Презентация и конспект по математике на темуАлгоритм деления столбиком(4 класс)
Урок математики в 4 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Алгоритм деления столбиком
Цель:
Создание условий для усвоения учащимися математического понятия алгоритм деления столбиком и применения его для решения;
Задачи:
- учить анализировать запись деления четырехзначного числа на двузначное столбиком;
- формировать умение формулировать алгоритм деления столбиком, отвечая на вопросы;
- развивать математическую речь учащихся,
- Формировать соответствующие УУД
Личностные УУД:- способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:- умение определить и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение; выбирать для выполнения посильные задания.
Коммуникативные УУД:- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать, понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения при работе в парах и следовать им.
Познавательные УУД:-выполнять действия по заданному алгоритму; строить логическую цепь рассуждений; отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
Знание алгоритма письменного деления.
умение делить многозначные числа на двузначные письменным способом.
Метапредметные:
умение ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
умение слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение определять успешность учебной деятельности
Усваиваемые математические термины: «алгоритм деления столбиком», «запись делимого», «первое промежуточное делимое», «остаток первого промежуточного деления», «число цифр в записи неполного частного».
Оборудование: проектор, презентация, учебник, пошаговый алгоритм в конверте.
ХОД УРОКА
1этап. Этап организации направленного внимания на начало учебного занятия
Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Для успешной работы на уроке нам необходимы следующее: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Если все необходимое на парте, садитесь.
Ученики проверяют необходимое на уроке оборудование, если все в наличии садятся, если нет достают все необходимое.
2этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.(слайд1)
- Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука-
Это математика!
2.1Организационные записи в тетради. ( Слайд 2 )- Открываем тетрадь. Записываем число, классная работа. Помним правила посадки при письме.
2.2 Минутка чистописания. ( Слайд 3-4 )- Отгадайте, о каком числе идёт речь? Если из самого маленького четырехзначного числа вычесть самое большое трехзначное число, то получится….(1)
-Пропишите это число 1 строку.
3 этап. Актуализация знаний.
3.1. Устный счет
Задачи на смекалку: (Слайд 5)
Шесть картофелин варятся 30 минут. Сколькоминут варилась в кастрюле 1 картофелина?
Две лошади в упряжке пробежали расстояние за 4 часа. Сколько времени бежала каждая лошадь?
3.2 этап. Этап целеполагания
Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся
Чтобы раскрыть название темы урока необходимо разгадать ребус. Он зашифрован в следующем задании: Карточка (работа в парах)
- Запишите остаток от деления данных чисел в таблицу:
70:8 47:5 18:7 82:9 45:6 37:8 88:9 35:9
6 2 4 1 3 5 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8
а л г о ри т м
- Цифре 6 - И, 2 – Л, 4 – О, 1 – А, 3 – Г, 5 – Р, 7 – Т, 8 – М.
- Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось? (алгоритм)
- Что значит слово алгоритм?
- С какими алгоритмами мы уже знакомы? (письменного сложения, вычитания, умножения столбиком)
- С каким алгоритмом мы еще не знакомы? Назовите тему нашего урока.
( Алгоритм письменного деления) (Слайд 6)
Кто сформулирует цель нашего урока? Используйте для этого слова: составление, знакомство, применение, решение
(Слайд 7)
Итак, цель урока: составление алгоритма деления столбиком и применение его для решения.
3.3 этап. Цель этапа: повторить понятие, правило, алгоритм и способ использования алгоритма
Работа по учебнику
З а д а н и е 38. Не забудьте, что обозначает условное обозначение, (не торопись с ответом, подумай). Учащиеся выполняют деление столбиком.
4939665492760– Как определить первое промежуточное делимое? (выделить дугой первые две цифры в записи делимого и рассмотреть соответствующее двузначное число)
– Как с его помощью определитьчисло цифр в записи неполногочастного? (По разряду первого промежуточного делимого.)
Как найти первую цифру в записи неполного частного?
(Выполнить деление первого промежуточного делимого на делитель.)
– Нужно ли записывать остаток, если он промежуточный и равен 0? (Нет.) Как получается следующее промежуточное делимое? Как найти следующую цифру в записи неполного частного? Какую цифру нужно писать в неполном частном, если промежуточное делимое меньше делителя? (Цифру 0.)
