Рабочая программа по предмету Русский язык по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для 1 класса
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, программы по учебному предмету «Русский язык», на основе авторской программы Н.В.Нечаевой по предмету «Русский язык».
Рабочая программа рассчитана на 165 часов (по 5 часов в неделю)
Из них: на обучение грамоте – 115 часов, русский язык - 50 часов.
При работе с обучающимися используется учебно-методический комплект, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год": 1. Нечаева Н.В., Русский язык: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011г.
2. Нечаева Н.В., Тетради по письму № 1,№ 2, № 3, № 4 для 1 класса - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом - «Федоров», 2013г.
3. Нечаева Н.В.,. Методические рекомендации к курсу «Русский язык», 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011г.
Специфика учебного предмета «Русский язык» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы «Русский язык» реализует две основные цели:
• познавательную — ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• социокультурную — формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
• воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Изучение предмета «Русский язык» представлен двумя периодами. Целями первого периода обучения грамоте являются:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Поэтому, в первый период обучения грамоте решаются следующие задачи:
активизировать внутреннюю и внешнюю речь, представить речь и её средства объектом осознания учениками
научить детей читать и писать, дать им первоначальные сведения о речи, языке и литературе;
расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учёбе;
развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.
Для решения выдвинутых задач реализуется деятельностный подход к процессу обучения, что предполагает особую организацию работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты. Программа обеспечивает достижения обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов. Реализация программы основана на следующих принципах:
личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);
Обучение русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.
Целью второго периода является освоение обучающимися коммуникативными функциями языка;
Главной задачей развития речи во всех её формах: внутренней, внешней (устной или письменной), а так же во всех её функциях: общение, сообщения, воздействия.
Содержание программы периода «Обучения грамоте»
Виды речевой деятельности
Слушание
Осознание целей и ситуаций устного общения, адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации
Говорение
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: сообщение, беседа, обращение, вопрос, просьба и пр. Речевые средства, тембр, темп, мимика и др. Орфоэпические нормы речи.
Чтение
Понимание учебного текста при самостоятельном чтении вслух и его прослушивании. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Письмо
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым , аккуратным письмом. Списывание, письмо под диктовку
Графика
Различение звука и буквы. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Знакомство с русским алфавитом.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография
Раздельное написание слов. Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши). Прописная буква в начале предложения, в именах собственных. Перенос слов по слогам без стечения согласных. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.
Содержание программы по учебному предмету «Русский язык»
Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.
Слово. Звуки и обозначение их буквами - строительный материал слова. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путем замены звуков).
Слоги. Слоговая структура слова.
Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Правила переноса слов на письме.
Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Предложение. Выделение предложения из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Признак предложения: законченность мысли. Членение предложения на слова. Определение количества слов в предложении. Узнавание предложения по вопросам: о чем говорится? что говорится о...? Связь слов в предложении. Главные члены предложения - грамматическая основа предложения (наблюдение). Наблюдение изменения смысла предложения в ситуациях изменения порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения.
Знаки препинания в конце предложения (. ? !).Виды предложений по цели высказывания: повествовательные ,вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения.
Самостоятельное составление предложений. Слова вежливого общения.
Текст и предложение. Различение предложения и текста. Смысловая связь предложений в тексте. Признаки текста: целостность и законченность сообщения (наблюдение: текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу). Членение непунктированного текста на предложения. Красная строка. Абзац.
План речи (наблюдение).
Слово. Имена собственные. Правила употребления заглавной буквы.
Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Наблюдение соответствия букв алфавита определенным звукам (в русском алфавите все буквы вне слова обозначают звуки, кроме ь и ъ).
Звуки и обозначение их буквами. Твердые и мягкие согласные звуки. Наблюдение отсутствия специальных букв для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Различение их внутри звуковых пар.
Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Слова, в которых расходится количество звуков с количеством букв.
Функции йотированных гласных: обозначает мягкость согласных звуков; обозначает два звука. Фонетическая транскрипция (слова с буквами я, ю, е, ё).
Звуки и буквы. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: парных согласных ж и ш; непарных согласных чи щ. Правописание буквосочетаний жи5ши, ча5ща, чу5щу, чк, чн, щн.
Звуки и обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы парных звонких, глухих согласных звуков. Буквы непарных звонких, глухих согласных звуков.
Наблюдение расхождения произношения и написания согласных звуков (оглушение на конце слова). Звуко-буквенный анализ слова.
Слово. Различение реальных предметов и их названий. Номинативная или назывная функция слова: слова, обозначающие предметы, явления, события, состояния, действия, признаки, качества.Части речи в грамматике: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении. Отличие предлога от приставки (наблюдение). Раздельное написание предлогов со словами.
Слово. Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов. Наблюдение словообразования (на примере однокоренных слов, изменения ударения в слове).
Наблюдение словоизменения (формообразования) на примере слов, обозначающих предметы и признаки предметов (изолированно и в словосочетаниях).
Слово. Языковые средства выразительности речи: употребление слов в переносном значении; образные сравнения; слова, близкие и противоположные по значению; эмоциональная лексика, выражающая различные чувства (бабка _ обидное слово, а бабушка, бабуля _ слова, выражающие симпатию, и зависит выбор лексики от отношения говорящего: симпатии или пренебрежения); экспрессивная лексика, различающаяся по степени эмоционального напряжения (несчастье, горе, бедствие, катастрофа; крик, вопльрев; жара, зной).
Междометия как средство эмоционально_экспрессивного выражения чувств. Междометия (буквально: «между словами») не имеют номинативной функции (в отличие от знаменательных частей речи не называют самих чувств и состояний).
Связная речь
Ознакомление с понятиями «устная речь», «письменная речь». Наблюдение особенностей устной и письменной речи. Устная речь - это звучащая речь (звуковая речь). Письменная речь - знаковая форма фиксации речи (объясняет учитель).
