Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса УМК Школа России соответствует ФГОС ООН
Рабочая программа по Окружающему миру.
Классы 3
Количество часов:
Всего: 68 в неделю: 2
Плановых контрольных уроков 4
Планирование составлено на основе: требований ФГОС НОО, авторской программы под редакцией А.А.Плешакова в соответствии с целями и задачами образовательной программы МБОУ «СОШ № 30 г.Химки»
Автор / составитель: Жичкина М.В.
Дополнительная литература:
1. Рабочая тетрадь в двух частях под редакцией А. А.Плешакова., Издательство «Просвещение» 2013 г.
2. «Проверим себя» Тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных организаций . В двух частях под редакцией А.А.Плешакова. Издательство «ВИТА», Москва, 2013 г
3. Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир. 3класс / Сост. И.Ф.Яценко. М. : ВАКО, 2016. – 96 с. – (Контрольно- измерительные материалы)
Роль и место предмета в учебном плане
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности.
На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю.
3 класс —68 ч. (34учебные недели).
Общая характеристика учебного предмета
1.Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Стандарт второго поколения позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам обучения по комплекту «Школа России» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме. Например: интервью с человеком той или иной профессии, подборка вопросов для викторины, сценарий праздника, коллективное создание «Музея наших путешествий» или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ и др. При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности учащихся, как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
1.4. Цели и задачи программы
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
Основными задачами реализации содержания программы являются:-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
-осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
. Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этической и национальной принадлежности; формирование ценностей и многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев;
познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять лростой план учебно-научного текста.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
. Учебно-тематический план
№ Тема урока
Тип урока Общее количество часов Из них
теоретконтроль практ.
1 Как устроен мир 7 6 1 2 Эта удивительная природа 19 16 1 3
3 Мы и наше здоровье 10 6 1 3
4 Наша безопасность 8 7 1 5 Чему учит экономика 12 9 1 1
6 Путешествия по городам и странам 12 11 1 ИТОГО 68 55 6 7
Тематическое планирование
Предмет : окружающий мир
Учитель: Жумалиева А.РКоличество часов в неделю: 2
Планирование составлено на основе: программы под редакцией А.А.Плешакова ( Концепция и программы для начальных классов УМК «ШКОЛА РОССИИ» М. : Просвещение , 2015
Учебник:
А.А.Плешаков. Окружающий мир в 2 частях . Учебник для общеобразовательных организаций. М.:Издательство « Просвещение», 2015 г.
Материально- техническая база:
Атлас
Карта России
Карта мира
Глобус
Тематическое планирование
№ Тема урока Дата ДЗ
по плану по факту 1 Природа. Ценность природы для людей. стр. 4-6 ответить на вопросы
2 Человек стр. 10-14 ответить на вопросы
3 Наши проекты «Богатства, отданные людям» подготовить презентацию
4 Общество стр. 18-23 ответить на вопросы
5 Что такое экология стр. 26-28 прочитать текст
6 Природа в опасности подготовить сообщение
7 Обобщение «Как устроен мир» повторение
8 Тело вещество частицы подготовить сообщение о М.В. Ломоносове
9 Разнообразие веществ стр. 41-45 ответить на вопросы
10 Воздух и его охрана стр. 46-50 ответить на вопросы
11 Вода стр. 51-54 ответить на вопросы
12 Превращение и круговорот воды стр. 55-58 ответить на вопросы
13 Берегите воду стр. 59-63 ответить на вопросы
14 Что такое почва стр. 64-67 ответить на вопросы
15 Разнообразие растений стр. 69-73 ответить на вопросы
16 Солнце, растение и мы с вами подготовить пересказ стр. 74-77 ответить на вопросы
17 Размножение и развитие растений стр. 78-81 ответить на вопросы
18 Охрана растений стр. 82-85 ответить на вопросы
19 Разнообразие животных стр. 87-92 ответить на вопросы
20 Кто что ест стр. 94-97 ответить на вопросы
21 Наши проекты «Разнообразие родного края» подготовить проект и выступление
22 Размножение и развитие животных стр. 100-105 ответить на вопросы
23 Охрана животных стр. 106-111 ответить на вопросы
24 Царство грибов стр. 112-116 ответить на вопросы
25 Великий круговорот жизни стр. 118-120 ответить на вопросы
26 Обобщение «Эта удивительная природа» повторение
27 Организм человека стр. 122-124 ответить на вопросы
28 Органы чувств стр. 126-129 ответить на вопросы
29 Надежная защита организма стр. 130-133 ответить на вопросы
30 Опора тела и движения стр. 134-137 ответить на вопросы
31 Наше питание стр. 138-141 ответить на вопросы
32 Наши проекты «школа кулинаров» выступление с проектом
33 Дыхание и кровообращение стр. 144-146 ответить на вопросы
34 Умей предупреждать болезнь стр. 147-149 ответить на вопросы
35 Здоровый образ жизни стр. 150-153 ответить на вопросы
36 «Мы и наше здоровье» повторение
37 Огонь, вода и газ стр. 4-7 ответить на вопросы
38 Чтобы пусть был счастливым стр. 8-13 ответить на вопросы
39 Дорожные знаки стр. 14-17 ответить на вопросы
40 «Кто нас защищает» выступление с презентацией
41 Опасные места стр. 20-24 ответить на вопросы
42 Природа и наша безопасность стр. 25-30 ответить на вопросы
43 Экологическая безопасность стр. 31-36 ответить на вопросы
44 «Наша безопасность» обобщение повторение
45 Для чего нужна экономика стр. 38-41 ответить на вопросы
46 Природные богатства и труд людей – основа экономики стр. 42-45 ответить на вопросы
47 Полезные ископаемые стр. 46-50 ответить на вопросы
48 Растениеводство стр. 51-54 ответить на вопросы
49 Животноводство как трудятся животноводы
50 Какая бывает промышленность стр. 60-63 ответить на вопросы
51 Наши проекты «Экономика родного края» подготовить сообщение «Русские деньги»
52 Что такое деньги стр. 60-70 ответить на вопросы
53 Государственный бюджет стр. 71-74 ответить на вопросы
54 Семейный бюджет стр. 75-78 ответить на вопросы
55 Экономика и экология стр. 79-84 ответить на вопросы
56 «Чему учит экономика» повторение
57-59 Золотое кольцо России стр. 86-96 ответить на вопросы
60 Наши проекты «Музей путешествий» выступление с проектом
61 Наши ближайшие соседи стр. 100-105 ответить на вопросы
62 На севере Европы стр. 108-117 ответить на вопросы
63 Что такое Бенилюкстр. 118-124 ответить на вопросы
64 В центре Европы стр. 125-131 ответить на вопросы
65 По Франции и Великобритании сообщение о Франции или Англии
66 На юге Европы сообщение о Греции или Италии
67 По знаменитым местам мира сообщение «Красивые места мира»
68 Обобщение знаний по теме «городам и странам». Проверочные работы. Повторение итоговое
Согласовано
Заместитель директора по УВР
________________/_____________________/
«_____»__________2016 Г.