Создание психологической комфортности, как одно из условий формирования учебной мотивации
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования
«Лабинский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Методическая разработка
семинара – практикума по теме:
«Создание психологической комфортности, как одно из условий формирования учебной мотивации»
для педагогов
автор (составитель)
педагог – психолог
Одинцова С.В.
Рассмотрено на цикловой комиссии
общеобразовательных предметов
протокол №_________________
председатель:_________А.Г. Кива
г. Лабинск 2015
Содержание методической разработки
Название разделов:
1. Актуальность проведения семинара – практикума
2. Психологический настрой
3. Теоретический ввод
Выполнение специальных упражнений на уроках.
5.Ты и я сообщение
6. Вербальные проявление педагога.
7. Заключение
Актуальность проведения семинара – практикума
Мотивация к обучению — одно из главнейших условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта, но и является движущей силой совершенствования личности в целом. Формирование у обучающихся мотивации к учебно-познавательной деятельности является одной из главных проблем современного образования. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приёмов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, жизненных компетенций, активной жизненной позиции.
Усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению – одна из проблем современного образования. На одном полюсе концентрируются студенты с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует студентов без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу педагогам и мешают другим обучающимся. Поэтому формирование мотивации к учёбе – одна из задач педагогики. Проблемами мотивации занимались и классики педагогики – Эльконин, Гальперин, Коломинский, но мало внимания уделялось именно условиям способствующим повышению мотивации на уроках.
Основной целью моей методики является формирование интереса к обучению посредством анализа и разработки условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроках.
Задачи: Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе;
Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках;
.Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта;
Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках;
Продемонстрировать эффективные способы влияния на ребенка;
Сформулировать представления о позитивных и негативных вербальных и не вербальных проявлениях педагога на уроке.
Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя обучающийся в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.
1. Психологический настрой
1.1. Тренинг
Уважаемые коллеги! Посмотрите на рядом сидящих коллег. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. Принимающий должен кивнуть головой и сказать: » Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.
И мне очень приятно с вами работать.
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в коллективе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолиться. Как создать такой « рассол» ?Что взять за его основу?
2. Теоретический ввод
Разобраться в понятии « комфорт» нам поможет игра- ассоциация.
Что такое комфорт?
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово « комфорт»?
Красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой…
Озвучим полученное.
Комфорт – заимствовано из английского языка, что означает « поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М.Шанский)
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобства, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегова)
Существует три структурные составляющие данного понятия
Комфортность:
1.Психологическая
2.Интеллектуальная
3.Физическая
Психологический комфорт - условия жизни при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. ( Тот самый рассол, о котором говорил Шаталов)
Источником психологической комфортности является:
- положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя ;
- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. главной фигурой был и остается учитель.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавление личности ребёнка.
Как писал Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…
3. Выполнение специальных упражнений на уроках.
Часто от психологов вы слышите рекомендации по поводу создания психологического комфорта на урок, типа:
« Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества»,
« Мотивируйте учащихся»,
« Учитывайте психологические особенности детей» и т.д.
Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике. Этому и посвящена наша беседа.
Мы условно разделим урок на 3 части
Организационный момент
Основная часть
Заключительная часть
Выделим основные педагогические ошибки, а так же и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта.
Рассмотрим организационную часть урока
Готовясь к сегодняшней встрече, я обратилась к обучающимся, попросила вспомнить и ответить на вопрос: « Когда вам было на уроках комфортно и когда вы чувстовали себя тревожно, испытывали дискомфорт?» И вот такие ответы я получила.
- Я чувствовал себя тревожно, когда преподаватель приходил на урок с плохим настроением, опаздывал, когда к уроку не всё было готово, когда не обращал внимание на самочувствие студентов.
И наоборот, ощущали спокойствие, когда преподаватель входил с бодрым, хорошим настроением, демонстрировал жизнерадостность, обращался к студентам в доброжелательной форме. Приходил на урок немного раньше звонка, не тратил времени на поиски страницы предмета в журнале, соблюдал порядок на рабочем столе, ориентировался на эмоциональное состояние студентов.
Студенты отмечали, что корректность поведения преподавателя, способность сделать замечание в деликатной форме снижает напряжение в общении.
Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно использовать в начале урока игру- тренинг « Комплимент», с которой мы начали сегодняшнюю встречу.
Первым знаком обращения должна быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки.
Рассмотрим основную часть урока
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятные психологический климат на уроке.
Игра « Ассоциации» (была в начале работы)
Перечень упражнений, их цель:
Комплимент: Формирует уважительное отношение к окружающим, развивает рефлексию.
Печатная машинка. У каждого учащего слово от общего определение, дети по очереди поднимают нужное слово, чтобы в итоге получилось согласованное предложение. Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе.
Ассоциации. Студенты подбирают ассоциативный ряд к какому- либо определению, другая команда должна догадаться о чем идет речь. Формирует адекватное понимание, восприятие партнера, развивает активное внимание, групповую сплоченность.
Поменяйтесь местами те, кто… Учитель называет, какой либо признак и учащиеся местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, « Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов»,
« … свойство абзацев», « Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», « … писал прозу». Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.
Сообщение. Студентам предлагается встать в круг. Задача по кругу передать сообщение, как можно быстрее и без искажение (тему урока, новый термин и т.д.) Формирует чувство принадлежности к группе.
