БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое главное для обучающегося свершается на уроке.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе урока. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии обучающегося, новый вклад в формировании его умственной и моральной культуры.
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Вот почему качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Как же построить такой урок? Как сделать так, что бы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.Огромные возможности «медиообразования» в повышении эффективности обучения обучающихся на занятиях обусловили наш профессиональный интерес в этом направлении.
Что означает термин «медиаобразование»? ( от лат. Media - средства) – это направление в педагогике, которое подразумевает обучение обучающихся теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации.
Известно, что медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, а также творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.Без этой культуры жить в современном мире действительно будет сложно.Коротко говоря, медиаобразование – это подготовка школьника к жизни в современном информационном пространстве.
Медиаобразование следует отличать от использования СМИ, как вспомогательных средств преподавания. Бурное развитие средств массовой информации обострило одну из сложнейших проблем взаимодействия ученика со средствами массовой информации. Практически все наши обучающиеся имеют доступ к телевизорам, видео, многие общаются с компьютером, читают газеты, журналы и книги. Юношеское сознание подставлено под «удары» мощнейших информационных потоков. Их воздействие на детей, как правило, ни родителями, ни учителями не контролируются. Учебная информация, которая передается ребенку в колледже, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место. В итоге выпускник нашего колледжа может быть легко подвержен негативному воздействию СМИ.
Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Все это требует сочетания общих целей каждого учебного курса с целями медиаобразования. При этом важно сформировать у обучащихся комплекс умений, включающих в себя умения:
• находить требующуюся информацию в различных источниках;
• критически осмысливать эту информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
• систематизировать информацию по заданным признакам;
• переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
• видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
• находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против»;
• устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационным сообщениями и т.д.;
Следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков, обеспечивать их пересечение, а затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые соответствуют именно этому учебному предмету.В медиаобразовании существует несколько направлений: исследование возникновения информации, ее природу, обучение практическим приемам коммуникации, интеграции в учебные дисциплины. В результате выпускник школы приобретает соответствующие знания, умение работать с информацией, давать ей необходимую оценку. У него формируется способность критически воспринимать любую информацию. Такой личностью невозможно манипулировать и это выгодно отличает ее от сверстников, не владеющих этими навыками. 
Использование компьютера на уроке экономики.
Использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Применение компьютера дает положительный эффект и при изучении экономики и направлено не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой деятельности. Следует помнить, что контакт обучающихся с компьютером должен осуществляться только под руководством учителя; необходимо использовать машины лишь в тех случаях, когда они являются дополнением к основному материалу.
При построении учебных программ по экономике следует помнить, что:
- на уроке усвоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до обучающихся теоретический материал;
- на уроке закрепления целесообразно использовать задания-контролеры, где обучающиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
- на уроке по контролю знаний можно тщательно проверить, насколько ученик усвоил пройденную тему;
Я нахожусь в начале пути использования или, как их принято называть, новых информационных технологий обучения, для которых характерным становится новый подход к процессам сбора, передачи, переработки учебной информации и доведение до пользователя с помощью средств коммуникации, что в свою очередь, изменяет процесс обучения.Работая с компьютером, я сама должна обладать определенными навыками работы. Также должна учитывать уровень технических навыков обучающихся при планировании темпа урока и количество выносимого на занятие материала.
Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет учебное заведение. На разных этапах истории неоднократно возникали различные образовательные реформы и целевые установки на «повышение качества знаний» и «развитие учащихся». Однако все это оставалось на уровне деклараций, и не меняли реального положения дел в образовании. Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность этих поисков.Традиционная педагогика умирает, и внутри ее рождаются усилиями учителей-практиков новые, нацеленные не на абстрактную «гармонически развитую личность», а на конкретного ученика, для которого учеба должна быть не мукой ученической, а увлекательным, желанным занятием.Но сразу надо определить: что будет конечной целью образовательного процесса? Долгое время ею считался выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков.
Личностно-ориентированная педагогика и психосберегающие технологии – вот то, что, по моему глубокому убеждению, должно стать совершенно обязательным в любом колледже и для каждого учителя, а воспитание интеллектуального, самостоятельного человека должно служить главной конечной целью образовательного процесса в любом учебном заведении.
