Рабочая программа по ОБЖ для учащихся начальных классов СКОШ VIII вида
Бюджетное образовательное учреждение
«Нюксенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида».
Утверждаю
Директор БОУ «НСКОШ – интернат VIII вида» Подольская Г.С.
Приказ № ________
от «___» _____________2012 г.
Рассмотрено
на педагогическом совете школы
Протокол № ___
от «___» ______________2012 г.
Рабочая программа
по Основам безопасности жизнедеятельности
для учащихся 2,3 класса СКОШ VIII вида
Составила: учитель начальных классов
БОУ «Нюксенская СКОШ - интернат VIII вида»
Ермолинская Надежда Андреевна
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе учебного плана, с учетом специфических трудностей обучаемого контингента детей с особыми образовательными потребностями.
Целью программы является воспитание и формирование человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных ситуаций.
Программой изучаются возможные причины возникновения экстремальных ситуаций, меры по их предупреждению.
Программа предусматривает формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни в условиях опасных и ситуаций, по оказанию помощи в случае проявления опасностей. Она предназначена для привития учащимся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них.
Задачи программы:
выработка у учащихся осознанной ответственности за негативные последствия деятельности человека;
освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения, деятельности, не порождающей источников опасностей;
освоение учащимися навыков здорового образа жизни;
успешная социализация детей.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
З н а т ь:
- основные составляющие здорового образа жизни;
- потенциальные опасности в быту и природного характера;
- правила пожарной безопасности;
- правила безопасного пользования электроприборами;
- основные правила поведения на улице и дороге;
- меры безопасного поведения на водоемах в любое время года;
- сигналы светофора;
- правила личной гигиены;
- правила безопасного поведения в природе;
- номера вызова экстренных служб.
У м е т ь:
- перечислить последовательность действий при возникновении пожара;
- перечислить порядок действий по сигналу об эвакуации;
- переходить дорогу по ПДД;
- вызывать экстренные службы.
Содержание программы.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях:
Правила пожарной безопасности. Чрезвычайная ситуация. Правила безопасного поведения при возникновении угрозы. Утечка газа. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся:
Понятие об окружающей среде. Опасности в повседневной жизни. Правила пользования электроприборами. Основные правила поведения на улице, дороге. Поведение в транспорте. Если ты потерялся. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. Как не стать жертвой преступления. Как себя вести во время грозы. Огонь и человек. Дым и опасность. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Где можно и где нельзя играть. Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Основы знаний о здоровье:
Ожог – дело серьёзное. Понятие о здоровье и факторах на него влияющих. Правила здорового образа жизни. Правила личной гигиены и здоровья. Закаливание. Принципы закаливания. Закаливающие факторы. Что делать если у тебя ушиб или заноза. Как помочь при отравлениях. Если кровь течёт из раны. Чтобы не было солнечного удара и обморожения. Значение физической культуры для здоровья человека. Двигательная активность и здоровье человека. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. Болезни, их причины и связь с образом жизни. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Глаза. Как сохранить хорошее зрение? Берегите уши. Хорошие зубы – залог здоровья. Органы дыхания. Правильное дыхание. Пути передачи инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика отравлений. Режим дня. Здоровое питание.
ПДД: Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. ПДД для пешеходов. Дорожные знаки. ПДД для велосипедистов. Сигналы светофора. Правостороннее движение. Движение пешеходов по дорогам. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Если ты пешеход. Если ты на велосипеде.
Безопасное поведение в природе:
Правила поведения на воде и на льду. Безопасность при обращении с домашними животными. Лесные опасности. Не заблудись в лесу. Клещ. Как избежать укуса клеща. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению. Ориентирование. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Безопасное поведение на природе.
Тематическое планирование уроков ОБЖ, первый год обучения
№
Тема урока
Практические работы
Примечание
1
Понятие об окружающей среде. Чрезвычайная ситуация.
Разбор ситуаций из жизни
1 – с. 6
2
Опасности в повседневной жизни.
Игры по формированию умения избегать опасностей в повседневной жизни
2 – с. 10-11, 40
3
Правила безопасного поведения при возникновении угрозы.
Инсценировка ситуаций
4
Правила пожарной безопасности
Эвакуация из школы, игры по формированию умения вызвать пожарную охрану
1 –с. 28 4 - №1 2010
5
Ожог – дело серьёзное
Игры по формированию поведения при получении ожога
2 – с.16, 1 – с. 207
6
Правила пользования электроприборами
Игры по формированию правил пользования электроприборами
1-с. 20, 2 – с. 18
7
Утечка газа.
