Статья Системно-деятельностный подход на уроках географии на примере фрагмента авторского курса внеурочной деятельности

Системно-деятельностный подход в процессе преподавания физической географии
Автор: Шумская Светлана Анатольевна
учитель географии МБОУ СОШ № 66 г. Самара

В настоящее время, одним из основных требований образования является организация учебного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, при котором учащиеся имеют возможность добывать необходимые знания самостоятельно.
Одним из неотъемлемых элементов системно-деятельностного подхода является экспериментальная деятельность, позволяющая учащимся, шаг за шагом, проходить исследовательский путь, который совершали многие учёные в процессе своих открытий.
Однако, приходится констатировать, что классическая линия УМК по географии для 6-го класса (авторы учебника: Т.П. Герасимова и Н.П. Неклюкова) несмотря на отметку «соответствует ФГОС», - не позволяет, в полной мере, выстроить процесс обучения в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, так как практически не содержит заданий и алгоритмов деятельности, направленных на самостоятельное «добывание» знаний учащимися.
С целью реализации требований ФГОС мною разработан курс внеурочной деятельности «Экспериментальная география с основами картографии», призванный восполнить методический «пробел» выше упомянутого УМК для 6 класса.
Цель курса – приобретение учащимися фундаментальных компетенций для практической реализации географических знаний, как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности.
Разработанный курс носит выраженный практико-ориентированный характер, рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), из них 43 часа – практическая и исследовательская деятельность учащихся.
В практической части курса, в значительной степени, представлены разнообразные имитационные методы обучения, а именно: практические работы, моделирующие реальный «научный опыт»; конструирование самодельных приборов (компаса, барометра, эклиметра, дальномера, дождемера, флюгера и др.), разработка учащимися собственной научной экспедиции, подготовка презентации маршрута экспедиции «самого любимого путешественника», самостоятельная разработка учащимися дидактического материала для топонимических игр, создание конструктора литосферных плит и объёмной модели внутреннего строения Земли и т.д.
Теоретическая часть курса представлена обучающими методами не имитационного типа: проблемная беседа, дискуссия, конференция, научный семинар, интеллектуальная игра и т.д.
Результатом курса является разработка собственного исследовательского проекта в рамках наиболее понравившейся тематики одного из разделов курса. Защита проекта производится по типу научной конференции и сопровождается обязательной презентацией основных этапов исследования (работа учащихся с компьютером).
Практические работы, эксперименты и самостоятельные исследования учащихся являются, также, инструментом оценивания.
Программа учитывает индивидуальные особенности учащихся за счёт: а) заданий различной степени сложности (уровень А, В); б) возможности работать в максимально комфортном темпе (неудавшееся задание может быть выполнено дома); в) возможности заменить итоговую защиту собственного исследовательского проекта зачётом по основным темам курса.
В качестве иллюстрации к выше сказанному приведу один из 12-ти разделов курса.




Наименование темы
Кол-во часов
В т. ч.

Практическая деятельность учащихся




·;°

Теория

Практика


1
История географии
1.1 Античный период развития географии.
Как древние учёные изучали Землю. Доказа-тельства шарообразности Земли (Аристотель) и определение размеров Земли (Эратосфен).
1.2 Измерение высоты солнца над горизонтом в древности.
1.3 Изобретение компаса в Древнем Китае – как одна из предпосылок дальних морских путешествий в древности.
1.4 Исторические, полити-ческие и экономические предпосылки начала Эпохи Великих географи-ческих открытий. Просчёт древнего картографа, как причина открытия Амери-ки. Сенсационные версии о происхождении велико-го Колумба.
1.5 Алгоритм разработки маршрута научной экспе-диции.
1.6 «Тайны географичес-ких названий» – игра.
11
5
6
Практическая работа №1- лепка/изготовление из пластилина различных моделей Вселенной, существующих у древних народов
Практическая работа №2 -учащиеся моделируют опыт Эратосфена, подтверждающий шарообразную форму Земли (делают выводы на основе проведенного опыта);
Практическая работа №3 – эксперимент по созданию прибора и замеру угла падения солнечных лучей (алгоритм владения прибором, развернутое объяснение закономерной зависимости угла падения солнечных лучей, времени суток и tєC);
Практическая работа №4 - Конструирование модели компаса, ориентирование по самодельному компасу (объяснение физических причин функционирования компаса, знание алгоритма использования самодельного прибора);
Практическая работа №5 -Составление карты маршрутов экспедиций: Христофора Колумба, Бартоломео Диаша, Васко да Гамы, Фернана Магеллана, Афанасия Никитина, Джеймса Кука, М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена.
По выбору учащихся, возможно создание рисунка «Встреча», на котором предлагается учащимся изобразить встречу Х.Колумба с индейцами.
Практическая работа №6 - подготовка учащимися своей первой научной экспедиции (с презентацией маршрута);
Топонимическая игра «Материки и части света» (все элементы игры и дидактический материал изготавливается учащимися самостоятельно, оценивается качество материала и его многообразие)


Курс способствует развитию общеинтеллектуальных умений, обладающих свойством переноса, такие как: обобщение, анализ, синтез, оценивание, моделирование ситуации, формулирование проблемы, имеет направленность на саморазвитие (формирование личностных УУД), рефлексию, оценку себя с позиции эффективности, осознание ценности географических знаний и психологических навыков сотрудничества с одноклассниками.
Экспериментальная направленность и исследовательская глубина практических заданий курса предполагает ориентацию:
1) на углубленное изучение географии (т.е. создание предпосылок для формирования мотивации к повышенному уровню достижений);
2) на формирование в учащихся навыка «самостоятельно добывать знания».
Внедрение экспериментальной деятельности способствует пробуждению в учащихся интереса к географии, как школьному предмету, глубина, красота и важность знаний которого (из-за крайне сжатого количества учебных часов в школьной программе), часто, остаётся для учащихся не раскрытой.










13PAGE 15


13PAGE 14215