Создание психологической комфортности, как одно из условий формирования учебной мотивации 
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования
«Лабинский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Методическая разработка
семинара – практикума по теме:
«Создание психологической комфортности, как одно из условий формирования учебной мотивации»
для педагогов 
                                                                                     автор (составитель)
                                                                                    педагог – психолог
                                                                            Одинцова С.В.
                                                                           Рассмотрено на цикловой комиссии
                                                                         общеобразовательных предметов
                                                                       протокол №_________________
                                                                           председатель:_________А.Г. Кива
г. Лабинск 2015
Содержание методической разработки
        Название разделов:
     1. Актуальность проведения семинара – практикума
2.  Психологический настрой
     3. Теоретический ввод
Выполнение специальных упражнений на уроках.
5.Ты и я сообщение
     6. Вербальные проявление педагога.
7. Заключение
Актуальность проведения семинара – практикума
Мотивация к обучению — одно из главнейших условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта, но и является движущей силой совершенствования личности в целом. Формирование у обучающихся мотивации к учебно-познавательной деятельности является одной из главных проблем современного  образования. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приёмов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, жизненных компетенций, активной жизненной позиции. 
Усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению – одна из проблем современного образования. На одном полюсе концентрируются студенты с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует студентов без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу педагогам и мешают другим обучающимся. Поэтому формирование мотивации к учёбе – одна из задач педагогики. Проблемами мотивации занимались и классики педагогики – Эльконин, Гальперин, Коломинский, но мало внимания уделялось именно условиям способствующим повышению мотивации на уроках.
Основной целью моей методики является формирование интереса к обучению посредством анализа и разработки условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроках.
Задачи: Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе;
Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках;
.Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта;
Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках;
Продемонстрировать эффективные способы влияния на ребенка;
Сформулировать  представления о позитивных и негативных вербальных  и не вербальных  проявлениях педагога на уроке.
Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.  Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя обучающийся в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал  интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.
1. Психологический настрой
1.1. Тренинг
Уважаемые коллеги!  Посмотрите на рядом сидящих коллег. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите. Принимающий должен кивнуть головой и сказать: » Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.
 И мне очень приятно с вами работать.
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в коллективе  была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолиться. Как создать такой « рассол» ?Что взять за его основу?
                                              2. Теоретический ввод
Разобраться в понятии « комфорт» нам поможет игра- ассоциация.
Что такое комфорт?
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово « комфорт»?
 Красота, мир, обстановка, толерантность,  удобство, покой…
 Озвучим полученное.
 Комфорт – заимствовано из  английского языка, что означает « поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М.Шанский)
 Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобства, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегова) 
Существует три структурные составляющие данного понятия 
Комфортность:
1.Психологическая
2.Интеллектуальная
3.Физическая 
Психологический комфорт -  условия жизни при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. ( Тот самый рассол, о котором говорил Шаталов)
  Источником психологической комфортности является:
- положительное эмоциональное состояние как ученика,  так и учителя ;
- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. главной фигурой был и остается учитель.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавление личности ребёнка.
Как писал Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит   
То, что тычет, талдычит, жучит…
3. Выполнение специальных упражнений на уроках.
Часто от  психологов вы слышите рекомендации по поводу создания психологического комфорта на урок, типа:
 « Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества», 
« Мотивируйте учащихся», 
« Учитывайте психологические особенности детей» и т.д.
 Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике. Этому и посвящена наша беседа.
  Мы условно разделим урок на 3 части
Организационный момент
Основная часть
Заключительная часть
Выделим основные педагогические ошибки, а так же и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта.
 Рассмотрим организационную часть урока 
Готовясь к сегодняшней встрече, я обратилась к обучающимся, попросила вспомнить и ответить на вопрос: « Когда вам было на уроках комфортно и когда вы чувстовали себя тревожно, испытывали дискомфорт?»  И вот такие ответы я получила.
- Я  чувствовал себя тревожно, когда преподаватель приходил на урок с плохим настроением, опаздывал, когда к уроку не всё было готово, когда не обращал внимание на самочувствие студентов.