Установка на личностно-ориентированное обучение привела меня к необходимости освоения блочно-модульной технологии. Я убеждена в том, что педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.Классно-урочная система однообразна и скучна. По подсчетам психологов, ребенок в среднем в течение учебного дня говорит не более 1 минуты. Где уж тут развивающее обучение, индивидуальный подход к личности обучащегося, когда он, по сути, бессловесное существо, которое мы наперебой пытаемся пичкать педагогическими «блюдами» на манер комплексного обеда, где все вроде бы есть, но не вкусно. И вот здесь важно уяснить: эффективность процесса обучения будет много выше, если ученик сможет учиться сам, а учитель управлять его учением: мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что учащиеся учатся работать самостоятельно, общаются, помогают друг другу. Оценивают свою работу и своего товарища. Моя работа на модульном уроке: управление работой учащихся, а не контроль и давление. При такой организации урока я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать им и поощрять.
В данном докладе я не ставлю соей главной целью описать сущность модульной технологии. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П.Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
• содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
• учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
• каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
С точки зрения практического воплощения модульной технологии интересны статьи Т.И.Шамавой, но представленный опыт не дает возможности судить о преимуществах модульной технологии, поэтому возникает проблема: является ли модульная технология одним из путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса?Каковы же были дальнейшие действия при переходе на блочно-модульную технологию обучения?
Прежде всего, разрабатывается блочно-модульная программа изучения курса , предлагающая объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Приступив к составлению блочно-модульной программы, сначала выделяются основные научные идеи курсов. Затем структурируется учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки и современную программу по дисциплине .
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.Планирование системы уроков по крупным разделам и темам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса;
2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;
3. Сочетание словесных, наглядных методов;
4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;
5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
6. Вера учителя в способности ученика.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:
1 модуль (1-2 занятия) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
2 модуль (3-5занятий) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры и т.д.
3 модуль (1-2занятия) – повторение и обобщение темы.
4 модуль (1-2занятия) – контроль знаний учащихся по всей теме.
Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.
Во-первых: тщательно прорабатывается весь учебный материал темы для каждого занятия в отдельности; выделяются главные основополагающие идеи и формулируются для обучающихся в интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия обучающийся должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.
Во-вторых: тщательно определяется содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.
В-третьих: подбирается дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, диктанты для обучающихся.
Затем пишется методическое пособие для обучающихся , которое необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству обучающихся в группе.
Методическое пособие для обучающихся – это технологическая карта (тест) урока. Она включает в себя:
- целевой план действий для обучающихся (планирование результатов их деятельности на уроке);
- содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;
- руководство по усвоению материала (виды деятельности обучающихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего они овладевают различными приемами самообразовательной работы);
- указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на занятии;
- блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;
- самоконтроль за ходом обучения на занятии выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;
- рефлексия дает возможность обучающимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся четко заложены Госстандартом. В Госстандарте заложены два критерия усвоения ЗУН:
1) Обозначен минимум знаний, умений и навыков с учетом возможностей каждого ребенка на удовлетворительную оценку.
2) Даны требования повышенного уровня, по которым ЗУН оценивается на «хорошо» и «отлично».
1 ступень – усвоение знаний 1-й уровень – узнавание, запоминание, воспроизведение
2 ступень – понимание 2-й уровень – пересказ текста словами, умение давать объяснение, делать предложения о дальнейшем ходе явлений, использовать полученные данные для определения следствия.
3ступень – понимание 3-й уровень – умение применять ранее усвоенный материал в новых учебных условиях
4ступень – анализ 4-й уровень – умение расчленять материал на составляющие элементы (вычленять части из целого, устанавливать причины, следствия, взаимосвязи и т.д.)
5 ступень – синтез 5-й уровень – умение школьников комбинировать элементы, реорганизовывать информацию из источников и на этой основе создавать новый образ (в виде доклада, схемы, таблицы), писать творческие сочинения. Решать проблемы.
6 ступень – оценка 6-й уровень – умение школьников оценивать значение факта, утверждения, исследовательских данных. Умение оценивать ответ товарища и свой ответ.
 Считаю важным заранее довести до обучающихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности учителя.
Личностно ориентированное обучение определяет необходимым обследование личностного роста каждого из обучающихся. Поэтому для отслеживания результатов учебной деятельности обучающихся наряду с количественной оценкой отрабатываю методику качественно-содержательной оценки, т.е. учу ребят анализировать цели, процесс и результат своей деятельности. Качественно-содержательная оценка позволяет проследить важнейшие стороны развития личности – изменения в мотивации, интересах, степень творчества и самостоятельности, которые количественно оценить не возможно.
Для развития у детей умения оценивать свою деятельность используют следующие формы контроля :1) Самоконтроль.
2) Взаимный контроль учащихся
3) Контроль учителя.
Самоконтроль осуществляется учеником, который самостоятельно оценивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень своей деятельности.
Взаимный контроль возможен, когда ученик задание уже проверил и исправил ошибки. После этого он может проверить задание партнера и выставить оценку.
