Разработка открытого урока по естествознанию на тему Материки и острова


Коммунальное государственное учреждение «средняя школа №11 отдела образования акимата города Тараз»
Открытый урок
Тема: «Материки и острова»
Класс: 5 «Б»
Учитель: Омарбекова С.Б.
город ТаразРазработка открытого урока по географии на тему: «Материки и острова».
Цель урока: Расширить и углубить знания учащихся о материках и островах; привести примеры материков и островов, дать понятия об архипелаге и Океании.
Задачи урока:
Образовательная: Формирование у учащихся представление о материках и островах Земли, разнообразии их природы. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
Развивающая: Продолжить формирование у учащихся работать с географическими картами. Развитие логического мышления и умения лаконично излагать свои суждения.
Воспитательная: Воспитание чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности. Патриотическое воспитание.
Тип урока: Комбинированный (повторение пройденного, формирование новых знаний, закрепление новых знаний).
Вид урока: урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра.
Метод: словесно-наглядный.
Наглядности: видеоролик, презентация, физическая карта мира, иллюстрации, раздаточный материал.
Ожидаемые результаты: Учащиеся узнают об особенностях материков Земли; сумеют работать по карте и показывать материки и острова.
Межпредметные связи: геология, страноведение, история.
План урока:
Организационный момент (3 мин).
Повторение пройденного (10 мин).
Актуализация нового материала (20 мин).
Закрепление (10 мин).
Подведение итогов и выставление оценок (1 мин).
Домашнее задание (1мин).
Ход урока:
Организационный момент (3 мин).
Приветствие. Обозначение темы и цели урока. Проверка отсутствующих и готовность к уроку, деление на группы, наличие инструментов и позитивного настроя на работу.
Вступительное слово учителя: Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого основоположника научной педагогики Ян Амос Коменского: «Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным». Поэтому давайте будем внимательны и принимаем активное участие на уроке.
Поскольку мы являемся гражданами Казахстана, мы участвуем в изменении климата политики нашей страны, поэтому нужно знать какие глобальные изменения происходят в нашей стране и какую экономическую политику проводит наше государство. Поэтому мы договорились и разделили класс на две команды: «Экспо-2017» и «Нурлы Жол», а теперь давайте узнаем у капитанов команд, почему они выбрали эти названия и что они означают.
Представитель команды «Экспо-2017»: Это международная глобальная выставка, которая продемонстрирует технологические достижения и интересные проекты, которые используют экологические чистые источники энергии и являются последним словом в области архитектуры. Она будет проходить в 2017 г. в Астане и в ней примут участие около 100 стран мира.
Представитель команды «Нурлы Жол»: Это новая экономическая политика, которая поможет нам не только преодолеть глобальный экономический кризис, но и создать условия для вхождения в число 30-ти самых развитых государств мира. Эта политика направлена на строительство дорог, соединяющий Казахстан с развитыми странами , появится много рабочих мест и будут расти доходы.
Учитель: спасибо командам за ваш патриотизм.
Повторение пройденного (10 мин.)
Географический диктант.
Учитель: следующий этап нашего урока, это – повторение. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Для этого проведем небольшой географический диктант, открываем тетради, пишем сегодняшнее число. На доске даны 10 вопросов, ответы записываем в тетрадях.
Учащиеся записывают ответы, учитель выполняет проверочную работу, за каждый правильный ответ команды получают смайлики.
Рефлексия.
Учитель: следующий этап нашего урока, это – рефлексия, для этого у вас на столах даны специальные инструменты, которые помогут вам в выполнении задания. Вам нужно будет сделать мини-постер и рассказать нам о нём. У команды «Экспо-2017» - внешние оболочки Земли, а у команды «Нурлы Жол» - внутреннее строение Земли. Вам дается 2 минуты, затем капитаны команды выберут того, кто будет защищать свой мини-проект.
Итог: О внутреннем строении Земли мы знаем очень мало. Меньше, чем о космосе. Заглянуть вглубь Земли оказалось сложнее, чем долететь до Луны или до Марса. Самые глубокие скважины – около 15 км, а до центра Земли больше 6 тыс.км. Поэтому ученые могут только лишь предположить что под твердой оболочкой Земли, наблюдая за извержениями вулканов.
Новая тема (20 мин).
Учитель: Мы с вами уже узнали, какие оболочки окружают нашу планету и изучили внутренние слои Земли. Как думаете, что мы будем изучать сегодня? Предполагаемый ответ: Будем изучать поверхность Земли.
А для того чтобы проверить как внимательно вы слушаете, каждому индивидуально даны маршрутные листы, которые помогут нам в этом путешествии по поверхности Земли.
Итак, мы уже знаем, что на физической карте мира оттенками коричневого, желтого и зеленого цвета изображается суша, а оттенками синего и голубого – водное пространство. В результате развития географической оболочки возникли крупные природные комплексы – материки и океаны. Сегодня мы остановимся на материках. Материк – это огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой. Выделяют 6 крупных массивов суши – материков, или континентов: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида.