Устная речь
Понимание речи как процесса общения людей на основе использования средств языка, прежде всего - слов и предложений. Узнавание говорения и слушания как видов устного словесного общения. Практическое освоение языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкость, темп (ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логическое ударение), тон, жест, мимика (терминология используется учителем).Организация практики устного общения: создание ситуаций, побуждающих к высказыванию, способствующих порождению высказывания и эмоциональному самовыражению, ведущих к возникновению потребности высказываний; ситуаций для речевых упражнений (речевой деятельности): беседа, обсуждение, сообщение, вопрос, обращение, объявление, приглашение, поздравление.Уместное употребление языковых и неязыковых средств устной речи в разных ситуациях общения. Соблюдение требований культуры речи, этических норм, этикетных форм, отвечающих ситуациям общения и его участникам.
Письменная речь
Текст. Ознакомление с оформлением текста. Наблюдение признаков текста (целостность и законченность сообщения). Ознакомление в конкретной речевой ситуации с порядком рассмотрения (анализа) текста: название произведения, автор, содержание текста (о чем написал автор, какова тема). Главная мысль текста.
Заглавие как отражение главной мысли или темы текста.
Наблюдение структуры повествовательного текста: части и характер связи между ними. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу, «новизна» в каждом следующем предложении.
Преобразующая речевая деятельность учащихся. Восстановление деформированного предложения и небольшого текста. Порядок слов в предложении (структура предложения). Наблюдение связи порядка слов с мыслью, заключенной в предложении (на примере наблюдения разного порядка слов и логического ударения)
Тематический план
№ п/п Тема раздела Количество часов
I Обучение грамоте 1 Элементы букв (тетрадь по письму №1) 27
2 Часть II Письмо букв 26
3 Часть III Письмо слов 27
4 Часть IV Письмо предложений 35
Всего 115
II Русский язык 1. Речь устная и письменная 7
2 Звуки и буквы 16
3 Слово 18
4 Предложение и текст 5
5 Итоговое обобщение 4
Всего 50
Итого 165
Требования к уровню подготовки обучающихся периода Обучения грамоте
Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД:
Искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.Коммуникативные УУД:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила
речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному предмету «Русский язык»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- эстетические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о русском языке как средстве межнационального общения;
- представления о своей этнической принадлежности
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять) ряд объектов по заданному признаку Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
-адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок текста из ряда данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;
- первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;
- составлять текст по его началу, по его концу.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать звуки речи;
- устанавливать число и последовательность звуков в слове;
- различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные парные твёрдые-мягкие, звонкие-глухие;
- определять звонкие и глухие непарные согласные;
- определять непарные твёрдые согласные, непарные мягкие согласные;
- находить в слове ударные и безударные гласные звуки;
- определять указатели мягкости-твёрдости согласных звуков;
- различать звуки и буквы:
- различать буквы гласных как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;
- обозначать на письме звук [й];
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка;
- использовать небуквенные графические средства; пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списыванииОбучающийся получит возможность научиться:
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике).
Лексика
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;
- различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Морфология
Обучающийся научится:
- находить слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета;
- опознавать имена одушевлённые и неодушевлённые, имена собственные;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Обучающийся получит возможность научиться:
- различать лексическое и грамматическое значение слова;
- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова и служебные слова.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение и слово;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;
- находить границы предложения;
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
- составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные;
- сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов;
- сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять правила правописания:
раздельное написание слов;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в полодении под ударением);
отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
знаки препинания (. ?. ! ) в конце предложения;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника;
- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- применять орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и списывании;
- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Основные формы и методы работы
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа – диалог, полилог;
работа в малых группах;
работа в статистических парах;
индивидуальная работа (посещение консультаций);
нетрадиционная форма урока:
урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры );
урок-мастерская (решение проблем и трудностей обучающихся).
Используемы методы обучения :объяснительно-иллюстративный;
проблемно-поисковый;
метод стимулирования интереса к учению;
метод самоконтроля;
метод самостоятельной деятельности учащихся:
чтения-рассматривания;
выработка и усовершенствование навыков;
различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
Используемые технологии:
игровые технологии;
технология создания ситуации успеха на уроке;
личностно-ориентированные (разноуровневые задания);
здоровьесберегающие( приём зрительных меток; тематические физминутки.)
Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий (предъявление достижений обучающегося), в малых группах, коллективное (решение проектной задачи).
.
к концу периода обучения грамоте
Ученик получит возможность научиться устанавливать следующие связи:
между целью, адресатом, местом общения и формой общения;
между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными);
между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов);
о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;
о родственных словах и корне слова;
-группировать языковой материал по заданным основаниям;
- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук - гласный, согласный, гласный - ударный, безударный);соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
слушать и отвечать на заданный вопрос;
пользоваться учебными книгами;
научится:
определять признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);
оформлять предложение: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ?/;
различать звуки и буквы русского алфавита (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
определять признаки гласных и согласных звуков;
признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;
знать последовательность букв в русском алфавите;
писать гласные а, и, у после согласных ж, ш,ч,щ;
голосом показывать различия в цели высказывания (правильно интонировать несложные предложения);
читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-25 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;
отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного;
-разграничивать реальные предметы окружающего мираи слова, их обозначающие;
- различать на слух границы слов и предложений;
- списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;
- писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы (оформление предложения, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с й, большая буква в именах собственных);
- соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме;
различать на слух звуки речи;
- различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
определять место ударения в двусложных словах;
делить слова на слоги;
находить в ряду слов родственные слова;
применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с большой буквы имена собственные, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (.?!)
