Презентация авторского пособия для элективного курса в 7 классе Искусство читать. Введение в художественную литературу Франции.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия № 39 г. Екатеринбурга «ИСКУССТВО ЧИТАТЬ. Введение в художественную литературу Франции» Пособие для элективного курса для 7 класса Автор:учитель французского языка МБОУ-гимназии №39Шубина З.Б.e-mail: zbchoubina@mail.ruЕкатеринбург 2013 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ
ЦелиВведение обучающихся в мир франкоязычной литературы Развитие интереса к чтению, развитие культуры чтенияМотивация на выбор предмета «Художественная литература Франции» для изучения с 8 класса
Задачи1. Практические и образовательные: познакомить с особенностями разных видов текстов: проза, поэзия, театральная пьеса, обогатить лексический запас учащихся в рамках предложенных тем.2. Воспитательные / профессионально-ориентирующиевоспитывать уважение к иноязычной культуре,мотивировать учащихся на чтение художественной литературы на французском языке.3. Развивающиеразвивать умения и навыки чтения,развивать умения и навыки анализа литературного текста,развивать творческие способности учащихся,развивать умения работать со словарём.
Особенности разработки
Пособие составлено с учётом актуальных общепедагогических и методических подходов: диалогизация обучения, продуктивный и творческий подходы, самостоятельный поиск учащимися путей решения поставленной задачи и их обоснование, создание ситуации воспроизведения знаний в новых условиях, активные формы учебной деятельности (работа в группах, ролевая игра, дискуссия, театрализация и др.) поддержка пособия авторским приложением упражнений к интерактивной доске SMART. Методические подходы
Раздел 6. ПовторениеРаздел 5. Читаем и играем пьесуРаздел 4. Как читать стихотворение?Раздел 1. А вы любите читать? Раздел 3. Учимся читать прозуРаздел 2. Как читать обложку?Содержание курса
Разделы пособия имеют общие структурные компонентысписок ключевой лексики,разнообразные задания к аутентичным текстам для выявления особенностей литературных жанров и авторской позиции,творческие задания в устной и письменной форме,использование аутентичных источников,сопровождение текстов объяснением трудных слов на русском и французском языках.Структура разделов
Образцы заданий разделов
Раздел1. «А вы любите читать?»Задание 1 стр. 1 Прочитайте результаты опроса среди французских школьников об их отношении к чтению. Проведите такой же опрос в своём классе. Задание 6 стр. 3 Все слышали о Правах человека. Французский писатель Даниэль Пеннак придумал Права читателя.a)Прочитай список прав читателя. Всегда ли серьёзен Пеннак? Приведи примеры. б) Как ты понимаешь право №6?в)Согласно праву №8, что может делать читатель? г) Права №9 и №10 противоположны. Объясни, почему. д) По – твоему, какое право является главным, резюмирует все 10 прав, провозглашённые Пеннаком?е) А ты, каким правилам ты следуешь, читая книги?
Раздел 2. Как читать обложку?Упражнение 4 стр. 6 Прочитай данные ниже презентации книг. Выбери одну из них и разработай макет первой страницы обложки. Постарайся выразить жанр книги и её содержание через иллюстрации и текстовую информацию.
Раздел 3. «Учимся читать прозу»Упражнение 2 стр.11 Прочитай текст и ответь на вопросы: А) Автор и рассказчик, это одно лицо или два разных человека? Докажи! Б) Каковы имя и фамилия рассказчика? Это его настоящее имя? Докажи! В) Какие средства выразительности использует автор? Г) Составь портрет рассказчика. Что он не любит в себе? Д) А ты любишь своё имя? Объясни, почему?
Раздел 4. «Как читать стихотворение?»Упражнение 3 стр. 17Строфы и строки. Спрятанное стихотворение. Вследствие ошибки пропало правильное расположение строк в этой поэме Десноса. Восстанови их при помощи рифм. Стихотворение содержало 3 строфы, в последней было только 2 строки. Сделай стихотворный перевод поэмы на русский язык.
Раздел 5. «Читаем и играем пьесу»Упражнение 3 стр. 22 Анализ авторских ремарок. Прочитай текст, ответь на вопросы. А) Как текст ремарок выделяется на странице? Б) Какие ремарки дают указания о декорациях. В) Какие ремарки дают указания об игре на сцене? О мимике? Об интонации? Где они расположены? Г) Есть ли ремарки о костюмах и аксессуарах? Д) Сыграйте эту сцену, соблюдая ремарки автора.
Раздел 6. «Учимся пользоваться словарём» Раздел «Учимся пользоваться словарём» знакомит с ключевыми терминами, встречающимися в словарях, с видами словарей, с их особенностями (обложка, разделы, сокращения, алфавитный порядок расположения слов). Далее предлагаются практические задания с целью научить учащихся правильно находить значение слова с помощью словаря: это задания на многозначность слов, на прямое и переносное значение слов, на фразеологизмы.
Раздел 7. «Повторение»Раздел «Повторение» завершает пособие тестовыми заданиями разного типа, позволяющими вспомнить освоенные ключевые понятия, новую информацию о писателях и литературе Франции. Задание «Карточка читателя» подводит итог освоения курса, предлагая учащимся выполнить творческую работу по своей любимой книге по следующему плану: а) презентация обложки, б) сведения об авторе, в) презентация произведения (сюжет, персонажи, идея автора), г) выражения личного мнения о книге и его аргументация.
Образцы упражнений к интерактивной доске SMARTПодбор соответствий французских и русских терминов: Знаете ли вы эти литературные жанры ? Найди данные компоненты обложки книги на макете обложки Подбери к названиям книг их обложки Тест на множественный выбор: проверка понимания содержания текстаПереставь строчки и восстанови стихотворение Расшифруй сокращения, используемые в словарях Анаграмма: переставь буквы, чтобы получилась фамилия французского писателя
Источники1. «Французский язык. Программы общеобразовательных учреждений. II-XI классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением французского языка. Допущено Министерством образования РФ. Москва «Просвещение» 2010 год» 2. Дубанова М.В. «Экзамен? Это так просто…» Сборник текстов для подготовки к экзаменам по французскому языку. Издательство «КАРО», Санкт-Петербург 2005. 3. Карамышева Т.В., Драницына Е.С. «Практика устной и письменной речи на французском языке». Издательство «КАРО», Санкт-Петербург 2001. 4. Blondeau Nicole, Allouache Ferroudja, Né Marie-Françoise “Littérature progressive du français. Niveau débutant” Paris, Clé Internationale, 2004 5. Blondeau Nicole, Allouache Ferroudja, Né Marie-Françoise “Littérature progressive du français.Niveau intermédiaire” Paris, Clé Internationale, 2004 6. Colmez F., Astre M.-L., Defradas M. « Français 6e. Nouvelle collection. L’art de lire » Bordas, Paris, 1996
Спасибо за внимание!