Игры по формированию умения вызывать по телефону газовую службу;
1 –с. 26, 223
8
Основные правила поведения на улице, дороге
Прохождение участка дороги
3 – с.9 2 – с. 59 презентация
9
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка
Рассматривание элементов улиц и дорог, разметки
3 – с. 11-16
10
ПДД для пешеходов
Ролевые игры по формированию правильного поведения пешеходов на дороге
1-с. 41, 3 – с. 21
11
Дорожные знаки
Игра «Дорожные знаки»
3 – с. 19, 1 – с. 53
12
ПДД для велосипедистов
Инсценировка ситуаций
1-с. 58
13
Сигналы светофора
Игры по формированию умения переходить улицу по сигналам светофора
3 – с.16
14
Поведение в транспорте
Игры на формирование правил поведения в транспорте
1-с. 63, 3 – с. 24, 2 – с. 52
15
Правила поведения на воде и на льду
Инсценировка ситуаций
1-с. 123 4- №1 2010
Презентация 5 – с.65
16
Если ты потерялся
Заучивание данных о себе и своих родителях
1-с. 93
17
Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным
Инсценировка ситуаций
2 – с. 21-22
18
Понятие о здоровье и факторах на него влияющих
Игры на формирование знаний о здоровье и факторах, влияющих на него
5 – с.39
19
Правила здорового образа жизни
Игры на формирование ЗОЖ
5 – с.84
20
Правила личной гигиены и здоровья
Инсценировки ситуаций.
21
Закаливание. Принципы закаливания. Закаливающие факторы
5 – с. 62
22
Что делать если у тебя ушиб или заноза
Оказание первой помощи
1 – с. 206,210
23
Как помочь при отравлениях
1 – с. 214 5 – с.94
24
Если кровь течёт из раны
Оказание первой помощи
1 – с. 217 5 – с.123
25
Чтобы не было солнечного удара и обморожения
Игры на формирование правильного поведения в жару и холод
1 – с. 225-228 5 – с.96
26
Как не стать жертвой преступления
Инсценировка ситуаций
27
Как себя вести во время грозы
Инсценировка ситуаций
1 – с. 141 5 – с. 98
28
Безопасность при обращении с домашними животными
1 – с. 129 5 – с.114
29
Лесные опасности
Игры на узнавание ядовитых растений и грибов
презентация
30
Не заблудись в лесу
Ориентирование
1-с. 148
31
Клещ. Как избежать укуса клеща.
Инсценировка ситуаций
5 – с.112
32
Значение физической культуры для здоровья человека. Двигательная активность и здоровье человека
Разучивание подвижной игры
33-34
Закрепление изученного.
Тематическое планирование уроков ОБЖ, второй год обучения.
№ ..
Тема урока
Практические работы
Примечание
1
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности
Разбор возможных жизненных ситуаций.
5- с. 90-95
2
Огонь и человек
Обыгрывание ситуаций по применению огня в жизни.
5 – с.107-109
3
Дым и опасность
5 – с. 117
4
Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме
Инсценировка ситуаций.
7 – с. 168, 320
презентация
5
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми
Инсценировка ситуаций.
7 – с. 183, 326
6
Где можно и где нельзя играть
7
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»
Инсценировка ситуаций.
8
Болезни, их причины и связь с образом жизни.
Инсценировка ситуаций.
5- с.5
9
Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
7 – с.131,310 1 – с. 173
10
Глаза. Как сохранить хорошее зрение?
Гимнастика для глаз.
5 –с.13 1-с.196
11
Берегите уши.
Массаж ушей
5 –с. 16 1-с.197
12
Хорошие зубы – залог здоровья.
Чистка зубов.
5 –с. 19
13
Органы дыхания. Правильное дыхание.
Упражнения в дыхании.
14
Пути передачи инфекционных заболеваний.
5 –с.88
15
Профилактика отравлений.
16
Режим дня.
Составление правильного режима дня.
17
Здоровое питание.
Составление меню на день.
5-с.39
18
Правила обеспечения сохранности личных вещей
Инсценировка ситуаций
19
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
5 –с.105
20
Правостороннее движение. Движение пешеходов по дорогам.
Движение по улице.
21
Виды транспортных средств.
Презентация
22
Специальные транспортные средства.
Презентация
23
Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Практическая работа
24
Дорожные знаки.
Движение по улице, узнавание знаков.
Презентация
25
Сигналы светофора и регулировщика.
Инсценировка ситуаций.
26
Если ты пешеход.
Инсценировка ситуаций.
27
Если ты на велосипеде.
Инсценировка ситуаций.
Презентация «Мой друг – велосипед»
28
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
29
Ориентирование.
Практическое ориентирование.
7 – с. 336 1-с.148
30
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности
презентация
31
Безопасное поведение на природе.
7 – с. 171
32
Безопасное поведение на воде.
Инсценировка ситуаций.
33-34
Закрепление изученного.
Литература:
Людмила Логинова «365 уроков безопасности», Москва 2000
Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельной жизни» 1996
А.М. Якупов «Безопасность на улицах и дорогах» 2000
Журнал «Досуг в школе»
Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы», 2007
Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1класс, 2005
О.В. Казакова, Н.А. Сбоева, Н.И. Гаврилкина «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс, 2005
15