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать:
гласные и согласные звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия;
твёрдые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
употребление прописной буквы в именах собственных;
алфавит;
звонкие и глухие парные и непарные согласные;
правописание буквосочетаний жи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;
иметь представление:
о грамматических группах слов;
о различии предложений по цели высказывания;
о признаках текста и его оформлении;
об основных признаках согласных звуков и букв;
должен уметь:
различать гласные и согласные звуки;
различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, е, ю, я, и, ь;
различать твёрдые и глухие согласные звуки;
находить границы предложения;
отличать предложение от слова;
делить слова на слоги;
определять место ударения в слове;
применять правило правописания слов с сочетаниямижи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;
находить в предложении главные члены;
ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме;
писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления;
Знать правописание словарных слова: алфавит, библиотека, воробей, ворона, загадка, каталог, класс, классный, корзина, красивый, медведь, Москва, помощник, помощница, помощь ,потому что, прозвище, Россия, русский, свёкла, снегирь, сорока, устная речь,ученик, ученица, учитель, учительница, что, щавель, язык.
Формы и средства контроля
Обучение в 1 классе осуществляется по безотметочной системе. Для контроля за освоением программного материала используются в основном диагностические и итоговые вариативные работы Беглова Т.В. «Школьный старт»,Меркулова Т.В . «Учимся учиться и действовать»,мониторинг метапредметных универсальных учебных действий,О.Н.Крылова «Итоговая аттестация»
Диагностические работы проводятся после окончания изучения раздела программы . По результатам контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Итоговая проверочная работа (комплексная) проводится за истекший период работы . Её цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговой контрольной работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговая проверочная работа проводится 1 раза в год (не позднее 25 апреля)
Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку производится в форме письменных работ: комплексная работа -1,
самостоятельное списывание-1.
Все формы и виды контроля предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета.
Учебно – методическое обеспечение
Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука: Учебник по обучению грамоте.- Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров», 2012
(утверждён приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 года №2885.Нечаева Н.В., БулычёваН.К. Тетради по письму: В 4 частях.- Самара: Издательский дом « Фёдоров»: Издательство « Учебная литература», 2012
(утверждён приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 года №2885.Нечаева Н.В.. Русский язык: Учебник. 1 класс. – Москва: Просвещение . 2012(утверждён приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 года №2885.Петров Е.А. Поурочно-тематическое планирование к курсу «Обучение грамоте». (Распределение учебного материала по темам к урокам. Формирование универсальных учебных действий.
Планируемые результаты. Виды деятельности обучающихся на уроке). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
Беглова Т.В., БитяноваМ.Р,.МеркуловаТ.В,.Теплицкая А.Г Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный стандарт», (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе) - Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров», 2012Беглова Т.В,.Теплицкая А.Г «Школьный старт» (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе), рабочая тетрадь для первоклассника. - Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров», 2012
.Беглова Т.В, МеркуловаТ.В,.Теплицкая А.Г «Учимся Учиться и Действовать» (мониторинг метапредметных универсальных учебных действий). - Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров», 2012
.БегловаТ.В,.Теплицкая А.Г «Учимся Учиться и Действовать» (мониторинг метапредметных универсальных учебных действий), рабочая тетрадь – I-II вариант. - Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров», 2012
Нечаева Н..В., Русский язык: Рабочие программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова 1-4 классы - Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров», 2012
12. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
Цифровые образовательные ресурсы
Презентация «Письмо с секретом»
Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс. М.: Кирилл и Мефодий, 2009.1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
Русский язык. 1кл, .Н.В.Нечаева, Самара , 2011. 1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
Ознакомительные презентации. Режим доступа:http://nsc.1september.ru/urok; http://nachalka.info/about/193Презентация «ЖИ-ШИ в словах». Режим доступа: http://pedsovet.su/load/238-1-0-14444Презентация «Большая буква в именах собственных». Режим доступа: http:// festival.1september.ru/articles/564187
Начальная школа. Русский язык.Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. Волгоград: Учитель, 2011.1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»
Период Обучения грамоте.
№ урока Дата
проведения Тема
урока Универсальные учебные действия
Характеристика деятельности учащихся Контроль Лексическая работа Цифровые образовательные ресурсы Примечания
1 2 4 5
6 7 8 9 10
Часть 1.
Элементы букв. 1/1 Посадка при письме. Личностные:
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Регулятивные : (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Участвовать в учебном диалоге. Включаться в групповую работу, связанную с общением 2/2 Мы и наша речь. 3/3 Устная и письменная речь. Письменные знаки. Устная речь 4/4 Печатный и письменный шрифты. Рабочая строка. Шрифт, рабочая строка 5/5 Слово. Схема слова. Рисование по образцу. схема 6/6 Части предметов, элементы букв. Пиктограмма. Чтение пиктограмм. Анализировать поэлементный состав букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов с использованием различных материалов. Сравнивать написанные учеником элементы букв, с предложенным образцом. Элементы букв,пиктограмма7/7 Гласные звуки. Работа со схемами слов. Звуки, буквы 8/8 Параллельные линии. Строчные и заглавные буквы. Параллельные линии, строчные и заглавные буквы 9/9 Письмо длинных прямых линий. Р/р Загадки. Длинные прямые линии 10/10 Письмо длинных прямых линий с закруглением вправо. 11/11 Слово и его значение. Письмо коротких прямых линий с закруглением внизу вправо. Познавательные :Искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.Коммуникативные:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.Стартовая диагностическая работа Короткие прямые линии с закруглением внизу 12/12 Письмо длинных прямых линий с закруглением вверху и внизу. Гласные звуки. 13/13 Письмо коротких прямых линий с закруглением вверху и внизу. Гласные и согласные звуки. 14/14 Письмо больших овалов. Рисование по образцу. Большие овалы 15/15 Письмо больших и маленьких овалов. Слово и предложение. Составление предложений по схемам. Маленькие овалы, схемы предложений. 16/16 Письмо элементов по образцу. Единственное и множественное число. Единственное и множественное число 17/17 Письмо коротких прямых линий с закруглением вверху влево. Слова в слове. Образование новых слов. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию. Слова в слове 18/18 Письмо больших полуовалов. Р/р Сказка. Большие полуовалы 19/19 Письмо маленьких полуовалов. Звуковой анализ слов. Маленькие полуовалы 20/20 Сравнение длинных прямых линий с закруглением внизу влево. Имена людей. 21/21 Письмо коротких прямых линий с закруглением внизу влево и вправо. Элементы букв а, и, л, м. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Составлять рассказ по серии картинок. 22/22 Письмо длинных прямых линий с петлёй внизу, наверху, на строке. Работа со схемами слов. петля 23/23 Письмо элементов по образцу. Чтение пиктограмм. Составление предложений. 24/24 Письмо изученных элементов букв. 25/25 Письмо элементов по образцу. Чтение пиктограмм. Составление предложений. 26/26 Письмо изученных элементов. 27/27 Закрепление. Письмо изученных элементов.
