Технологическая карта урока русского языка в 4 классе Словообразование имен прилагательных
Урок № 85
ТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Цель деятельности учителя Сформировать умение образовывать новые имена прилагательные при помощи суффиксов от имен существительных и прилагательных, учить находить и выделять суффиксы в прилагательных, решать орфографические задачи;
Создавать условия для раскрытия исследовательских способностей учащихся;
Способствовать развитию внимания. Интереса к русскому языку
Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Планируемые предметные результаты Познакомятся со способами образования имен прилагательных, научатся образовывать однокоренные имена прилагательные от имен существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имен прилагательных в речи (выделительную, описательную, оценочную); указывать грамматические значения имен прилагательных; называть морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных.
Метапредметные УУД Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; Регулятивные: самостоятельно формулировать задание; определять цель, планировать алгоритм выполнения; корректировать свою работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;
Коммуникативные: критично относиться к своему умению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование Компьютер, телевизор, доска, карточки с текстами
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
учащегося
1 2 3 4
I. Организация начала урока Слайд 1
Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.
- Добрый день, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Давайте вместе произнесём слова которые нам помогут настроится на урок. Повторяем за мной:
« Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкой я слежу,
На «отлично» все пишу.»
– Проверим готовность к уроку.
Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень готовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).
Повторяют за учителем стихотворение. Принимать и сохранять организационные задачи
II. Актуализа-ция знаний.
Минутка чистописания
Работа над словами с непроверяемым напи-санием. Словарный диктант.
III Сообщение темы урока. Определение целей урока
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
- Проверьте по орфоэпическому словарю русского языка, правильно ли произносят данные слова ваши знакомые.
- Под правильностью речи понимают соответствие ее языковой структуры принятым в данное время литературным нормам.
Проводим минутку чистописания
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут элемент писать.
- Прочитайте буквы, записанные на доске. Расположите их в алфавитном порядке.
- Какая буква встречается чаще других?
- На минутке чистописания мы будем упражняться в письме буквы «с», вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами.
Слайд 2
Один ребенок работает у доски, остальные в тетради.
Слова:
К..ртина, г..л..рея, пр..рода, ..скус..тво, м..чта, б..гровый, п..чаль, б..гряный, праз..ник.
- Подчеркните орфограммы. Проверка. У доски ученик, комментирует написание орфограмм в словах
- Какие слова могут быть лишними? Почему?
-Что обозначают эти имена прилагательные?
- Как называются эти слова?
Слайд 3 – толковый словарь:
Багровый и багряный.
Красную краску иногда оттенки (до коричневого!) называли общеславянским словом багр.
От того возникли названия багровый и багряный.
Багровым называют густой красный цвет,
а багряным – чистый яркий красный цвет.
Например, багровое зарево – багряный закат.
( использование толкового словаря, на экране появляются картины).
- Как можно запомнить написание слов багряный и багровый?
Слайд 4
- Рассмотрите схему. О чем она может рассказать?
- Что такое суффикс?
- На доске слова: снег, честь, аромат, закон, осень, дверь.
- Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите.
- При помощи суффикса –н- образуйте новые слова.
Слайд 4
- К какой части речи принадлежат слова, которые мы сейчас образовали?
- Запишите. какие орфографические задачи возникают при образовании имен прилагательных?
- Слова какой части речи у нас получились?
- Сформулируйте тему урока.
Слайд 5
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе, о проведенном исследовании.
Для существительных – названий овощей, фруктов, плодов общелитературным является окончание – ов (апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов и т.д.)Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки несколько раз.
Читают буквы.
СРОПЖСАЯМКУС
- Буква «с»
сСсСсСКартина, галерея, природа, искусство, мечта, багровый, печаль, праздник, багряный.
-искусство – орфограмма – удвоенная согласная;
- праздник – орфограмма - непроизносимая согласная, в других словах безударная непроверяемая гласная;
- багровый, багряный – безударная гласная проверяемая ударением;
- имена прилагательные, остальные существительные.
- оттенки темно-красного цвета
- Однокоренные слова.
- Запомнив славянское слово багр- При помощи суффикса образовали новое слово, однокоренное.
- Это часть слова, с помощью которой от корня образуются новые слова.
- Это имена существительные, отвечают на вопрос что?, обозначают предмет)- ( по очереди выходят к доске, произносят образованное слово, выбирают суффикс с нужным окончанием): ароматный, законный, снежный, дверной, осенний, честный.- Имена прилагательные, обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой?
- ароматный, законный, осенний – безударная гласная непроверяемая ударением;
- дверной – безударная гласная, проверяемая ударением;
- законный, осенний – удвоенная согласная на стыке корня и суффикса;
- снег – снежный: чередование согласной;
- честный – непроизносимая согласная в корне слова.
- образование имен прилагательных Осуществлять актуализацию жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного знанияяВыделять
существенную
информацию из текста загадки. Выдвигать
гипотезу и обосновывать ее.