Каждый материк имеет свои особенности: 1.Евразия (54 млн.км²) – крупнейший материк земного шара, расположен в Северном полушарии, омывается водами всех океанов, состоит из двух частей света – Европы и Азии. На этом материке расположена наша родина – Казахстан. Также здесь расположено самые высокие горы на Земле – Гималаи (Эверест-8848), и самое низкое место в мире – Мертвое море (-403м), самое большое озеро – Каспийское море (390 тыс.км²) и самое глубокое озеро – Байкал (-1620м). 2.Африка (30,3 млн.км²) – материк относится к материкам Южного полушария. Является самым жарким материком земного шара. Омывается водами Атлантического и Индийского океана, на севере – Средиземным морем, а на востоке – Красным морем. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил (6671 км), также расположена самая большая пустыня в мире – Сахара (7млн.км²).3. Северная Америка (24,2 млн.км²) – материк Северного полушария. Омывается водами Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанами, от Южной Америки отделяется Панамским каналом. Здесь расположена самая крупная горная система – Кордильеры (9000км). В Кордильерах есть Йеллоустонское вулканическое плато, где действуют более 3000 гейзеров и горячих источников. Также здесь расположена самая протяженная пещера в мире – Флинт-Мамонт (530км).4. Южная Америка (18,3 млн.км²) – материк Южного полушария, омывается водами Тихого и Атлантического океанов. Самый «влажный» и самый зеленый материк земного шара. Здесь находится самая полноводная река мира – Амазонка (7млн.км²), самый высокий водопад – Анхель (1054 м.).,5. Австралия (7,7 млн.км²) – самый маленький континент, материк Южного полушария, омывается водами Индийского и Тихого океана. Это самый низкий материк на земном шаре (высота 215 м), самый засушливый, единственный материк, где нет действующих вулканов.6. Антарктида (около 14 млн.км²) – самый холодный и высокий материк земного шара, 99% покрыто льдом. В 1983 году здесь была зарегистрирована самая низкая температура на планете -89,2°С и только один раз в году можно наблюдать рассвет и закат солнца над Южным полюсом.
Остров – участок суши, со всех сторон окруженный водами океана или моря, отличается от материка сравнительно небольшими размерами и происхождением. Архипелаг – группа островов. Океания насчитывает более 7 тыс. островов. Записываем названия островов.
1.Гренландия (2,1млн.км²) – остров на северо-востоке Северной Америки. Омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами, крупнейший на Земле, принадлежащий Дании.2.Новая Гвинея (786 тыс.км²) – остров, расположенный на западе Тихого океана, остров Новая Гвинея находится к северу от Австралии (отделён от неё проливом Торреса) и является её связующим звеном с Азией. С точки зрения физической географии обычно относится к Океании, остров разделен между Индонезией и Папуа — Новой Гвинеей.3.Калимантан (743 тыс.км²) – находится в центре Малайского архипелага в юго-восточной Азии. Принадлежит Индонезии, Брунею и Малайзии.4. Мадагаскар (587тыс.км²) – расположен в Индийском океане, у восточного берега Африки, отделённый от неё Мозамбикским проливом.5. Баффинова Земля – крупнейший остров Канады и 5-ый по площади (507 451 км²), но из-за суровых условий на нём проживает чуть больше 11 тыс. человек.6. Суматра (443 тыс.км²) – остров в западной части Малайского архипелага, в группе Больших Зондских островов. Является частью Индонезии.
Закрепление (10 мин).
Игра: «Угадай где?». Задание по группам: каждая команда выбирает одного представителя, который должен угадать какой материк или остров выбрал учитель. Учитель приклеивает на спину ученика контур (лишь только контуры, чтобы другие ученики тоже подумали) материка или острова. Команда должна описать его так, чтобы ученик угадал название. Первой угадавшей команде смайлик.
Задание: «Соотнесите материк и географический объект» для всего класса. На доске даны географические объекты и названия материков, соотнести их в правильном порядке.
Тестовое задание индивидуально каждому ученику. Тест состоит из 5 вопросов, учащимся даны готовые бланки, где они лишь указывают свою фамилию и имя, и кружочком закрашивают правильный ответ (как на ЕНТ).
Подведение итогов и выставление оценок (1 мин).
Ведется подсчет смайликов у каждой команды, победившую команду похвалить, а проигравшую подбодрить. Выставление и комментирование оценок индивидуально.
Учитель: Конечно, изучить все материки за один урок невозможно, но думаю, вы многое для себя подчеркнули, более подробно каждый материк мы будем изучать в 7 классе.
Домашнее задание (1мин).
§ 17 подготовить пересказ, письменно в тетрадях ответить на вопросы после параграфа.