Работа со схемами слов. Часть 2.
Письмо букв. 28/1 Письмо заглавной и строчной букв о,О. Элементы соединения с другими буквами. Личностные:
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Регулятивные : (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения Заглавная и строчная буква Презентация «Письмо с секретом» 29/2 Письмо строчной и заглавной букв э,Э. Составление предложений. Презентация «Письмо с секретом» 30/3 Письмо строчной буквы а. Ударение.
ударение Презентация «Письмо с секретом» 31/4 Письмо заглавной буквы А. Работа со схемами предложений. Имена людей. Презентация «Письмо с секретом» 32/5 Письмо строчной буквы у. Интонация. интонация Презентация «Письмо с секретом» 33/6 Письмо заглавной буквы У. Имена собственные. Собственные имена Презентация «Письмо с секретом» 34/7 Письмо изученных букв. Ударение. Звуковой анализ слов. Звуковой анализ слов 35/8 Письмо строчной буквы и. Признаки предмета. Работа со схемами слов. Познавательные:
Искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.Коммуникативные:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.Сравнивать начертание заглавных и строчных букв. Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, выделенные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать те части рисунка, в которых есть заданная буква. Моделирование предложения. Признаки предмета Презентация «Письмо с секретом» 36/9 Письмо заглавной буквы И. Имена людей. Буквенный диктант Презентация «Письмо с секретом» 37/10 Письмо строчной буквы ы. Единственное и множественное число.
Презентация «Письмо с секретом» 38/11 Письмо изученных букв. 39/12 Закрепление. Строчные и заглавные буквы. Звуковой анализ слов. 40/13 Ударные и безударные гласные. Ребусы. Бузударные гласные 41/14 Письмо строчных и заглавных букв л,Лм,М. Слоги. Презентация «Письмо с секретом» 42/15 Закрепление. Составление предложений по схемам. Виды соединений. 43/16 Письмо слов с заглавными буквами Л,М. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Соединение букв Презентация «Письмо с секретом» 44/17
Письмо строчной буквы н. Знакомство с местоимениями. Род. Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, выделенные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать те части рисунка, в которых есть заданная буква. Моделирование предложения. Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Местоимение, род Презентация «Письмо с секретом» 45/18 Письмо заглавной буквы Н. Вопросительные предложения. Вопросительные предложения Презентация «Письмо с секретом» 46/19 Закрепление. Письмо слов с буквами м, н. Единственное и множественное число. Презентация «Письмо с секретом» 47/20 Письмо строчной буквы р. Деление слов на слоги. Ударение. Родственные слова. Деление на слоги, родственные слова Презентация «Письмо с секретом» 48/21 Письмо заглавной буквы Р. Полные и краткие имена людей. Буквенный диктант Полные и краткие имена Презентация «Письмо с секретом» 49/22 Письмо строчной буквы й. Побудительное предложение. Побудительное предложение Презентация «Письмо с секретом» 50/23 Письмо заглавной буквы Й. Признак предмета. Р/р Антонимы. антонимы Презентация «Письмо с секретом» 51/24 Закрепление. Й - всегда мягкий согласный звук. 52/25 «Цепочки» слов. Письмо слов с изученными буквами. Диагностическая работа №1 «цепочки» слов 53/26 Мягкие и твёрдые согласные звуки. Деление слов на слоги. Часть 3.
Письмо слов. 54/1 Письмо строчной буквы б. Ударные и безударные гласные звуки. Согласование слов в предложении. осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Регулятивные:
(обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Моделирование предложения. Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы Согласование слов Презентация «Письмо с секретом» 55/2 Письмо заглавной буквы Б. Имена собственные. Письмо предложений. Собственные имена Презентация «Письмо с секретом» 56/3 Письмо строчной буквы д. Звукобуквенный анализ слов. Презентация «Письмо с секретом» 57/4 Письмо заглавной буквы Д. Восстановление деформированного текста. Географические названия. Познавательные :Искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.Коммуникативные:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.Деформированный текст Презентация «Письмо с секретом» 58/5 Строчные буквы б,д. Слабая и сильная позиция фонем. Фонема, её слабая и сильная позиции Презентация «Письмо с секретом» 59/6 Письмо строчной буквы в. Корень слова. Корень слова Презентация «Письмо с секретом» 60/7 Письмо заглавной буквы В. Виды предложений по интонации. Полные и краткие имена людей. Буквенный диктант Презентация «Письмо с секретом» 61/8 Письмо строчной и заглавной букв г, Г. Клички животных. кличка Презентация «Письмо с секретом» 62/9 Письмо строчной буквы з. Однокоренные слова. Однокоренные слова Презентация «Письмо с секретом» 63/10 Письмо заглавной буквы 3. Фамилии, имена, отчества людей. Презентация «Письмо с секретом» 64/11 Письмо строчной буквы ж. Звуковой анализ слов. Моделирование предложения. Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Анализировать: находить слова с буквосочетанием жи. Оформлять начало и конец предложения. Презентация «Письмо с секретом» 65/12 Написание слов с изученными буквами. Сочетание жи. Буквенный диктант 66/13 Работа над текстом. Восстановление деформированного текста. 67/14 Письмо строчных букв п,т. Парность согласных звуков по звонкости-глухости. Парность согласных Презентация «Письмо с секретом» 68/15 Письмо заглавных букв П,Т. Предложения по цели высказывания. Цель высказывания Презентация «Письмо с секретом» 69/16 Письмо слов с изученными буквами. Шифр. Звукобуквенный анализ слов. шифр 70/17 Письмо строчной и заглавной букв ф,Ф. Работа со схемой предложения. Диагностическая работа №2
