Статья для учителей начальных классов Роль учителя начальных классов в свете ФГОС.
Роль учителя начальных классов в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В связи с реализацией школы новых образовательных стандартов меняется роль учителя начальной школы. И здесь важно понять, в чём. Сегодня его роль заключается в том, чтобы учить учиться. «Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... способны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности».
Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Всё чаще сегодня при планировании своего урока учитель использует групповые и парные формы организации деятельности учащихся, они преобладают над фронтальными.
Сегодня мы тоже поработаем в парах.
Кроме этого педагогу необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системнодеятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может использовать ресурсы Интернета. Кроме того, свои наработки он может оформлять в электронном виде, что позволяет ему обмениваться опытом с коллегами. Вместо конспекта многие учителя сегодня готовят сценарные планы, которые предоставляют им большую свободу и определяют последовательную деятельность учащихся. Многие педагоги теперь не привязаны жёстко к кабинету. Если возникает необходимость, то они могут использовать музей, учреждения дополнительного образования.
Методическими рекомендациями по проведению современного урока в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Для организации работы в рамках образовательного стандарта второго поколения учитель должен руководствоваться основными принципами РО. Укажем главные из них:
1. Учитель не имеет право сообщать цель урока сам. К тому же цель урока должна быть обращена к детям, она должна стать их целью.
2. Так же чрезвычайно важно, чтобы урок не был оторван от детей. Казалось бы, учитель делает все по инструкции, а урок не получается. И не получится. Учитель должен видеть детей, у которых сегодня одно настроение, а завтра – другое.
3. Монологическая речь учителя на уроке должна быть практически неслышна. Учитель имеет право на уточняющий вопрос, постановку задачи, комментарий, оценочное суждение (в последнюю очередь), реплики. Задача учителя на уроке - держать коммуникацию детей, помогать им строить учебный диалог, организовывать сотрудничество детей в группе, организовывать и поддерживать поисковую активность учащихся. Диалог между детьми должен вестись только при обсуждении поиска способов решения задачи или на этапе обсуждения реальных «продуктов» детей. Задача учителя не дать «заболтать» урок общими разговорами про что-то. Должно быть действие и его обсуждение.
4. Учитель не должен жестко придерживать написанному заранее плану, он должен идти за детьми, в нужном месте поворачивая их к поставленной цели сегодняшнего урока. Возможно переопределение цели урока, если явно видно, что дети не готовы принять ее или имеется с ней несогласие.
5. В конце урока дети должны вернуть к поставленной в начале урока задачи. Целесообразно учителю иметь в запасе определенные средства с помощью которых можно проверить, что получилось или не получилось в ходе урока. Задавать в конце урока вопросы типа: «Дети, что нового мы с вами сегодня узнали на уроке» или « Что нового вы открыли сегодня на уроке» не рекомендуется. Обычно ответы на такие вопросы носят формальный характер. Увидеть, что произошло с детьми в ходе урока можно только через организацию практического действия.
6. По окончании урока, используя «матрешечную матрицу», можно достаточно быстро проанализировать прошедший урок. Действия контроля и оценки со стороны учителя должны, прежде всего, быть направлены на коррекцию собственных педагогических действий. При организации учебного занятия учителю, прежде всего, необходимо помнить, что подобные занятия являются полем выращивания детской самостоятельности, инициативы и ответственности. На подобных занятиях дети конструирую способы, средства, разные техники для решения собственных предметных задач и трудностей.
7. Принцип связи уровня развития ребенка с обучением. Возрастные возможности младших школьников и подростков не только являются “натуральными”, природными. Они существенно обусловлены образовательной системой. При кардинальном изменении этой системы обнаруживаются новые возрастные возможности.
8. Принцип “восхождения от абстрактного к конкретному”. Введение в учебный предмет начинается с освоения детьми наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений.
9. Принцип моделирования. Существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются для учителя и учеников с помощью особых средств - учебных моделей, которые могут быть представлены как в графическо-знаковой, так и в словесной форме.
10. Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются детям в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь детям самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для детей внутренней логикой содержания обучения.
11. Принцип детского действия. Ученики открывают новые способы действия, осуществляя реальное преобразование объектов и материалов, с которыми они работают. Дискуссии организуются только по поводу результатов реальных практических действий детей. Перечисленные выше принципы прежде обусловливают не только радикальное изменение содержания, но формы обучения.