Рабочая программа по окружающему миру 2 кл Виноградова Школа 21 в


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании на заседании методического директор МОУ «Усть-Коксинская
школьного методического совета средняя общеобразовательная школа»
объединения «____» ______________2014г _______________/Р.Г. Шпиляев/
«___» ___________2014г приказ № _______
от «____» ____________2014г




Рабочая программа
по предмету
окружающий мир
базовый уровень 2 «г» класс



Учитель:
Ачкасова Полина Ивановна








с. Усть-Кокса, 2014г



Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г)

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (2011)

  В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу Н.Ф. Виноградовой изменения не внесены:

Цели программы:
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Учебно- методический комплект:
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1- 4 классы. – М.: Вентана - Граф, 2009 – 240 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
Исакова О.А. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой. - Волгоград: Учитель, 2008.
Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой / авт. -сост. О.А. Исакова. – 2-е изд., перераб.и испр.. Волгоград: Учитель, 2008. – 143 с.

Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 часов в год по 2 часа в неделю.
В том числе на проведение:

Проверочных работ-4
Экскурсий -4
Формы и средства контроля:
Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, проверочные работы, тестовые задания, устный опрос; проекты
Формы и методы преподавания:
При реализации данной рабочей программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.
Обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
При обучении учащихся по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:
индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).


Требования к уровню подготовки учащихся:

1. К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде. отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественных произведениях с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить события с его датой;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия от других планет;;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе –повествовании(рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система» «сообщество», «деревья», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

Учебно-тематический план

№ п/п
Тема раздела
Количество
часов
В том числе




Практические работы
Экскурсии

1.
Что окружает человека
 
2ч 
 
 

2.
Кто ты такой?
 
12ч 
П/р№1 «Первая помощь при ожогах, ударах, порезах»
П/р№2 «Составление режима дня для будней и выходных» 
 

3.
Кто живёт рядом с тобой?


П/р. №3:
«Составление семейного древа».



4.
Россия – твоя Родина

15ч

Экскурсия №1 на ферму.


5.
Мы – жители Земли


П/р. №4:«Съедобные и ядовитые грибы»



6.
Природные сообщества

22ч
П/р.№5: «Лекарственные растения» (работа с муляжами, гербарием)
Экскурсия №2 в лес
Экскурсия№3 на луг.
Экскурсия №4 в сад

7.
Природа и человек





Итого
68ч




Содержание учебного курса 68 ч
Введение. Что нас окружает. (2 ч) Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.) и живая природа (животные, растения, люди), предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (12 ч.) Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что дает природа человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой «я», каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники – органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Физическая культура. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством), Помощь человеку, попавшему в беду. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живёт рядом с тобой. (8 ч.) Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена, отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье, любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление заботливого и внимательного отношения к пожилым, старым, больным людям маленьким детям.. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику, жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия – твоя Родина (15 ч.) Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает любовь. Флаг, герб России.
Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающих его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург – Северная столица России. Достопримечательности Санкт – Петербурга.
Конституция –главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V – IХ веках. Первые русские князья: Рюрих, Олег, Игорь; княжна Ольга. Занятии славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенность быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы – жители Земли.(8 ч.) Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение – живые существа.
Природные сообщества(22ч.) Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные,; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года..
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов. Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь Луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга ( с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек(1ч.) Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Русский фольклор о природе.
Экскурсии. В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда ( с учетом места окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, учреждение культуры и быта ( с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы,; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Календарно-тематическое планирование по предмету окружающий мир

№ урока
Название раздела.
Тема урока
Планируемые результаты
Характеристика
деятельности учащихся
Кол-во
часов

Дата



Предметные
Метапредмет
ные
Личностные


план

факт

1
Что окружает человека 2ч
Окружающий нас мир
Знать объекты «живой», «неживой» природы. Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Владеть понятиями
«история», «настоящее», «прошлое», «будущее».
Работать в паре,
группе, строить речевые
высказывания.
Задавать вопросы.

