Конспект урока Мировые природные ресурсы
Открытый урок географии в 10 классе. «Мировые природные ресурсы , от 12.12.14г
Якшаева Байр Дорджиевна
Место работы, должность:
Учитель географии и биологии МКОУ «Алцынхутинская СОШ».
Регион:
РК, Кетченеровский район, п. АлцынхутаХарактеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Средняя общеобразовательная школа
Целевая аудитория:
Учитель
Класс:
10 класс
Предмет:
География
Цель урока:
Цель: Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира .Задачи:
Образовательные: Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
Развивающие: Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.
Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды..Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе:
8
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений -- М. : Просвещение, 2008.
2. Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б.Поурочные разработки по географии на основе учебника В.П. Максаковского. – Москва, Экзамен, 2006.
3. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. VI – X классы / Под ред. И.И. Бариновой. – М, : Школа –Пресс, 2001
4. 1С «Образовательная коллекция». География 6-10 классы». Диск произведён: г. Ектеринбург, ул. Комвузовская, 17, ком.203. Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования РФ, 2005. ЗАО «1С», 2005, e-mail: www.rnmc.ru5. http://www.priroda.su/item/530автор: А.В.Егошин «Обеспеченность Земли водными ресурсами», 22.09
6. http://www.examens.ru/otvet/2/11/138.html «Земельные ресурсы. Различие в обеспеченности»
7. http://www.krugosvet.ru/articles/20/1002069/1002069a1.htm «Минеральные ресурсы»
Используемое оборудование:
политическая карта мира, учебник, атласы. Мультимедийное оборудование.
Краткое описание:
Урок- практикум обобщения изученного материала по теме «Оценка мировых природных ресурсов» с использованием мультимедийного оборудования и интернет –ресурсов.
Содержание урока Методический инструментарий Ориентиры развития
1. Организационный момент. Вводная беседаОзнакомление учащихся с задачами урока Слайд №2,
с планом урока Слайд №3.
2. Изучение нового материала.Природные ресурсы . Классификация природных ресурсов
Слайд №4 Понятие о природных ресурсах.
Водные ресурсы.Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.Ресурсы пресной воды. Слайд №5. Потребление пресной воды и проблемы, возникающие в результате использования пресной воды. Слайд №6Пути решения проблемы пресной воды на планете. . Примеры решения проблемы недостатка пресной воды в отдельных странах мира. Обеспеченность регионов и стран мира водными ресурсами. Слайд №7
Земельные ресурсы Слайд №8Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».Земельный фонд планеты. Слайд №9Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.Большую ценность в структуре мирового земельного фонда Слайд №9 представляютобрабатываемые земли (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища 10%.Структура земельного фонда не остаётся неизменной. Слайд №10. На неё оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер. Слайд №10. Примеры темпов опустынивания .Обеспеченность пахотными землями отдельных регионов и стран мира. Слайд №11
Биологические ресурсы Растительные ресурсы Слайд №12. Животные ресурсы Совокупность всех ныне живущих на Земле растений и животных – это генетический фонд (генофонд) Лесные ресурсы планеты . Лесистость. Обеспеченность лесными ресурсами регионов мира. Два лесных пояса. Слайд №13
Минеральные ресурсы Слайд №22МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно. В последние годы все большее значение приобретает гидроминеральное сырье – высокоминерализованные подземные воды (погребенные рассолы).
Закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре.Слайд №14
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и способствуют формированию крупных территориально-производственных комплексов.Обеспеченность минеральными ресурсами регионов мира. Слайд №15
3. Закрепление Оценка ресурсообеспеченности регионов мира Тестирование
4. Домашнее задание. 5. Завершение урока.
беседа
рассказ
Работа с интерактивной картой
Рассказ ученика
Работа с интерактивной картой
Рассказ ученика
работа с интерактивной картой
рассказ ученика
работа с интерактивной картой
рассказ ученика
работа с интерактивной картой
практическая работа
мотивация
Внимание, память, речь
Аналитическое мышление, обобщениеВнимание, память
Аналитическое мышление, обобщение
Память, речь
Аналитическое мышление, обобщение
память
Аналитическое мышление, обобщение
Мышление,мотивация