– Когда нужно заканчивать процесс деления? Какое число следует считать окончательным остатком деления?
4 этап. Этап объяснения
Цель этапа: сформировать понятие (алгоритм деления столбиком), обучение УУД (выполнять действия по заданному алгоритму; строить логическую цепь рассуждений;)З а д а н и е 39 учащиеся переписывают запись деления столбиком в тетрадь.
4.1Этап физической разрядки
Цель этапа: смена вида деятельности
Физминутка (Слайд 7)
З а д а н и е 40. Учащиеся объясняют деление с остатком в столбик, отвечая на вопросы, система вопросов аналогична системе вопросов из №38, но только теперь речь пойдет о случае деления с остатком столбиком на двузначное число, при этом соответствующая запись деления уже перенесена детьми в готом виде в тетрадь, таким образом учащиеся самостоятельно составляют алгоритм деления столбиком, работа направлена на среднего ученика
- выделить дугой первые две цифры в записи делимого и рассмотреть соответствующее двузначное число
- Так как первое промежуточное делимое выражает число сотен 35 сотен, то запись неполного частного будет состоять из трех цифр;
- Нужно найти результат деления первого промежуточного делимого 35 на делитель 17 и записать соответствующую этому результату цифру 2 в старший разряд искомого неполного частного.
- Запись следующего промежуточного делимого получается с помощью приписывания к записи остатка цифры, следующей за первым промежуточным делимым, если остаток равен 0, то записывают только соответствующую цифру делимого
- Запись следующего промежуточного делимого получается с помощью приписывания к записи остатка цифры, следующей за первым промежуточным делимым
- Если промежуточное делимое меньше делителя, то в неполном частном на соответствующем месте нужно писать цифру 0.
- Деление нужно заканчивать тогда, когда будет выполнено деление последнего промежуточного делимого.
- Остаток, который получается при делении последнего промежуточного делимого на делитель, и будет окончательным остатком деления.
5 этап. Этап применения и первичного закрепления теоретических положений в условиях выполнения упражнений и задач.
Цель этапа: сформировать учебные действия по использованию алгоритма деления столбиком, продолжить формирование УУД по работе со словарем учебника.
З а д а н и е 41. Что обозначает это условное обозначение (проверь правильность выполнения задания), что обозначает звездочка (посмотри в словарь)
( Учащиеся формулируют алгоритм деления столбиком, используя не только дважды прозвучавшие ответы на эти же вопросы, но и пользоваться для ответов готовым алгоритмом приведенный в соответствующей статье словаря с.123)
Работаем в паре у одного открыто задание 41, у другого алгоритм. Один в паре читает вопрос, другой отвечает на него. В алгоритме записано как необходимо действовать, ваша задача ещё составить пошаговый план, что необходимо делать. Необходимые предложения вы найдете в конверте.
Правильно записать пример деления в столбик.Найти первое промежуточное делимое и определить количество цифр в неполном частном.
Найти результат деления и правильно записать цифру в неполном частном и остаток (если остаток равен 0, то его не записывать).
Найти второе промежуточное делимое.
Найти результат деления и правильно записать цифру в неполном частном и остаток (если остаток равен 0, то его не записывать).
Действия из пунктов 4) и 5) повторить пока не будут использованы все цифры делимого.)– Как нужно записать делимое и делитель? (Сначала записывают делимое, после этого справа от делимого ставят ├ (знак деления столбиком), в котором в верхней части записывают делитель, а нижнюю часть оставляют для записи искомого результата.)
– Как найти первое промежуточное делимое? (Отделяя последовательно цифры в записи делимого, находят первое промежуточное делимое и отмечают его в записи делимого с помощью дуги.)
– С помощью какого знака можно показать, какое число будет первым промежуточным делимым?
– Где записывается полученный результат первого промежуточного деления и как вычисляется остаток этого случая деления? (Находят результат деления с остатком первого промежуточного делимого на делитель и записывают полученное число в старший разряд искомого результата. После этого умножают полученный результат на делитель и записывают результат этого умножения под первым промежуточным делимым столбиком. Выполняют вычитание столбиком с целью получения остатка первого промежуточного деления.)
– Нужно ли записывать промежуточный остаток, если он равен 0? (Если остаток равен 0, то его не записывают.)
