Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе «Насекомые»
Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе «Насекомые»
Тема: «Насекомые»
Цель: обобщение элементарных знаний о насекомых
Задачи:
пополнить словарь детей названиями насекомых;
развивать логическое мышление;
ввести детей в игровую ситуацию;
развивать интонационную выразительность голоса.
Материалы: лесная полянка: цветы, травка, насекомые, картинки «Насекомые», книги «Насекомые», «Муха – цокотуха», ветки ивы, цветы мать- и- мачеха.
Ход занятия
1.Беседа
Воспитатель: Какое время года наступило?
Дети: Весна.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Солнце ярче светит и греет. Растаял снег. Появилась травка и первоцветы. На деревьях и кустах раскрываются почки и появляются листочки.
2. Основная часть
Воспитатель: Я приглашаю вас на лесную полянку.
Давайте послушаем, как ожила лужайка.
(Дети садятся на ковёр, украшенный травкой, цветами, насекомыми. Звучит музыка фрагментами «Полет бабочки», «Кузнечик стрекочет», «Жужжание жука»).
Воспитатель: Давайте погуляем по этой чудесной лужайке. Двигательная разминка «На лужке»:
Вышли детки на лужок,
На высокий бережок.
Зеленеет травушка,
Травушка – муравушка. ( Дети взмахивают руками вверх – вниз)
Колокольчики цветут,
Прямо к солнышку растут,
На ветру качаются,
Всем хотят понравиться. (Дети качают поднятыми вверх руками)
Пчёлки быстрые спешат,
Над цветочками кружат,
Ладится работа –
Мёду полны соты.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Откуда же берут пчёлки мёд?
Дети: Пчёлки находят цветущие растения и пьют нектар.
Воспитатель: Послушайте рассказ «Пир».
Зацвела ива. Пальцем тронешь её - пожелтеет палец. Понюхаешь - мёд! Спешат гости на пир.
Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животики, как бочки.
Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылья мельтешат. Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали.
Все гудят и торопятся: зазеленеет ива - пиру конец!
Воспитатель: Почему к иве спешат в гости все насекомые?
Дети: У ивы раскрылись почки, появилась пыльца, запах и вкус которой привлекают насекомых.
Воспитатель: Давайте рассмотрим насекомых в книжке «Уроки для малышей. Насекомые». Кого вы узнали?
Дети перечисляют насекомых.
Воспитатель: А сейчас среди картинок выберите бабочку, комара,
жука, муху, кузнечика, пчёлку (Дети показывают картинки).
Воспитатель: Какие насекомые приносят пользу, а какие вред?
Дети: Пользу приносят: божья коровка, некоторые жуки, пчёлки, а вред: комары, мухи, колорадский жук.
Воспитатель: Я превращаю вас в пчёл.
Игра – диалог «Пчёлы, отзовитесь!»
-Пчёлки, пчёлки, отзовитесь!
Пчёлы (недовольно): Зум –зум –зум!
Зум – зум –зум!
-Пчёлки, пчёлки, покажитесь!
Пчёлы (недовольно): Зум – зум –зум!
Зум – зум –зум!
-Вам построю новый дом!
Пчёлы ( поднимаются, машут крылышками, удивлённо): Зум –зум –зум?
Зум –зум –зум?
-Так уютно в доме том!
Пчёлы (радостно): Зум –зум –зум!
Зум –зум –зум! (Под музыку пчёлки летают)
-Солнце скрылось за горой,
Ну-ка, пчёлки все домой! (садятся на ковёр).
Воспитатель: Попробуйте отгадать, о каких насекомых идёт речь.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Деловитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
В городочке у пня –
Суета, беготня,
То народец рабочий
Снуёт и хлопочет. (Муравьи)
Воспитатель: Представьте, что к вам на пальчики прилетели насекомые.
Пальчиковая гимнастика.
Ай, ши-ши-ши-ши-ши-ши!
(вращательные движения кистями рук)
Твои ручки хороши!
Прилетел на них комарик (загибаются поочерёдно пальцы, начиная
с мизинца)
Удаленький сударик.
Прилетел жучок –
Усатый мужичок.
Прилетела мошка –
Маленькая крошка.
Прилетела бабочка
Бабочка – красавица.
Хочет всем понравиться.
Ну а бабушка пчела
Всем им мёду принесла.
Мёду все наелись (ладошки вверх),
Снова разлетелись!
Воспитатель: У нас в группе есть всеми любимая книга Корнея Чуковского.
Догадайтесь, какая. (Музыка «Муха – цокотуха», фрагмент)
Дети: Книга Корнея Чуковского «Муха – Цокотуха».
Рассматривание иллюстраций из книги «Муха – цокотуха»
-Каких насекомых вы узнали?
Дети: В этой книге говорится о многих насекомых: о мухе, комарике, пауке, о жуках, бабочках, светлячках.
Воспитатель: Самые красивые и любимые из насекомых – это бабочки.
Поиграем с одной из них.
Подвижная игра «Поймай бабочку» (Звучит музыка «Полёт бабочки».
Бумажная бабочка на ниточке. Воспитатель изображает её полёт. Дети стараются поймать бабочку).
3.Итог
Воспитатель: Понравилось вам на полянке? (Да). Все насекомые хотят вам сказать спасибо и просят их не обижать, дарят вам цветочки, чтобы вы почувствовали запах весны.
Воспитатель раздаёт детям бумажные цветочки.
15