Рабочая программа по предмету Окружающий социальный мир для детей с ОВЗ
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметной области «Окружающий мир» разработана для обучающихся первого класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Преподавание учебного предмета «Окружающий социальный мир» осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Федеральный закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Приказ № 1598 от 19.12 2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)- одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Постановление Правительства республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2013 г. № 295 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».
Письмо Минобразования РФ от 28.02. 2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения».
Положение МБОУ СОШ № 14 пос. Серебряный Бор о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.09.2016 г.
Основополагающим в процессе социализации ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является развитие представлений о себе. С него начинается приобщение к социальному миру и построение отношений с другими людьми. Именно в процессе социального взаимодействия учащиеся получают представления о себе. Вместе с тем проводится работа по формированию у обучающихся готовности к усвоению способов общественного опыта, а именно: совместные действии ребенка и взрослого, подражание действиям взрослого, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (пробы, соотнесение, зрительная ориентировка). Обучение направлено на формирование максимально возможной социальной активности и самостоятельности обучающихся, возможности их наиболее полного включения в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основные задачи рабочей программы «Окружающий социальный мир»:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Рабочая программа представлена следующими разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Традиции и обычаи», «Страна».
Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы для жизни и здоровья, в частности, учится быть внимательным и осторожным дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 33 часов в год.
При планировании и осуществлении работы по данному учебному предмету учитывались зона ближайшего развития учащихся, степень и виды нарушений (интеллектуальных, двигательных, сенсорных), индивидуальные особенности, потребности, социальный контекст жизни учеников.
Содержание предмета
Раздел: «Школа»
Развитие способности поддерживать взаимодействие на различной психологической дистанции (ребенок – учитель), развитие способности реагировать на присутствие другого ребенка, группы детей, развитие способности понимать и выполнять простую инструкцию взрослого, формирование самоконтроля (нельзя кричать в классе и пр.), освоение игр по правилам. Формирование ориентации на учителя. Формирование простых социальных умений: умения ждать, приветствовать, прощаться. Развитие умений узнавать учителя, одноклассников, показывая их, соотнося с именем, узнавать их на фотографии, обращаться к педагогу по имени. Знание им н детей в классе. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Раздел: «Квартира, дом»
Представления о доме как о месте жительства. Представления о виде и функциях помещений квартиры; о частях дома: стена, пол, потолок, крыша, окно, дверь. Представления о вещах в квартире и их функциональном назначении. Представления о видах действий, совершаемых дома (уборка, приготовление пищи, отдых и т. д.). Установление взаимосвязи между названиями помещения и знакомым действием (в спальне - спят, в комнате - играют). Правила безопасности в квартире: нельзя подходить к открытым окнам и открывать их, нельзя самостоятельно открывать входную дверь и выходить из помещения без сопровождения взрослых, самостоятельно включать электрическую или газовую плиту.
Раздел: «Предметы быта»
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать и др.). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, разделочная доска, дуршлаг, половник). Знание назначение кухонного инвентаря. Узнавание (различение) предметов интерьера (настольная лампа, зеркало, штора, скатерть, ваза). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, настольная лампа). Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы).
Раздел: «Продукты питания»
Узнавание (различение) напитков вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе). Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари) и требующих обработки (приготовления) макаронные изделия (макароны, вермишель). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).
Раздел: «Традиции и обычаи»
Представления о Дне Рождения, традициях празднования – подготовке подарков,
совместном чаепитии и пр. Представления о праздниках и участие в праздновании: Новый
Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха, День Знаний. Представления об основных атрибутах праздника – праздничной одежде, угощении, подарках, украшении дома, класса, участие в подготовке праздника.
Раздел: «Страна»
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание названия города, в котором мы живем.
Материально-техническое обеспечение: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. в организациях, предоставляющих услуги населению. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; технические средства обучения
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.Личностные:
1.1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
1.2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
1.3. Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
1.4. Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.
2.Регулятивные:
2.1. Уметь выполнять инструкции педагога;
2.2. Использовать по назначению учебные материалы;
2.3. Уметь выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.Познавательные:
3.1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
3.2. Уметь ориентироваться в учебнике;
3.3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
3.4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы.
4.Коммуникативные:
4.1. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
4.2. Слушать и понимать речь других;
4.3. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
4.4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);
4.5. Работать в группе и паре, взаимодействовать при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся должны:
Иметь представления о доме, школе (мебель, оборудование, одежда, посуда и др.)
Иметь представления об элементарных правилах безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в школе.
Уметь соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с учителем и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
Уметь участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
Иметь представления о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Иметь представления о традициях семейных, школьных, государственных праздников.
Система оценки достижения возможных результатов
Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по
следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
Национально-региональный компонент: знакомство с бытом людей, живущих в Якутии.
Учебный план.
Предмет
Кол-во часов в неделю
I ч.
II ч.
III ч.
IV ч.
Итого
Окружающий социальный мир
1
7
8
9
9
33
Ресурсное обеспечение:
Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007
Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас»: 1 класс. – М.: Просвещение, 2007
Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя: 1 класс. – М.: Вита Пресс, 2007
Информационное:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Медиаресурсы: компьютерные презентации, сайты «Про школу», «Педсовет», «1 сентября».
Интернет-ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
http://videouroki.net
13PAGE \* MERGEFORMAT14615
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Серебряный Бор»
"Утверждаю"
"Согласовано"
Рассмотрено
директор МБОУ СОШ №14
зам.директора по УВР
на заседании МО
____________
__________
протокол № ______
"____"__________2016 г.
"____"__________2016 г.
"____"__________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Окружающий социальный мир
Класс: 1
Учитель: Бычкова Наталья Валентиновна
Утверждено приказом по МБОУ СОШ №14 пос. Серебряный Бор № _______
от «____» _________2016г.
2016 – 2017 учебный год
15