Урок по русскому языку для 11 класса Комплексный анализ публицистического текста с последующим сочинением


Комплексный анализ публицистического текста с последующим сочинением Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово. В. Литвинов Цели: образовательные: способствовать формированию у учащихся цельного представления об исследовании текста в рамках подготовки к ЕГЭ развивающие:Содействовать формированию и развитию коммуникативной компетенции школьников;Создать условия для развития умения структурировать и использовать информацию. воспитывающие:Воспитывать бережное отношение к слову, языку. Сергей Есенин Литературовед – человек, изучающий художественную литературу, её происхождение, сущность и развитие. Винокуров Евгений Михайлович Понимание текста – процесс творческий. Основной тезис:«…Есенин – душа нации, пользующийся безграничной любовью народа…» Аргументы:Есенин – национальный мыслитель( …масштабно и крупно мыслит по существенным проблемам мира ) Есенин – великий художник интуиции( … ) Есенин – певец любви( … ) Есенин – поэт- сейсмограф(… ) Вывод:«…Есенин – идеальный поэт, совесть нации» Словарная работа:сейсмограф – прибор для записи колебаний земной поверхности. переносное значение одного понятия или явления на другой по сходству.образное определение, обычно выраженное прилагательным.намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.одинаковое, сходное построение сложных фраз, предложений.расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию.слова, противоположные по лексическому значению. Метафора Эпитеты Лексический повтор Синтаксический параллелизм Градация Антонимы Метафора Эпитеты Лексический повтор Синтаксический параллелизм Градация Антонимы …безграничная любовь, великая интуиция,обнажённая совесть …угадывал правду, писал только правду,ничего, кроме правды …взрыв эмоций, духовные глубины,художник интуиции …молодёжь и старики, рабочие и профессора …о жизни и смерти, о судьбе отдельной личностии всего народа КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ1.Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.2.Комментарий к сформулированной проблеме текста.3.Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме4.Аргументация собственного мнения по проблеме: два аргумента из художественной литературы 5.Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом). В первой строчке тема называется одним словом ( существительным)2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)3.Третья строчка – это описание действия(тремя глаголами)4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме(афоризм)5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы(слово – резюме) С И Н К В Е Й Н ЕсенинВеликий, доступныйСуществует, определяет, одухотворяетПользуется безграничной любовью народаПоэт Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по данному тексту.