Принимать и сохранят учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать вывода.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом
V. Физкультминутка Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников
- Сегодня мы не только повторим все известные нам сведения о прилагательных, но, и проанализируем виды словообразования имен прилагательных.
-Только ли от существительных можно образовать имена прилагательные?
Слайд 6
Седой – седоватый; коричневый – коричневатый; белый – беленький; голубой – голубоватый; синий – синеватый; большой – большенький.- оватый ; - енький; - еватый;
- От какой части речи образованы новые слова?
- Какие еще суффиксы участвуют в образовании имен прилагательных?
- Какое значение вносят эти суффиксы в слова?
Возвращение к Слайду 4.
На картинке схема.
Мы немного отдохнем –
Физминутку проведем!
Вот за партами ребята
Расшалились как котята:
Парты пальчиками трут, словно лапками скребут.
Для глаз:
Крепко зажмурить, открыть поморгать, в даль посмотреть (повторить 5 раз) Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале упражнения 3 стр. 5.
- От имени прилагательного
- суффиксы: -еньк, -оват, -еват-
-еньк – уменьшительно-ласкательное; -оват-, -еват- оттенок цвета, Осуществлять анализ объектов. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений
Игра «Эстафета»
Наблюдение за словообразованием имен прилагательных
Слайд 7
Исследование
Прочитайте текст
Найдите имена прилагательные, выпишите их, разберите по составу
Определите, от какой части речи они образованы, при помощи каких суффиксов?
- Работа индивидуальная по рядам. Один ребенок от ряда делает задание на доске.
Слайд 8
Слайд 9
- Вернемся к словам багровый, багряный. Как же были образованы эти слова?
- Разберите по составу слова багровый, багряный. Помните правило разбора слов по составу?
- Образовать от имен существительных и прилагательных при помощи суффиксов новые имена прилагательные, выделить суффикс. (каждому ряду раздается список слов, участники по очереди заполняют лист и передают дальше).
- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?
Организует работу по учебнику
Работа на примере упр 1
- Прочитайте стихотворение А. Фета. Картину какого времени года рисует поет? Как он называет эту картину? Подберите синоним к слову «Чудная».
-Будьте внимательны. Важно различать слова «чудный» (удивительный по своей прелести, красоте) и «чудной» (странный, удивляющий необыкновенностью).- Назовите слова, которые помогли автору ярко и образно нарисовать чудную картину зимнего пейзажа. К какой части речи относятся эти слова? Индивидуальная работа. Карточки с текстами раздаются по рядам
1 карточка
Прочитайте текст.
Найдите имена прилагательные, выпишите их, разберите по составу.
Определите, от какой части речи они образованы, при помощи каких суффиксов?
Наступил январский морозный вечер. На пороге появился кот Васька. Его пушистый хвост бал замазан сажей.
2 карточка
Прочитайте текст.
Найдите имена прилагательные, выпишите их, разберите по составу.
Определите, от какой части речи они образованы, при помощи каких суффиксов?
Улыбнулись сонные берёзки,Растрепали шёлковые косы.Шелестят зелёные серёжки,И горят серебряные росы.(С. Есенин)
3 карточка
Прочитайте текст.
Найдите имена прилагательные, выпишите их, разберите по составу.
Определите, от какой части речи они образованы, при помощи каких суффиксов?
Узорчатые следы на снегу могут о многом рассказать. Вот сибирский кедр. Даже февральские морозы не отпугнут белок, зайцев, медведей от лакомства. Кедровые орешки любят все!
Имена прилагательные
Образованы от имен существитель-ныхОбразованы от имен прилагательных
ВЕТЕР-
ЖЕЛТЫЙ-
КОНЬ-
СИНИЙ -
РУКА-
ГЛАЗ -
КРАСНЫЙ-
КРАСОТА –
ПЛАСТМАССА –
ЖЕЛЕЗО -
БУМАГА-
СОЛНЦЕ -
КРАСКА-
ЗАЩИТА-
НОГА-
ТКАНЬ-
САПОГ-
ДВЕРЬ-
ЗЕЛЕНЫЙ-
ЛЕНЬ -
ЧЕРНОТА-
ВОЗДУХ-
ДОЖДЬ-
СИЛА-
ОТКРОВЕННОСТЬ-СКАЗКА-
МОРЕ-
СЛОН-
МИР-
ЗЕМЛЯ-
Работают с упражнением 1 VII. Итог урока. Рефлексия.
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.
- Оцените свою работу на уроке.
- Что нового узнали на уроке?
- Как же богата и разнообразна наша русская речь! как художник не может обойтись без красок, так и язык не может без имени прилагательного. Дополните мое высказывание прилагательным, образованным от имени существительного «живопись»: имена прилагательные делают нашу речь…
- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. ОФОРМЛЯЮТ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА УРОКЕ, В ИДЕ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяю свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или не достигнут результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.
- Имена прилагательные делают нашу речь живописной.
Продолжают высказывания:
- Сегодня я узнал…
-Было интересно…
- Было трудно… Осуществлять котроль учебной деятельности
Домашнее задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
Упражнение 4 стр. 6
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение