотые руки мастеров. (По А. Клиентову)
Слова для справок: старинный, осенний, драгоценный, серебряный, глиняный, деревянный,
(ИОФ)
Буквенный диктант
Напишите в тетради в одну
строку цифры от 1 до 10. Я
буду читать вам слова наизученную орфограмму, но
записывать их не нужно, подкаждой цифрой вы напишите
Н или НН, в зависимости оттого, сколько их в слове.
Оловянный, дровяной,
муравьиный,
торжественный, даль
туманна, юный, ветреный,
старинный, песчаный,
дивизионный.
(Ппс)
Рефлексия
деятельности личностные:
самоопределение,
регулятивные:
саморегуляция, осознание
качества и уровня
усвоения знаний УМЕЮ ЛИ Я
правильно писать прилагательные с Н и НН?
Вставьте пропущенные буквы. Выпишите номера слов с
-н-: ______________________________________________
-нн-: _____________________________________________1.Жизнен..ый опыт. 2. Шерстян..ой шарф. 3. Безветрен..ый день. 4. Чугун..ый котелок. 5. Глинян..ый сосуд. 6. Деревян..ый мост. 7. Серебрян..ый ключ. 8. Драгоцен..ый подарок. 9. Зверин..ые тропы. 10. Огнен..ый закат. 11. Стеклян..ая витрина. 12. Цен..ый товар. 13. Смолян..ые брови. 14. Лун..ый свет. 15. Кухон..ый стол. 16. Ветрен..ая погода. 17. Вагон...ый завод. 18. Революцион..ое настроение. 19. Оловян..ый солдатик. 20. Клюквен..ый сироп. 21. Традицион..ый праздник. 22. Лебедин..ая стая.
Умею: _______________
__________________________________________
Не умею: ____________
_________________________________________
Сомневаюсь: ________
_____________________
_____________________
Возвращение кцели урока, ее
формулировка,
ответы навопросы.
Восстановление
учебной
мотивации
Задание на дом коммуникативные:
инициатива в выборе
задачи, поиск и сбор
информации;
логические: анализ
истинности утверждений,
регулятивные: оценка
результатов работы Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:
- Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями);

- Придумайте грамматическую сказку на тему«Приключения Н и
НН в королевстве Прилагательного»