4. Ты и я сообщение
Немаловажным для создание психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к студенту.
Психологи выделяют две формы общения с людьми: « ты» и « я» сообщение.
« Ты»- сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у студента чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда педагог (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…)
«Я»- сообщение является более эффективным способом влияние на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между студентом и педагогом. ( Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»
Практическое задание: переформируйте ты – сообщение в я – сообщение.
Ты - сообщение:
Ты сегодня опять забыл тетрадь?;
Ты всегда плохо выполняешь задания;
Тебе не надоело весь урок болтать?
Ответы: « Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь»,
« Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным студентам»…
5. Вербальные проявление педагога.
Очень важным при общении с учащимися является то, какие вербальные средства общения использует педагог. От этого будет завесить эмоциональное состояние ребенка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности.
Работа с таблицей.
Задание: « В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку. Как, с вашей точки зрения, надо сказать?»
( Проверить не все пункты, обсудить те, которые вызвали особые затруднения)
Так говорить не стоит! А вот так надо:
Ты какой-то неуравновешенный, Мне кажется, ты был взволнован,
нервничаешь вечно! когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я Ты сейчас очень громко говоришь
несправедливо тебя оцениваю?
Только бездельники и дураки Мне не приятно видеть, как ты списывают на контрольной списываешь
Ты не когда не умел объяснять материал, Я думаю, что ты объяснил
опять никто нечего не понял слишком сложными фразами
Опять ты обзываешься! Сейчас ты ведешь себя
не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам Возможно, в следующий раз стоит серьёзнее! больше времени уделить
подготовке
Я тут целых полчаса распинаюсь! Для меня важно, чтобы
Ты меня не слушаешь! Как с тобой мы друг друга выслушали
можно разговаривать?!
Да отвлекись ты, я хочу тебе Когда закончишь свои дела, сказать… дай мне знать. Мне хотелось бы
поговорить с тобой
Ты, конечно, молодец, но у тебя Ты действительно написал
много ошибок, плохой почерк интересное сочинение. Однако
и сложные формулировки над грамматикой следует
ещё поработать
«Переходим к рассмотрению заключительной части урока»
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя , работы и настроя на урок студентов, так и самооценка своей деятельности самих студентов.
Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих студентов, можно использовать такие примеры как:
- « Нарисуй своё настроение( или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот пример развивает умение рефлектировать своё эмоциональное состояние.
- Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой- то знак (можно смайлик).
- Можно поставить оценку своего психологического состояние на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроение своего класса.
6. Заключение
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
-Уважайте детей!
- не навредите, ищите в детях хорошее!
- замечайте и отмечайте малейший успех студента,
- от постоянных неудач дети озлобляются!
- не приписывайте успех себе, а вину ученику!
-ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже!
-будьте великодушны, умейте прощать!
-на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
-не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
-хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
-только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
-не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную
-беспомощность в общении с детьми;
-оценивайте поступок, а не личность;
-дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего о нем, несмотря на его оплошность.
Закончить сегодняшний разговор хотелось бы словами:
Надо обладать немалым мужеством,
чтобы сказать самому себе:
«Этому мне надо научиться,
а вот от этого надо себя отучить».
Так говорить не стоит! А вот так надо:
Ты какой-то неуравновешенный, Мне кажется, ты был взволнован,
нервничаешь вечно! когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я Ты сейчас очень громко говоришь
несправедливо тебя оцениваю?
Только бездельники и дураки Мне не приятно видеть, как ты списывают на контрольной списываешь
Ты не когда не умел объяснять материал, Я думаю, что ты объяснил
опять никто нечего не понял слишком сложными фразами
Опять ты обзываешься! Сейчас ты ведешь себя
не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам Возможно, в следующий раз стоит серьёзнее! больше времени уделить
подготовке
Я тут целых полчаса распинаюсь! Для меня важно, чтобы
Ты меня не слушаешь! Как с тобой мы друг друга выслушали
можно разговаривать?!
Да отвлекись ты, я хочу тебе Когда закончишь свои дела, сказать… дай мне знать. Мне хотелось бы
поговорить с тобой
Ты, конечно, молодец, но у тебя Ты действительно написал
много ошибок, плохой почерк интересное сочинение. Однако
и сложные формулировки над грамматикой следует
ещё поработать
Так говорить не стоит! А вот так надо:
Ты какой-то неуравновешенный,
нервничаешь вечно!
Ты что кричишь, думаешь, я
несправедливо тебя оцениваю?
Только бездельники и дураки
списывают на контрольной
Ты не когда не умел объяснять материал,
опять никто нечего не понял
Опять ты обзываешься!
Ты должен относиться к урокам
серьёзнее!
Я тут целых полчаса распинаюсь!
Ты меня не слушаешь! Как с тобой
можно разговаривать?!
Да отвлекись ты, я хочу тебе
сказать…
Ты, конечно, молодец, но у тебя
много ошибок, плохой почерк
и сложные формулировки
Ничему меня не учит то, что тычет, талдычит, жучит.
Борис Слуцкий
1.Выполнение специальных упражнений на уроках.
2.«Ты и я сообщение».
3.Вербальное проявление педагога
К - красота
О - обстановка
М - мечта
Ф - фантазия
О - оазис
Р - радость
Т – тишина