Конспект урока по русскому языку «Глагол как часть речи»


Класс : 3 «А»
Учитель: Сердобинцева И.А.
Предмет: русский язык
Тема: «Глагол как часть речи».
Цели: Образовательные цели:
познакомить учащихся с новой частью речи – глаголом;
научить учащихся находить глаголы в тексте, определять время, число глагола;
закрепить знания о безударной гласной, приставке;
учить оценивать уровень усвоения нового материала;
учить учащихся работать с орфографическим словарём.
Развивающие цели:
активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Воспитательные цели:
воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Вид урок: Путешествие на остров «Глагол»
Тип урока: усвоение новых знаний и умений
Оборудование: презентация, интер. актив. оборудов., карточки, тетради, учебники.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Всё ль на месте,Всё ль в порядке.Ручка, книжки и тетрадки?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получатьТолько лишь оценку «5»
1.Минутка чистописания.
Землетрясение, ураган, буря, вулкан, пожар, наводнение, взрыв, авария.
Как можно обозначить эти события?
Это чрезвычайные ситуации в жизни людей.
Показ презентации.
Что делают ураганы? Разрушают.
(вулканы, наводнения и т. д.)
Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану Знаний, в страну, которая называется «Части речи». Эта страна интересна тем, что состоит из островов. На двух островах мы с вами уже побывали, это остров «Имя существительное» и остров «Имя прилагательное». Сегодня очередь следующего острова.
2.Сообщение темы урока.
Мы сейчас отправимся с вами на необычайный остров.

3. Проблемная ситуация.
- А хотите ли вы узнать название этого острова ???- А хотите ли вы разгадать некоторые тайны этого острова ???- Для того, чтобы путешествовать нам нужна зоркость. Зорким должен быть не только глаз, но и ум. Всё что мы с вами узнаем про этот остров, вернее про эту часть речи, мы знаками будем записывать на доске. Чтобы в конце урока подвести итог нашей работы.
Итак, в добрый путь! Девиз нашего урока: «У нас всё получится!!!»
3. Работа в парах.На столе памятка.
Внимательно прочитай текст и задания.
Выслушай своего соседа и предложи свой способ выполнения задания.
Старайся работать дружно, объясняй свои гипотезы.
1 задание. Один иностранец, который очень хорошо умел говорить по-русски, приехал в Москву. Он целый день бродил по улицам города, поражённый великолепием столицы России. Вернувшись в отель, он стал записывать то, что ему больше всего запомнилось и понравилось. Но компьютерный редактор подчеркнул многие слова, в которых были допущены ошибки. Эти ошибки вы должны исправить, используя орфографический словарь.
Алгоритм работы учащихся: (памятка на столе):
Выпишите слова, которые подчеркнул компьютерный редактор. Сравните слова в тексте и в орфографическом словаре.
Расставьте слова в том порядке, в котором они стоят в словаре и исправьте ошибки.
Объедините слова в группы и объясните «почему?» вы так сделали.
 
Слайд 1.
Каскады фонтанов возле театра. Красивые магазины с зеркальными витринами. Много памятников поэтам и писателям, героям войны и изобретателям. Библиотеки, школы, институты, академии – всё для того, чтобы молодые люди палучили хорошее образование. Зелёные газоны и клумбы укрошают улицы. Зоопарк, заповедник, ботанический сад заботятся о сохранении природы. Жители Астаны очень приветливы и вежливы. Каждый житель этого города много роботает и активно одыхает. Хорошо погулять по Астане. . Красива Астана! Не зря её называют сердцем Казахстана. Обязательно приеду сюда ещё.
- Что интересного вы узнали о Астане? (высказывания учеников).
Ученики получают карточку. Задание - карточка № 1.
Слова из текста Слова из словаря
палучилиукрошаютроботаетодыхаетшогаютдо плыть
Ученики самостоятельно работают в парах, вписывают слова во 2 столбик и группируют слова.
Слайд 2.
Слова из текста. Слова из словаря.
палучилиукрошаютроботаетодыхаетшогаютдо плыть получить  украшать работать отдыхатьшагатьдоплыть
Проверка карточек иответы учащихся:
1 группа.Получить, украшать, отдыхать, доплыть (написание приставок). - Как пишутся приставки?
2 группа.Украшать, работать, шагать (безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые).- Как проверить безударные гласные в корне слова?
3 группа.Получить, украшать, работать, отдыхать, шагать, доплыть (слова, оканчивающие на - ть).  Выводы: Все слова в словаре, которые мы проверяли, оканчиваются на – ть и пишутся в алфавитном порядке.
– Расположите слова в алфавитном порядке (устно): (доплыть, отдыхать, получить, работать, украшать, шагать).4 группа.Отдыхает, работает - в конце слова - ет (кто-то один, что-то делает сегодня, сейчас).
5 группа. Шагают, украшают в конце слова - ют (несколько человек что-то делают сейчас, в настоящее время).6 группа.Получили - немного другое слово, отличается от других слов тем, что люди уже получили знания, может вчера, а может месяц назад.
Физминутка сидя на стуле под музыку (растяжка мышц шеи, рук, ног).
4. Коллективная работа.(Ученики рассказали, почему они объединили слова в такие группы, а учитель на доске знаками оформляет эти высказывания).
- Посмотрите внимательно на слова 3, 4, 5 группы, что они обозначают, задайте к этим словам вопрос. - Эти слова обозначают действие предмета?- Слова 3 группы отвечают на вопрос что делать? - Слова 4 группы отвечают на вопрос что делает? - Слова 5 группы отвечают на вопрос что делают? - Слова 6 группы отвечают на вопрос что делали?
Вывод: все эти слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что делает? что делают? что делали?
На доске запись учителя: ??? – ч. р. - д. п. - Что делать? Что делает?  Что делают? Что делали?
5. Работа с учебником. Стр. 211, упр. 480.
- Откройте учебник и сначала прочтите текст.
Что нового вы узнали из текста?
Выполнение упражнения.
На какой вопрос отвечают слова из текста: ходил, лежит, подогнул, жуёт?
К какой части речи относятся эти слова?
- Кто из вас догадался, как называется третий остров в океане Знаний, в стране «Части речи»? Это «Глагол».
- Значит тема нашего урока: « Глагол – часть речи».
- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? – глаголы неопределённой формы. (Н.Ф.)
- А теперь мы должны открыть несколько тайн о глаголе. Для этого надо выполнить следующие задания.
Задание - карточка № 2. Измените и запишите слова по аналогии в каждый столбик:
 Н.Ф.    
охранять охраняет охраняют
сверкать сверкает сверкают
читать    
учить    
стоять    
Проверка карточек (ответы учащихся).
Дети заполняют таблицу в парах и делают выводы (если дети не могут сделать вывод, учитель помогает им).
Выводы:- Слова, обозначающие действие одного предмета – глаголы ед. ч.- Слова, обозначающие действие нескольких предметов – глаголы мн.ч.
Слайд 3.
Н.Ф. Ед. ч. Мн. ч.
охранять охраняет охраняют
сверкать сверкает сверкают
читать читает читают
учить учит учат
стоять стоит стоят
Задание - карточка № 3. Измените и запишите слова по аналогии:
Н.Ф.      
охранять охранял охраняет буду охранять
сверкать сверкал сверкает буду сверкать
читать      
учить      
стоять      
Дети заполняют таблицу в парах и делают выводы (если дети не могут сделать вывод, учитель – помогает).Проверка карточек (ответы учащихся):Выводы:- Слова, обозначающие действие, которое уже прошло – глаголы П.В. (можно подставить слово «вчера»).- Слова, обозначающие действие, которое происходит сейчас - глаголы Н.В. (можно подставить слово «сегодня»).- Слова, обозначающие действие, которое будет происходить через некоторый промежуток времени - глаголы Б.В. (можно подставить слово «завтра»).
 Н.Ф.  П.В.  Н.В.  Б.В.
охранять охранял охраняет буду охранять
сверкать сверкал сверкает буду сверкать
читать читал читает буду читать
учить учил учит буду учить
стоять стоял стоит буду стоять
 - Значит, глаголы изменяются по числам и по временам.На доске появляется запись:1. Глагол – ч. р. - д. п. - Что делать? Что делает?  Что делают? Что делали?2. Начальная форма глагола – Н.Ф.3. Глаголы изменяются по числам и по временам.Физминутка, стоя (для глаз).6. Творческая работа. Работа в тетради.- Вставьте пропущенные глаголы, подходящие по смыслу:
Слайд 5.Рассвет в лесу.____________ летняя тёплая ночь. Над лесными полянами ещё ____________ лёгкий туман. На листве ___________ прохладная роса. Уже ___________ певчие птицы. ___________ кукушка.Скоро ___________ тёплое солнце и ____________ росу.
Проверка. Дети зачитывают и оценивают свою работу.
7. Итог урока. Тест.- А теперь проверим наши знания, полученные на уроке. Обведите правильный ответ.1. Читать – глагол неопределённой формы? Да Нет2. Прыгают – глагол единственного числа? Да Нет 3. Цветёт – глагол настоящего времени? Да Нет4. Милый - это глагол?Да Нет  5. Варил - это глагол?Да Нет
Ключ к тесту. Слайд № 2.- Каждый правильный ответ – это один балл.
1. - да 2. - нет 3. - да 4. - нет 5. - да
5 баллов – «5», 4 б. – «4», 3 б. – «3» ….Результат работы на уроке: «5» - 15 человек; «4» - 11 человек; «3» - нет.Если время не позволит провести тест, итог урока можно провести в устной форме. Учитель читает тест. «Да» - дети встают.«Нет» - дети сидят.
8. Рефлексия.- Как бы вы ответили на вопрос: - Какой остров вы сегодня посетили?- Что нового вы узнали на уроке?(Дети отвечают на вопрос, глядя на записи на доске).
9. Домашняя работа. Придумать и записать 5 глаголов настоящего времени, 5 глаголов прошедшего времени, 5 глаголов будущего времени.