Презентация «Письмо с секретом» 71/18 Письмо строчной буквы к. Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Род имён существительных. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию. Одушевленные и неодушевленные предметы Презентация «Письмо с секретом» 72/19 Письмо заглавной буквы К. Предмет и его признаки (Кто? Что? Какой?).Буквенный диктант Презентация «Письмо с секретом» 73/20 Письмо строчной и заглавной букв ш, Ш.Ударение. Неодушевлённые имена существительные. Имена существительные Презентация «Письмо с секретом» 74/21 Письмо слов с изученными буквами. Сочетание ши. Родственные слова. 75/22 Письмо изученных букв. Запись предложений. Звукобуквенный анализ слов. Участвовать в учебном диалоге. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Моделирование предложения. Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы 76/23 Письмо строчной и заглавной букв с, С. Главные члены предложения. Буквенный диктант Главные члены предложения Презентация «Письмо с секретом» 77/24 Составление и запись предложений с однородными членами. Однородные члены 78/25 Письмо слов с изученными буквами. Парные согласные. Диагностическая работа №3 79/26 Ударные и безударные слоги. Парные согласные. Парные согласные 80/27 Формирование навыка письма слов и предложений с изученными буквами. Навык письма Часть 4. Письмо предложений 81/1 Письмо строчных букв е,ё. Звукобуквенный анализ слов. Личностные:
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Регулятивные : (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Анализировать: находить слова с буквосочетанием жи, ши. Оформлять начало и конец предложения. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх – пяти слов со звуками в сильной позиции.
Презентация «Письмо с секретом» 82/2 Письмо слов со строчными буквами е,ё. 83/3 Единственное и множественное число имён существительных. 84/4 Письмо заглавных букв Е,Ё. Краткие и полные имена людей. Познавательные :Искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.Коммуникативные:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.Презентация «Письмо с секретом» 85/5 Письмо слов и предложений с изученными буквами. 86/6 Сочетания жи , ши. 87/7 Письмо строчной буквы ю. Элементы соединения с другими буквами. Схемы слов. Элементы соедонений букв Презентация «Письмо с секретом» 88/8 Письмо заглавной буквы Ю .Мужские и женские имена Объяснять правила написания слов с заглавной буквы. Презентация «Письмо с секретом» 89/9 Письмо строчной буквы я. Звуко-буквенный анализ слов. Группировать слова сходные по значению. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию. Презентация «Письмо с секретом» 90/10 Письмо заглавной буквы Я. Корень слова. Родственные слова. Буквенный диктант Презентация «Письмо с секретом» 91/11 Письмо слов с йотированными гласными. Йотированные гласные 92/12 Письмо слов с изученными буквами. 93/13 Признаки предметов. Работа с текстом. 94/14 Письмо буквы ь. Звукобуквенный анализ слов. Письмо слов с ь. Объяснять функцию букв ь и ъ. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Оформлять начало и конец предложения. Переносить слова по слогам. Презентация «Письмо с секретом» 95/15 Письмо слов с ь. Деление слов на слоги и для переноса. Деление слов на слоги, перенос слов 96/16 Работа с текстом. Определение количества букв и звуков в словах. 97/17 Письмо букв х, X. Письмо слов с буквой х. Презентация «Письмо с секретом» 98/18 Письмо строчной буквы ц. Презентация «Письмо с секретом» 99/19 Письмо заглавной буквы Ц. Родственные слова. Презентация «Письмо с секретом» 100/20 Письмо букв ч, Ч. Работа со схемами предложений. Звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений, звукобуквенный анализ слов Презентация «Письмо с секретом» 101/21 Письмо букв щ, Щ. Связь слов в предложении. Презентация «Письмо с секретом» 102/22 Письмо слов с орфограммами ча,ща; чу,щу. Анализировать: находить и писать слова с буквосочетаниями ча, ща; чу,щу. Оформлять начало и конец предложения. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, признаки, действия). Группировать слова сходные по значению и звучанию. Буквенный диктант орфограмма 103/23 Работа с текстом. 104/24 Схемы слов. Сочетания ча,ща; чу,щу. 105/25 Письмо слов с изученными буквами. 106/26 Слова, которые отвечают на вопрос что делают? глагол 107/27 Письмо буквы ъ. Звукобуквенный анализ слов. Презентация «Письмо с секретом» 108/28 Письмо слов и предложений с изученными буквами. Диагностическая работа №4 109/29 Письмо слов с разделительнымъ и ь. Родственные слова. Анализировать: находить и писать слова с буквосочетаниями жи, ши; ча, ща; чу,щу. Переносить слова по слогам. Моделирование предложения. Списывать слова, предложения, в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы 110/30 Деление слов на слоги и для переноса. Определение количества букв и звуков 111/31 Письмо слов с йотированными буквами. Звукобуквенный 112/32 Закрепление. Написание слов с сочетаниями жи ,ши; ча, ща;, чу ,щу. 113/33 Обобщение знаний 114/34 Письмо слов и предложений с изученными буквами. 115/35 Проверь себя Проверочная работа Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»
Период Русский язык
№ урока Дата
проведения Тема
урока «Универсальные учебные действия»»
Характеристика деятельности обучающихсяКонтроль Лексическая работа Цифровые образовательные ресурсы Примечание
1 2 4 5
6 7 8 9 10
Речь устная и письменная(7 часов)
116/1 Ознакомление с учебником(постановка и решение учебной задачи Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели,
понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме проводить сравнение и классификацию изученных фактов по заданным основаниям ; первоначальному умению смыслового восприятия текста; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действий;- проговаривать вслух последовательность производимых действий;-оценивать совместно с учителем результат своих действий;- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Личностные:- положительное отношение к школе и учебной деятельности;- представление о причинах успеха в учёбе;-знание основных моральных норм поведения.