Оценивать свой учебный труд, осознавать
значение учебной деятельности, проявлять ценностное отношение к
природному миру.
Читать информацию, представленную в виде схемы.
Классифицировать объекты окружающего мира: объекты живой/неживой
природы; изделия, сделанные руками человека. Различать: прошлое настоящее, будущее
1
03.09


2
Бывают ли на свете чудеса




1
04.09


3
Кто ты такой?12ч
Я, ты, он, она... Все мы люди
Уметь рассказать о себе, составить словесный портрет.
Уметь составлять словесный портрет.
Уметь проводить наблюдения; делать выводы.

Задавать вопро
сы; Строить объяснения в устной форме по предложенному плану.
Проявлять пози
тивное отношение к семье и семей-
ным ценностям, осознавать важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаим-
ной помощи.
Сравнение портретов разных людей. Моделировать ситуации на правила поведения со взрослы-
ми, сверстниками. Классифицировать качеств по признаку положительное отрицательное
1
10.09


4
Наши помощники – органы чувств.
Знать об органах чувств (слуха, зрения).

Описывать крат-
ко особенности разных органов чувств,
Следовать нормам здоровьесберегаю-щего поведения, принимать чувства других людей
Наблюдать: деятель-
ность разных органов чувств. Моделировать ситуации: здоровье и осторожность.
1
11.09


5
Здоровье – наше богатство.
Знать правила здорового образа жизни; уметь состав-
лять режим дня.
Уметь сравнить понятия: «здоровье», «болезнь»;
Знать меры предосто
рожности и безопас-
ности.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Осуществлять самоконтроль, применять приобретённые навыки в практике
Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях, Модели-
ровать вызов служб 01, 02, 03, 04 по обыч-
ному и мобильному телефону
1
17.09


6
Если произошёл несчастный случай
Здоровье и осторожность
П/р№1 «Первая помощь при ожогах, ударах, порезах»




1
18.09


7
Режим дня.
П/р№2 «Составление режима дня для будней и выходных»
Знать правила организации труда и отдыха; правил посадки при письме, чтении, во время слушания.
Знание что такое режим дня и умение его выполнять.
Работать по предложенному алгоритму.
Умеют соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Моделирование ситуаций: режим дня, правила посадки при письме. Составить свой режим дня, Анализировать состояние здоровья при соблюдении и не соблюдении режима дня
1
24.09


8
Чтобы не уставать...
Знать правила организации труда и отдыха; правил посадки при письме, чтении, во время слушания.

Принимать учебную задачу, отвечать на поставленный вопрос, ориенти-
роваться в
тетради и книге
Осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
1
25.09


9
Физическая культура.
Знать понятие
«физическая культура»;
понимать значение физической культуры для здоровья человека

Использовать общие приёмы решения задач
Осознавать значение учебной деятельности, Адекватно судить о причинах своёго успеха или неуспеха в учении
Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы. Негативно на него влияющие, обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни
1
01.10


10
Закаляться может каждый.
Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.
Уметь отличать полезное от вредного.
Использование информации для решения учебных и практических задач
Иметь желание работать коллективно и самостоятельно
Характеризировать факторы закаливания, составить памятку закаливания, регулярно проводить закаливание своего организма.
1
02.10


11
Почему нужно правильно питаться.
Знать правила здорового питания.

Использовать общие приёмы решения задач
Проявлять готовность к саморазвитию.
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Характеризовать правила здорового питания, различать продукты полезные и вредные для организ-
ма. Формулировать выводы.
1
08.10


12
Здоровье и питание. О витаминах.
Знать меры предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе


Координировать и принимать различные позиции для взаимодействия
Контролирует собственные дейст-
вия, использует усвоенные приме-
ры для решения учебных задач

1
09.10


13
Почему нужно быть осторожным.
Знать и выполнять:
– правила безопасного поведения;
– правила сохранения и укрепления здоровья


Формулировать собственное мнение и аргументировать его


Следовать нормам здоровьесберегаю-щего поведения, осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной дея-ти.
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Актуализировать полученные ранее знания о потенциаль-
но опасных местах.
1
15.10


14
Можно ли изменить себя. Проверь себя «Что тебя окружает?», «Кто ты такой?»




1
16.10


15
Кто живёт рядом с тобой?8ч
Семья-коллектив близких людей
П/р №3:
«Составление семейного древа».

Знать основные правила поведения в семье
Уметь распределять домашние обязанности

Взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договари-
ваться, приходить к общему мнению,
Применяет правила к ситуациям в практике. проявляет старание в применении усвоенных знаний

Использует усвоенные примеры для решения учебных задач, проявляет позитивное отношение к семье си семейным ценностям, осознаёт важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни

Формировать знания об особенностях семьи как части общества. Оценивать значение семьи для человека и общества,
Рассуждать о том, что окружающее в мире зависит от наших поступков.
1



22.10


16
Кто занимается домашним хозяйством.





23.10


17
Чем семья занимается в свободное время.
Знать правила поведения в общественных местах



1
29.10


18
Семейные праздники.




1
30.10


19
О правилах поведения




1
12.11


20
Правила поведения в театре.




1
13.11


21
О дружбе.




1
19.11


22
Могут ли обидеть мимика и жесты.




1
20.11


23
Россия – твоя Родина 15ч
Родина – что это значит?
Знать название родной страны, ее столицы, региона, своего города.



Осознанно строить сообщения в устной форме, задавать вопро-
сы, необходи-
мые для органи-
зации собствен-
ной дея-ти
Проявлять готовность и способность к саморазвитию



Работать с картинной картой России, сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Понимать учебную задачу и стремить её выполнять.
1
26.11


24
Прошлое. Настоящее и будущее.




1
27.11


25
Из истории нашей Родины. Как Русь начиналась.




1
03.12


26
Москва – столица России. Как Москва строилась.
Знать названия 2–3 городов, их расположение на карте России; достопримечательности города. Иметь представление об истории становления Москвы, основателе Москвы – Юрии Долгоруком
Формулировать выводы, отвечать на вопросы по теме. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять
Иметь желание работать коллективно и самостоятельно



Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную информацию. Узна-
вать достопримеча-
тельности городов, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
1
04.12


27
Города России. Санкт- Петербург.




1
10.12


28
Древние города России.




1
11.12


29
Золотое кольцо России




1
17.12


30
Родной край – частица Родины.
Знать, как человек выбирает профес-
сию? Когда задуматься о буду-
щей специальности? Знакомство с трудом фермера и эконо-
миста. В чем их особенность, важ-
ность. Знать что можно делать с помощью компью-
тера. Понимать значения труда в жизни человека.

Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствий с поставленной задачей

Осознают свою этниче6скую принадлежность, выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Находить в семейном архиве соответствующий материал, составлять устный рассказ, интервьюировать членов свое семьи об истории и достоприме
чательности своей малой родины. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни.
1
18.12


31
Зачем человек трудится?




1
24.12


32
О занятиях наших предков. Труд в сельской местности.




1
25.12


33
О труде фермера и экономиста. Экскурсия №1 на ферму.




1
14.01


34
О компьютерах и программистах.




1
15.01


35
Мы граждане России. Права граждан России.
Владеть понятиями «Конституция», «права граждан», «права детей», название нашей страны – Российская Федерация. Понятие «многонациональный народ России».
Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополу0
чие.
Работать с терминологией, актуализировать знания о правах граждан России, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
1
21.01


36
Права детей – граждан России




1
22.01


37
Россия – многонациональная страна. Проверь себя «Кто живет рядом с тобой», «Россия – твоя Родина»





1
28.01


38
Мы – жители Земли 8ч
Твоё первое знакомство со звёздами. Солнечная «семья»
Знать название планет солнечной системы, условия жизни на земле.
Уметь считывать информацию с глобуса
Следуют установленным правилам в планировании и контроле способа действия.




