РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ( Н. В. Виноградова)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «окружающий мир» для 2-А класса составлена в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»), на основе Программы по окружающему миру для 1-4 классов (автор Н.В. Виноградова; – М.: Вентана-Граф, 2016 г.) и учебника «окружающий мир»,(автор Н.В. Виноградова; – М.: Вентана-Граф 2016 г.), рекомендованного к использованию в образовательном процессе (Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 января 2016г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253»). Соответствует учебному плану МБОУ СОШ № 81.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса являются:
Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
Установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами являются:
Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
Сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
Овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных дисциплин;
Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни. Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других поланет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся могут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности)
Содержание учебного предмета
1. «Что нас окружает» (2 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и т.д.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
2. «Кто ты такой» (12ч)
Я, ты, он, она… Все мы – люди; Наши помощники – органы чувств; Что такое здоровье? Режим дня; Физическая культура; Почему нужно правильно питаться? Почему нужно быть осторожным? Можно ли изменить себе?) ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем. электричеством. Помощь человек, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
3. «Кто живёт рядом с тобой?» (3 ч)
Что такое семья? Свободное время семьи; О правилах поведения.
4. «Россия - твоя Родина» (13 ч)
Родина – что это значит? История рассказывает о прошлом; Мы – граждане России; Как трудятся россияне; Знаменитые города России; Россия – многонациональная страна
5. «Мы – жители Земли» (11 ч)
Первое знакомство со звёздами. В некотором царстве; Какие животные живут на Земле; Органы чувств у животных; Как животные защищаются, питаются, строят жилища; Какие бывают растения, листья растений; Корни, цветки и плоды у растений;
6. «Природные сообщества» (12 ч)
Деревья леса; Травянистые растения леса; Животные леса; Вода. Какие бывают водоёмы? Кто живёт в пресных водоёмах? Растения пресных водоёмов; Луг. Растения луга; Животные луга; Поле. Зерновые культуры; Животные поля; Сад и его обитатели; Природа и человек. Экскурсии в лесопосадку, на луг, в поле, к водоему; в краеведческий музей.
Раздел 7. «Природа и человек» (15 ч)
Человек - часть природы. Давайте беречь нашу Землю! Будем беречь природу. Повторение изученного материал
Тематическое планирование
№ п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Сроки проведения
План Факт
Раздел 1. «Что нас окружает» (2 ч )
1 Что тебя окружает. Бывают ли на свете чудеса? 2 Вводный урок 05.09
06.09 Раздел 2. «Кто ты такой» (12 ч)
2 Я, ты, он, она... Все мы люди… 2 Урок изучения нового материала 12.09
13.09 3 Наши помощники – органы чувств. 1 Комбинированный урок 19.09 4 Поговорим о здоровье 1 Урок-исследование 20.09 5 Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных». 3 Урок-практикум 26.09
27.09
03.10 6 Физическая культура. 1 Урок применения знаний на практике 04.10 7 Почему нужно правильно питаться. 1 Урок-проект. 10.10 8 Почему нужно быть осторожным.. 1 Урок-проект. 11.10 9 Можно ли изменить себя? 2 Урок-проект. 17.10
18.10 Раздел 3. «Кто живёт рядом с тобой?» (3 ч)
10 Что такое семья. 2 Урок изучения нового материала 24.10
25.10 11 О правилах поведения. 1 Комбинированный урок 07.11 Раздел 4. «Россия - твоя Родина» (13 ч)
12 Родина- что это значит? 2 Урок изучения нового материала 08.11
14.11 13 История рассказывает о прошлом. 1 Комбинированный урок 15.11 14 Москва- столица России. 1 Комбинированный урок 21.11 15 Города России. 1 Комбинированный урок 22.11 16 Родной край- частица Родины. 1 Комбинированный урок 28.11 17 Как трудятся россияне. 1 Комбинированный урок 29.11 18 Мы- граждане России. 1 Урок-практикум 05.12 19 Россия –многонациональная страна. 2 Урок-практикум 06.12
12.12 20 Проверочная работа по изученным темам. 1 Контрольный 13.12 21 Повторение. Работа над ошибками. 2 Повторение 19.12
20.12 Раздел 5. «Мы – жители Земли» ( 11 ч)
22 Мы – жители Земли. 2 Комбинированный урок 26.12
27.12 23 Твоё первое знакомство со звёздами. 1 Комбинированный урок 16.01 24 В некотором царстве. 1 Комбинированный урок 17.01 25 Царство живой природы. Бактерии. 1 Комбинированный урок 23.01 26 Грибы. 1 Комбинированный урок 24.01 27 Жизнь животных. Какие животные живут на Земле. 1 Урок-проект. 30.01 28 Разнообразие растений. Какие бывают растения. Практическая работа 1 Урок-исследование 31.01 29 Условия роста и развития растений. Практическая работа 2 Урок-исследование 06.02
07.02 Раздел 6. «Природные сообщества» (12 ч)
30 Среда обитания - что это такое? 2 Урок изучения нового материала 13.02
14.02 31 Лес и его обитатели. 2 Урок изучения нового материала 20.02
21.02 32 Вода и водные жители. 2 Урок изучения нового материала 27.02
28.02 33 Луг и его обитатели. 2 Урок изучения нового материала 06.03
07.03 34 Поле и его обитатели. 2 Урок-исследование 13.03
14.03 35 Сад и его обитатели 2 Урок-исследование 20.03
21.03 Раздел 7. «Природа и человек» (15 ч)
36 Человек - часть природы. 3 Урок изучения нового материала 03.04
04.04
10.04 37 Давайте беречь нашу Землю! 1 Урок изучения нового материала 11.04 38 Свойства воды. 2 Урок-исследование 17.04
18.04 39 Домашние животные. 1 Урок-исследование 24.04 40 Путешествие капельки. 1 Урок-сказка. 25.04 41 Будем беречь природу. 1 Урок – защита проектов. 02.05 42 Проверочная работа по изученным темам. 1 Контрольный 15.05 43 Повторение. Работа над ошибками. 5 ЗПЗ 16.05
22.05
23.05