Коммуникативные:- принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения;
использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению;
- составлять несложные устные монологические высказывания
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать и реагировать на реплики, поддерживать разговор). Ознакомительные презентации.
Режим доступа:
http://nsc.1september.ru/urok;
http://nachalka.info/about/193
117/2 Речь устная и письменная. Средства устной речи. Оформление письменной речи (конструирование способа действия) Диагностическая работа Ученик,
ученица,
учитель,учительницаНачальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык.
1 класс. М.: Кирилл и Мефодий, 2009.1 электрон.опт. диск (CD-ROM 118/3 Речь устная и письменная (конструирование способа действия) - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой; корзина Русский язык. 1кл, .Н.В.Нечаева, Самара , 2011.
1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
119/4 Работа с орфографическими словарями. Непроверяемые буквы гласных (словарные слова и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу) - находить при сомнении в правильности постановки
ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю,родителям и др.). Орфография, орфограмма Тренажер «Сочетания ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».
Режим доступа:
http://allaklein.ucoz.ru/load/prezentacii/
trenazher_quot_sochetanija_zhi_shi_cha_shha_chu_shhu_quot/14-1-0-151
120/5 Составление предложений. Прямое и переносное значение слов. Контрольное списывание - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи).
Контрольное списывание Ворона, воробей, сорока 121/6 Мастерская. Словарные слова. Обозначение звуков речи на письме. Культура устной речи - соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников Девочка, мальчик ,дорога Презентация «Словарныеслова».
Режим доступа: http://www.slideshare.
net/Pedsovetsu/ss-4895644
122/7 Восстановление деформированного текста Словарный диктант Звуки и буквы (16 часов)
123/1 Буквы гласных, согласных звуков. Слог. Культура общения Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели,
понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме проводить сравнение и классификацию изученных фактов по заданным основаниям ; первоначальному умению смыслового восприятия текста; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действий;- проговаривать вслух последовательность производимых действий;-оценивать совместно с учителем результат своих действий;- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов,
- оценивать правильность проведения фонетикографического (звукобуквенного) разбора слов. Ребенок, ребята 124/2 Выявление необходимости переноса слов. Оформление переноса экономия 125/3 Составление модели переноса слов по слогам. Слоговой состав слова. Культура речи Медведь, заяц 126/4 Смыслоразличительная роль ударения в словах Морковь,,морозПрезентация «Ударение».
Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/958/download/
127/5 Признаки ударения: его разноместность и подвижность - проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов,
- оценивать правильность проведения фонетикографического (звукобуквенного) разбора слов. Диагностическая работа 128/6 Разноместность и подвижность ударения. Нормы правильного произношения слов (орфоэпия) Класс,классныйНачальная школа. Презентация «Ударение».Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/958/download
129/7 Способ переноса слов с сочетанием букв гласных. Культура общения
Личностные:- положительное отношение к школе и учебной деятельности;- представление о причинах успеха в учёбе;-знание основных моральных норм поведения.
Коммуникативные:- принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения;
использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению;
130/8 Перенос слов с буквой Й в середине 131/9 Работа гласных букв при обозначении мягкости и твердости согласных звуков.
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов,
- оценивать правильность проведения фонетикографического (звукобуквенного) разбора слов.
язык Начальная школа. Русский язык.
Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. Волгоград: Учитель, 2011.
1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
132/10 Варианты обозначения на письме мягкости согласных звуков. Составление рассказа по заданному концу. - проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов 133/11 Перенос слов с Ь и Ъ знаками. Мягкий знак - показатель мягкости. Написание рассказа по его началу. 134/12 Варианты обозначения на письме звука [й’] Слова-исключения Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык.
1 класс. М.: Кирилл и Мефодий, 2009. 1 электрон.опт. диск (CD-ROM) 135/13 Перенос слов со звуком [й’]. Многозначные слова 136/14 Правописание гласных И, А, У после шипящих согласных - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой. Презентация «ЖИ-ШИ в словах». Режим
доступа:
http://pedsovet.
su/load/238-1-0-14444
137/15 Правописание слов с сочетанием шипящих Ч, Щ с другими согласными Диагностическая работа Помощь, помощник 138/16 Моделирование правила о правописании слов с сочетанием шипящих Ч, Щ с другими согласными Презентация «ЖИ-ШИ в словах». Режим
доступа:
http://pedsovet.
su/load/238-1-0-14444
Слово ( 18 часов) 139/1 Ознакомление с понятиями лексическое и грамматическое значение слова Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели,
понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме проводить сравнение и классификацию изученных фактов по заданным основаниям ; первоначальному умению смыслового восприятия текста; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действий;- проговаривать вслух последовательность производимых действий;-оценивать совместно с учителем результат своих действий;- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Личностные:- положительное отношение к школе и учебной деятельности;- представление о причинах успеха в учёбе;-знание основных моральных норм поведения.
Коммуникативные:- принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного
решения коммуникативной задачи.
Смысл слов,
Лексика, грамматика Начальная школа. Русский язык.
Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. Волгоград: Учитель, 2011.
1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
140/2 Сочетаемость слов по смыслу. Прямой и переносный смысл слов 141/3 Работа со словарями по выявлению лексического значения слов. Слова вежливого обращения толковый словарь,орфографический142/4 Чередование согласных звуков и букв в корне слова143/5 Наблюдение за изменением лексического значения однокоренных слов Корень слова 144/6 Понятия «лексическое значение слова» и «родственные» слова.