Проявляют уважительное отношение к мнению другого человека.




Понимать учебную задачу и стремиться её понимать. Исполь-
зовать глобус для знакомства с формой нашей планеты. Рассматривать рисунки схемы и объяснять особеннос-
ти движения Земли.
1
29.01


39
Чем Земля отличается от других планет?




1
04.02


40
Луна – спутник Земли. Глобус – модель Земли.




1
05.02


41
В некотором царстве.
Бактерии.
Знать царства природы, уметь различать растения и животных, знать условия роста растений.
Следовать установленным правилам в планировании и контроле спосо-
ба решения, выражать лич-
ное восприятие мира.
Оценивать поступки людей по отношению к природе, осуществлять действия по охране окружающего мира.
Понимать учебную задачу и стремиться её решать. Различать царства природы. Моделировать различие грибов-двойников. Различать съедобные и несъедобные грибы.
1
11.02


42
Грибы. Природе нужны все. П/р. №4:
«Съедобные и ядовитые грибы»




1
12.02


43
Какие животные живут на Земле?
Знать животных, с которыми можно встретиться в лесу,
Знать как питаются, живут и защищаются животные, воспитывают своих детёнышей.
Умеют сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию
Знать условия роста и развития растений
Осуществлять целеноправлен-
ный поиск информации по теме, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку
Выражать эмоционально-положительное отношение к животным и растениям нашей Земли, следовать моральным нормам и этическим требованиям в поведении
Работать в паре, соотносить группы животных и растений, и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, растений находить о них информацию.
1
18.02


44
Какие бывают растения. Разнообразие растений.




1
19.02


45
Условия роста и развития растения.
Проверь себя ««Твое первое знакомство со звездами», «Царства живой природы»





1
25.02


46
Природные
сообщества 22ч
Среда обитания- что это такое?
Лес и его обитатели.
Знать о ярусах леса, различать виды деревьев,, иметь представления о разнообразии. Знать лекарственные расте
ния
Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную, уточнять характерные признаки леса и его обитателей
Демострировать готовность и способность к саморазвитию, проявлять навыки сотрудничества в разных ситуациях, проявлять любовь к животным и растениям и испытывать чувство ответственности,
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.
Устанавливать по схеме различия между группами растений. Оценивать эстетическое воздействие растений на человека.
1
26.02


47
Деревья леса. Экскурсия №2 в лес




1
04.03


48
Кустарники леса.




1
05.03


49
Травянистые растения леса.




1
11.03


50
Лесная аптека.
П/р.№5: «Лекарственные растения» (работа с муляжами, гербарием)




1
12.03


51
Животные леса.
Знать особенности строения тела птицы и её поведения. Причины сезонных изменений их
жизни. Уметь различать пресмыкающихся



Отбирать адек-
ватные средства достижения цели деятельности,
преобразовывать практическую задачу в познава
тельную
Аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиций других людей, отличные от собственной.
Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнять. Знакомиться с
разнообразием растений, Находить новую информацию о них. Выступать с сообщениями,27
1
18.03


52
Птицы – лесные жители.




1
19.03


53
Пресмыкающиеся – обитатели леса. Ужиное семейство.




1
01.04


54
Насекомые леса.





Знать особенности строения насекомых. Уметь различать насекомых



Понимать учебную задачу урока.

Различать по
внешнему виду и особенностям жизни насекомых

1
02..04


55
Что мы знаем о воде.
Знать виды водоемов и их обитателей. Называть по 2–3 представителя. Уметь доказать утверждение. Знать водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка желтая)





Принимать и сохранять учебную задачу, составлять план и последователь-
ность действий
Удерживать цель деятельности до получения её результата





Понимать
значение границы собственного знания и незнания, осознавать необходимость самосовершенствования. Адекватно судит о причинах своёго успеха или неуспеха в учении,
Иметь желание работать коллективно и самостоятельно.

Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Различать три состояния воды. Моделировать круговорот воды в природе. Различать растения и животных разных водоёмов






1
08.04


56
Путешествие капельки.




1
09.04


57
Какие бывают водоёмы? Что такое река.




1
15.04


58
Обитатели пресных водоёмов.




1
16.04


59
Водоплавающие- жители водоёма.




1
22.04


60
Растения пресных водоёмов.









1







23.04










61
Луг и его обитатели. Растения и животные луга.
Наличие представ-
лений о природном сообществе «Луг»
Наличие представ-
лений о раститель-
ном и животном мире луга.
Проявлять старание в применении усвоенных знаний

Контролировать собственные действия, использовать усвоенные примеры для решения учебных задач.
Доказывать, используя свои знания и материалы учебника, что растения и животные луга разнообразны, оценивать себя.
1
29.04


62
Луг – украшение нашей Земли. Экскурсия№3 на луг.




1
06.05


63
Поле и его обитатели. Зерновые культуры. Лён.
Наличие представ-
лений о природном сообществе «Поле». Уметь различать полевые культуры.
Аргументиро-
вать своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме.
Контролировать собственные действия
Приводить примеры растений и животных поля, разливать виды полевых растений, формулировать выводы
1
07.05


64
Лекарственные растения.
Знать лекарственные растения, Уметь их различать.
Составлять план и последователь
ность действий
Осознавать необходимость самосовершенствования, проявлять старание и терпение в работе
Различать лекарственные растения, понимать важность сохранения лекарственных растений на Земле,
1
13.05


65
Сад и его обитатели.
Наличие представ-
лений о природном сообществе «Сад»
Знать о животных , защитниках сада.

Определять цель деятельности на уроке с
помощью учителя и самостоятельно
Работать по заданию самостоятельно,
сравнивать разные точки зрения
Наблюдать в природе, как выращиваются растения сада. Доказывать, что без животных невозможна жизнь растений и человека
1
14.05


66
Как люди выращивают растения сада?
Экскурсия №4 в сад




1
20.05


67
Животные – защитники сада Проверь себя «Мы - жители земли»




1
21.05


68
Природа и человек 1ч
Человек – часть природы.
Давайте беречь нашу Землю!
Знать о воздействии жизни человека на жизнь природы, знать правила поведения в природе.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять
Применять приобретённые навыки в практической деятельности, осуществлять самоконтроль
Устанавливать причинно-следствен
ные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружаю
щей среды.
Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу. Обсуждать, как каждый может помочь природе.
1
27.05



Итого
68ч









Контрольно-измерительные материалы

Система контроля по курсу окружающий мир 2 класса включает защиту практических работ, проведение проверочных работ в форме тестирования и итоговую комплексную работу.

График проверочных работ:


Тема проверочной работы
Вид контроля
Форма контроля
Дата


Проверь себя «Что тебя окружает?», «Кто ты такой?»
текущий

тест
16.10


Проверь себя «Кто живет рядом с тобой», «Россия – твоя Родина»

текущий
тест
28.01


Проверь себя ««Твое первое знакомство со звездами», «Царства живой природы»

текущий
тест
25.02


Проверь себя «Мы - жители земли»
итоговый
тест
21.05






Список литературы
Брыкина Н.Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4, М: ВАКО, 2004.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1- 4 классы. – М.: Вентана - Граф, 2009 – 240 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
Исакова О.А. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой. - Волгоград: Учитель, 2008.
Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир. Издание второе. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008. – 240 с. – (Серия «Промежуточная аттестация»)
Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой / авт. -сост. О.А. Исакова. – 2-е изд., перераб.и испр.. Волгоград: Учитель, 2008. – 143 с.
Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. - М.:Вентана-Граф,2012





15