В процессе апробации блочно-модульной технологии на занятии большое значение, уделяется контролю результатов обучения.Контроль осуществляется постоянно. Для этого используются разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, самостоятельные работы, контрольные работы, практические и творческие работы.Назначение контроля можно кратко сформулировать следующим образом: это аналитическая оценка достигнутых результатов образовательной деятельности и соответствующие выводы для проведения работы по регулированию процесса обучения.
Центр тяжести приходится на контроль за плановыми результатами (в данном случае, я имею в виду уроки контроля знаний учащихся по блокам, учебного года). При получении четкого показателя результата очень важно сделать оценку и соответствующие выводы по достигнутому.Анализ результатов учебной деятельности представляет собой сложный педагогический процесс. Существует многообразие подходов:
• системный анализ урока
• тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам)
• итоговый контроль (по результатам четвертей)
Для проведения системного анализа качества и эффективности урока можно использовать матрицу «Оценка эффективности и качества учебных занятий» (по Т.И.Шамовой), где шкала оценки разбита на баллы (бальные оценки: 2- реализовано полностью; 1- реализовано частично; 0- не реализовано)
Эффективность урока рассчитывается по формуле:
Э= Полученная сумма баллов : Максимальную сумму баллов х 100%
Если, при подсчетах, эффективность больше 85% и нет ни одной оценки «0», то урок признается отличным. Если эффективность при подсчетах составляет меньше 84%, но больше 65%, то урок хороший. Если эффективность меньше 65%, но больше 45% - урок удовлетворительный.Системный анализ моих уроков по апробации блочно-модульной технологии для учителей школы, города, республики показал, что уроки достигли цели, а эффективность уроков составила от 88% до 98%. Цифры говорят сами за себя.
Тематический контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших звеньев процесса обучения по блочно-модульной технологии. Он имеет более широкое значение, чем текущая проверка. Проверка – это промежуточный этап контроля, осуществляемый на каждом уроке. Когда речь идет о тематическом контроле при использовании блочно-модульной технологии, то подразумевается подведение итоговых результатов обучения после изучения материала крупного блока. В течение учебного года , согласно календарно-тематическому планированию, систематически отслеживаются результаты обученности обучащихся по блокам ,которые позволяют получить объективную картину достижений обучащихся, проследить движение обучащихся от блока к блоку, выяснить причины отставания и помочь им в ликвидации имеющихся пробелов в знаниях и умениях.
Итоговый контроль при управлении процессом образования занимает значительное место. Назначение итогового контроля можно кратко сформулировать следующим образом:
-констатация, экспериментальная аналитическая оценка достигнутых результатов образовательной деятельности и соответствующие выводы для проведения работы по регулированию процесса;
-констатация и оценка всех участников инновационного процесса, их конкретных результатов образовательной деятельности, направленной на развитие учащегося, и вместе с тем соответствующие выводы для проведения коррекции поведения и деятельности учащихся;
-констатация и оценка осуществления результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программой, также соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий;
-формирование прямой и обратной связи с целью стимулирования участников инновационного процесса и информирования их о результатах деятельности.
Итоговый контроль за результатами осуществляется рубежно. Как правило, это выборочный контроль по результатам полугодия или целостный по итогам года. Существенным моментом является возможность четкой оценки показателей обученности по сравнению с исходным уровнем, ожидаемым по прогнозу и действительным на конец учебного года. При получении четкого показателя итогового результата я делала оценку и соответствующие выводы по достигнутому Что же дает модульное обучение? Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании учащихся по вопросам:
• Что дают мне модульные уроки?
• Отвлекаюсь ли я на уроке?
• Хотели бы вы, чтобы так работали все учителя?
95% учащихся одобрили внедрение модульной технологии. Анализ информации позволил сделать вывод о том, на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала этих учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам представляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики в анкетах пишут, что на модульных уроках, они в большей степени, могут само реализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.Ответы обучащихся, плюс результаты обучения (успеваемость –100%, качество – 78%, творчество –24%), анализ мониторинговых исследований позволяют сделать вывод, что данная технология ведет к качественному изменению обучения, способствует повышению уровня обученности обучащихся. Это средство формирования новой педагогической культуры, которая позволяет перевести обучение на субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей. Опыт показывает, что блочно-модульная технология обучения пришлась по душе обучающимся . При модульном обучении каждый из обучающихся включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекция, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что обучающихся имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Она обеспечивает образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм.Целостность модульной технологии вижу: во-первых - в ее гибкости, так как ее можно адаптировать к индивидуальным особенностям обучаемых; во - вторых – в ее динамичности, так как она дает возможность обучения как видам деятельности, так и способам деятельности.