Род, родственные слова 145/7 Контрольное списывание. Контрольное списывание. 146/8 Грамматические группы слов – выполнять частично морфологический разбор слова;
- находить в тексте такие части речи как предлоги вместе с существительными 147/9 Названия одушевленных и неодушевленных предметов. Редактирование текста: устранение повторов слов загадка 148/10 Знаменательные, служебные слова и слова-указатели Служебные слова 149/11 Грамматические группы слов
родина 150/12 Грамматические группы слов
Словарный диктант снегирь 151/13 Введение понятия «Имена собственные». Правила вежливости Диагностическая работа Имена собственные, Россия, русский Презентация «Большая буква в именах собственных». Режимдоступа: http:// festival.1september.
ru/articles/564187
152/14 Большая буква в начале предложения. Большая буква при написании имен и фамилий. - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой. прозвище Презентация «Большая буква в именах собственных». Режимдоступа: http:// festival.1september.
ru/articles/564187 153/15 Написание прозвищ, географических названий, кличек животных Собака, кличка, Москва 154/16 Омонимичные формы имен собственных и нарицательных. Правило правописания имен собственных омонимы Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык.
1 класс.
М.: Кирилл и Мефодий, 2009.
1 электрон.опт. диск (CD-ROM) 155/17 Расположение слов в алфавитном порядке по 1-й, 2-й, 3-й букве. Написание записки Алфавит,арбуз156/18 Расположение слов в алфавитном порядке по 1-й, 2-й, 3-й букве. Словарный диктант Предложение и текст ( 5 часов)
157/1 Разведение понятий «слово», «предложение»; «предложение», «текст» Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели,
понимать заданный вопрос
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действий;- проговаривать вслух последовательность производимых действий
Личностные:- положительное отношение к школе и учебной деятельности;- представление о причинах успеха в учёбе
Коммуникативные:- принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению пальто Начальная школа. Русский язык.
Демонстрационные таблицы / сост. Н. А. Завьялова. Волгоград: Учитель, 2011.
1 электрон.опт. диск (CD-ROM)
158/2 Классификация предложений по цели высказывания и интонации. Яблоко.ягода159/3 Различение предложений по цели высказывания и интонации. человек 160/4 Признаки текста. язык 161/5 Написание поздравительной открытки Итоговое обобщение (4 часа)
162/1 Итоговый диктант Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели,
понимать заданный вопрос
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действий;- проговаривать вслух последовательность производимых действий
Личностные:- положительное отношение к школе и учебной деятельности;- представление о причинах успеха в учёбе
Коммуникативные:- принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения; использовать в общении правила вежливости; договариваться, приходить к общему решению
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих
предотвратить ее в последующих письменных работах. Итоговая контрольная работа Презентация «Диктанты.1–4 классы». Режим доступа:
http://kamschool2008.narod.ru/Predmeti/nah_klass/rus.htm
163/2 Работа над ошибками 164/3 Смотр знаний 165/4 Урок - обзор
Приложение
Примерные контрольно – измерительные материалы:
Период обучения грамоте
Диагностическая работа № 1.
Тема: Слово. Предложение. Текст.
Закрытые задания.
№п/п Текст задания Варианты ответа
1.
Найди схему предложения. А _____ _____
Б |_____ _____
В |_____ _____.
2. Какая схема подходит к этому предложению?
Сова сидит на ветке. А |____ ____ _ ____?
Б |____ ____ _ ____ .В |____ ____ _ ____ !
3. Поставь нужный знак в конце предложения.
Где рыба А !Б .В ?4. Прочитай.
Вот ёлка.
Там дупло.
Это домик белки.
Что ты прочитал? А Текст
Б Предложения.
В Слова
Открытые задания.
№п/п Текст задания
5. Начерти схему слова белка.
6. Начерти схему предложения.
Дождь стучит по крыше и окнам.
7.
Графический диктант.
утро
Утром мы идем в школу.
Где мой портфель?
Ура!
Вот он.
Инструкция по проверке открытых и закрытых заданий (max 15 б.)
I. Закрытые задания. (max 8 б.)
№ задания 1 2 3 4
Ответ В Б В А
За каждый правильный ответ - 2 балла.
II. Открытые задания. (max 7 б.)
№
п/п Решение Балл за этап
решения
5.
1 балл
_________ 1 б.
6.
1 балл. |_____ _____ _ _____ _ _____.
1 б.
7.
5 баллов _____
|_____ _____ _____ _ _____.
|_____ _____ _____ ?
|_____!
|_____ _____.
1 б.
1 б.
1 б.
1 б.
1 б.
Диагностическая работа №2.
Тема: Гласные звуки. Слог Ударение.
I. Закрытые задания.№п/п Текст задания Варианты ответа
1. Подбери схему к слову
кубики
А
Б
В
2. Подбери к схеме слово
А дом
Б домик
В домище
3. Найди слово, в котором 3 слога. А малина
Б кошка
В шар
4. В каком слове больше всего слогов? А лесок
Б лесовик
В лесовичок5 Выбери слово с ударением на 3 слоге А ёлочка
Б катушка
В крокодил
II.Открытые задания.№п/п Текст задания
6. Начерти схемы слов. Красным обозначь гласные звуки.
лапа сосна капитан
7. Начерти схемы слов. Раздели на слоги.
стол столик столовая
8.
Начерти схемы слов. Раздели на слоги. Поставь ударение.
петух петушок
Инструкция по проверке открытых и закрытых заданий (max 20 б.)
I. Закрытые задания. (max 10 б.)
№ задания 1 2 3 4 5
Ответ В Б А В В
За каждый правильный ответ - 2 балла.
II. Открытые задания. (max 10 б.)
№
п/п Решение Балл за этап
решения
6.
3 балла
1 б.
1 б.
1 б.
7.
3 балла _____________
_______|______
___|___|___|____
1 б.
1 б.
1 б.
8.
4 балла ____|__′___
___|____|__′_
2 б.
2 б.
Диагностическая работа №3.
Тема: Согласные звуки. Твёрдые и мягкие звуки. Звонкие и глухие звуки.
I. Закрытые задания.№п/п Текст задания Варианты ответа
1.