– Как получить второе промежуточное делимое и где оно записывается? (Запись второго промежуточного делимого получают с помощью приписывания к записи полученного ранее остатка цифры, которая в записи исходного делимого находится в старшем из неиспользуемых пока разрядов.)
– Где записывается полученный результат второго промежуточного деления и как вычисляется остаток этого случая деления?
– Если вычисленный остаток равен 0, то в каком случае его не нужно записывать? Можно ли утверждать, что все последующие случаи промежуточного деления повторяют процедуру второго случая промежуточного деления? Когда следует заканчивать процесс деления? (До тех пор пока в построении промежуточных делимых не будут использованы все цифры записи исходного делимого.)
– Где будет записано окончательное неполное делимое и окончательный остаток? Проверка на слайде алгоритма(Слайд 8)
6 этап. Этап формирование УУД
Цель этапа: закрепить, повторить, продолжить формирование УУД
52705250190Решение примеров № 42 (1,2,3 по алгоритму)
Для этого вы распределитесь в паре: один в паре консультирует, другой записывает решение.
У кого возникают вопросы просят помощи (поднятая рука), оказывает индивидуальную помощь, через 2-3 минуты выполнившие решение проверяет учитель и просит помочь одноклассникам, которые работают медленнее других.
7 этап. Этап контроля результатов деятельности учащихся или хода усвоения нового материала
Цель этапа: проконтролировать умение учеников использовать математические термины, алгоритм деления столбиком при решении примеров, ответах на вопросы
Учитель контролирует ответы детей, при решении примеров в течение всего урока.
8 этап. Этап рефлексии
Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности
-Какую цель мы поставили в начале нашего урока?
- Достигли мы цели урока? (познакомились с алгоритмом деления столбиком, учились его применять при решении примеров.)
- А теперь каждый оценит себя – достиг ли он цели урока - насколько хорошо вы усвоили алгоритм деления столбиком.
-Кто доволен своей работой на уроке, понял новую тему – в тетради на полях ставим зелёный квадратик.
- Кто не совсем доволен, допускал ошибки, еще нужно поработать над данной темой - жёлтый.
- Кто не понял материал, не доволен своей работой - красный.
- Если же какой-либо этап вы не усвоили, не надо переживать, потому что мы с вами на следующих уроках будем продолжать работу над закреплением алгоритма, но дома в качестве домашнего задания ученик должен еще раз изучить алгоритм письменного деления и галочками отметить не устранённые затруднения.
Дома. Р.Т. № 44; учеб. №37стр.14. + алгоритм
Спасибо за урок
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 72 города Тюмени
Открытый урок по математике
4 «В» класс
«Перспективная начальная школа»
Тема: Алгоритм деления столбиком.
Подготовила:
учитель начальных классов
Заичкина Елена Петровна
Тюмень, 2017год
- Запишите остаток от деления данных чисел в таблицу:
Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось?
70:8 47:5 18:7 82:9 45:6 37:8 88:9 35:9
- Цифре 6 - И, 2 – Л, 4 – О, 1 – А, 3 – Г, 5 – Р, 7 – Т, 8 – М.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Запишите остаток от деления данных чисел в таблицу:
Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось?
70:8 47:5 18:7 82:9 45:6 37:8 88:9 35:9
- Цифре 6 - И, 2 – Л, 4 – О, 1 – А, 3 – Г, 5 – Р, 7 – Т, 8 – М.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Запишите остаток от деления данных чисел в таблицу:
Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось?
70:8 47:5 18:7 82:9 45:6 37:8 88:9 35:9
- Цифре 6 - И, 2 – Л, 4 – О, 1 – А, 3 – Г, 5 – Р, 7 – Т, 8 – М.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Запишите остаток от деления данных чисел в таблицу:
Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось?
70:8 47:5 18:7 82:9 45:6 37:8 88:9 35:9
- Цифре 6 - И, 2 – Л, 4 – О, 1 – А, 3 – Г, 5 – Р, 7 – Т, 8 – М.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Запишите остаток от деления данных чисел в таблицу:
Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось?
70:8 47:5 18:7 82:9 45:6 37:8 88:9 35:9
- Цифре 6 - И, 2 – Л, 4 – О, 1 – А, 3 – Г, 5 – Р, 7 – Т, 8 – М.