Выбери звонкий согласный. А рБ тВ а
2.
Выбери слово, в котором первый звук мягкий. А игра
Б гитара
В гора
3. Найди слово-перевертыш. А пирог
Б порог
В топот
4 Какая буква показывает, что согласный надо читать твердо? А и
Б ы
В п5. Какое слово начинается с глухого согласного? А пират
Б опора
В рога
II. Открытые задания.
№п/п Текст задания
6. Спиши слова. Подчеркни твердые согласные.
парта тигр ритор
7. Спиши. Подчеркни звонкие согласные.
порог игра притоп
Инструкция по проверке открытых и закрытых заданий (max 28 б.)
I. Закрытые задания. (max 10 б.)
№ задания 1 2 3 4 5
Ответ А Б В Б А
За каждый правильный ответ - 2 балла.
II. Открытые задания. (max 18 б.)
№
п/п Решение Балл за этап
решения
6.
10 баллов
парта
тигр
ритор
4 б.
3 б.
3 б.
7.
8 баллов порог
игра
притоп
3 б.
3 б.
2 б.
За безошибочное списывание – 1 балл,
За каждую верно подчёркнутую букву – 1 балл.
Диагностическая работа №4.
Тема: Большая буква. Единственное и множественное число.
I. Закрытые задания.№п/п Текст задания Варианты ответа
1.
Подбери схему к слову
Рита А ________
Б |________
В |________ .2.
Подбери к предложению схему
У Оли кукла Оля. А |_ |___ ___ |___ .Б |_ ____ ____ ____ .В |_ |____ ____ .3. Какое слово надо написать с большой буквы? А кот
Б девочка
В мурзик4. Выбери слово во множественном числе.
А город
Б города
В Новгород
5. Выбери слово, обозначающее имя.
А Павлов
Б Павел
В Павлович
6. Выбери слово, обозначающее кличку животного. А пёсик
Б шарик
В Шарик
II. Открытые задания.
№п/п Текст задания
7. Запиши слова во множественном числе.
нора - … рот - … порог - ….
8. Выпиши слова в единственном числе. Поставь ударение. Раздели слова на слоги.
парта игры трап роты гитара
Инструкция по проверке открытых и закрытых заданий (max 24 б.)
I. Закрытые задания. (max 12 б.)
№ задания 1 2 3 4 5 6
Ответ Б А В Б Б В
За каждый правильный ответ - 2 балла.
II. Открытые задания. (max 18 б.)
№
п/п Решение Балл за этап
решения
7.
3 балла
норы
рты
пороги
1 б.
1 б.
1 б.
8.
9 баллов ׳
пар|та трап
׳
ги|та|ра3 б.
3 б.
3 б.
Диагностическая работа № 5.
Тема: Предлоги.
Закрытые задания.
№п/п Текст задания Варианты ответа
1.
У, НА, К, ПО, ОТ, В – это А слоги
Б предлоги
В местоимения
2.
Предлоги с другими словами пишутся . . .
А слитно
Б через тире
В раздельно
3. Вставь вместо точек нужный предлог.
Нора крота .... куста. А у
Б под
В перед4. Найди в предложении предлоги.
У реки он увидел избушку. А у
Б он
В у, он
5. В каком предложении нет предлогов?
1. На реке тронулся лёд.
2. Вода вышла из берегов.
3 . Она залила луга. А 1
Б 2
В 3
II. Открытые задания.
№п/п Текст задания
6. Прочитай.
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
Выпиши все предлоги.
Инструкция по проверке открытых и закрытых заданий (max 14 б.)
I. Закрытые задания. (max 10 б.)
№ задания 1 2 3 4 5
Ответ Б В А А В
За каждый правильный ответ - 2 балла.
II. Открытые задания. (max 4 б.)
№
п/п Решение Балл за этап
решения
6.
4 балла
на
у
с
под 1 б.
1 б.
1 б.
1 б.
Русский язык
На выявление умения делить слова на слоги
РАБОТА1Ручей, гнезда, усы, грачи, ива, поле.
Порядок работы: слова записываются на доске.
Грамматические задания:
Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строку.
РАБОТА2 (вариант)
Земля, опушка, ползут, мох, стайка, эхо.
Порядок работы: слова записываются на доске.
Грамматические задания:
Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строку.
На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения
РАБОТА 3
Время, гусь, ворона, брюки, школа, работа, лед.
Порядок работы: слова записываются на доске.
Грамматические задания:
Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запишите мягкие согласные звуки ([р’], […], […])
На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящими с гласными
РАБОТА 4 (орфографический диктант)
Дача была у леса. В чаще шумели птицы. Весной они ищут свои гнезда. Около дома Витя учит Жучку служить. Котенок Мурзик шипит на Жучку. (24 слова)
Порядок работы: текст вначале читает учитель по орфоэпическим нормам. Потом диктует орфографически по 2 – 3 слова с паузами между словами. После диктанта учитель снова медленно читает текст орфографически. Дети проверяют написанное.
Грамматические задания:
Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
Обведи кружочком буквы, обозначающие твердые шипящие звуки, в словах предпоследнего и последнего предложений.
На восстановление деформированного текста
РАБОТА 5
Это заметил Алеша.
Пушистый кот Барсик грелся на крыльце.
Воробей скрылся в кустах.
Он бросился на птицу.
Воробей клевал крошки хлеба у крылечка.
Мальчик прогнал кота. (26 слов)
Порядок работы: предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.
Грамматические задания:
Из данных предложений составь рассказ, запиши его.
Раздели для переноса слово воробей.
Контрольное списывание
У Аленки жил пес Рыжик он дружил с котом Васькой Рыжик караулил дом и спал в конуре Васька ловил мышей и спал на печке ели они из одной чашки. (24 слова)
Порядок работы: непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановки после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.
Грамматические задания:
Спиши текст, расставь точки.
В последнем предложении подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.
Подчеркни все знакомые орфограммы.