И наоборот, ощущали спокойствие, когда преподаватель входил  с бодрым, хорошим настроением, демонстрировал жизнерадостность, обращался к студентам в доброжелательной форме. Приходил на урок немного раньше звонка, не тратил времени  на поиски страницы предмета в журнале, соблюдал порядок на рабочем столе, ориентировался на эмоциональное состояние студентов. 
Студенты отмечали, что корректность поведения преподавателя, способность сделать замечание в деликатной форме снижает напряжение в общении.
Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно использовать в начале урока игру- тренинг « Комплимент», с которой мы начали сегодняшнюю встречу.
Первым знаком обращения должна быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки.
Рассмотрим основную часть урока
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятные психологический климат на уроке.
Игра « Ассоциации» (была в начале работы)
Перечень упражнений, их цель:                    
Комплимент: Формирует уважительное отношение к окружающим, развивает рефлексию.
Печатная машинка. У каждого учащего слово от общего определение, дети по очереди поднимают нужное слово, чтобы в итоге получилось согласованное предложение. Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе.
Ассоциации. Студенты  подбирают ассоциативный ряд к какому- либо определению, другая команда должна догадаться о чем идет речь. Формирует адекватное понимание, восприятие партнера, развивает активное внимание, групповую сплоченность.
Поменяйтесь местами те, кто… Учитель называет, какой либо признак и учащиеся местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, « Поменяйтесь местами  те, у кого на карточке свойство символов»,
 « … свойство абзацев», « Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», « … писал прозу». Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.
Сообщение. Студентам предлагается встать в круг. Задача по кругу передать сообщение, как можно быстрее и без искажение (тему урока, новый термин и т.д.) Формирует чувство принадлежности к группе.
4. Ты и я сообщение
Немаловажным для создание психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к студенту.
Психологи выделяют две формы общения с людьми: « ты» и « я» сообщение.
« Ты»- сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у студента чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда педагог (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…)
«Я»- сообщение является более эффективным способом влияние на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между студентом и педагогом. ( Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»
   Практическое задание:  переформируйте ты – сообщение в я – сообщение.
Ты - сообщение: 
Ты сегодня опять забыл тетрадь?; 
Ты всегда плохо выполняешь задания; 
Тебе не надоело весь урок болтать? 
Ответы: « Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь»,
 « Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным студентам»…
5. Вербальные проявление педагога.
Очень важным при общении с учащимися является то, какие вербальные средства общения использует педагог. От этого будет завесить эмоциональное состояние ребенка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности.
Работа с таблицей.
 Задание: « В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку. Как, с вашей точки зрения, надо сказать?» 
( Проверить не все пункты, обсудить те, которые вызвали особые затруднения)
 Так говорить не стоит!                                             А вот так надо:
Ты какой-то неуравновешенный,                         Мне кажется, ты был взволнован,                             
нервничаешь вечно!                                               когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я                                 Ты  сейчас очень громко говоришь
несправедливо тебя оцениваю? 
Только бездельники и дураки                                 Мне не приятно видеть, как ты            списывают на контрольной                                     списываешь
Ты не когда не умел объяснять материал,              Я думаю, что ты объяснил
опять никто нечего не понял                                    слишком сложными фразами
Опять ты обзываешься!                                             Сейчас ты ведешь себя 
                                                                                      не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам                               Возможно, в следующий раз стоит серьёзнее!                                                                    больше времени уделить 
                                                                                      подготовке     
Я тут целых полчаса распинаюсь!                           Для меня важно, чтобы
Ты меня не слушаешь! Как с тобой                          мы друг друга выслушали
можно разговаривать?!
Да отвлекись ты, я хочу тебе                                    Когда закончишь свои дела, сказать…                                                                     дай мне знать.  Мне хотелось бы                                                                                                     
                                        поговорить с тобой                                                                                                                        
Ты, конечно, молодец, но у тебя                              Ты действительно написал
 много ошибок, плохой почерк                                интересное сочинение. Однако
и сложные формулировки                                        над грамматикой следует
                                                                                     ещё поработать
    «Переходим к рассмотрению заключительной части урока»
 Особо важное значение имеет конец  урока. Очень важно, с каким настроением ученики  уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка  учителя , работы и настроя на урок студентов, так и самооценка своей деятельности самих студентов.
Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих студентов, можно использовать такие примеры как:
-   « Нарисуй своё настроение( или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот пример развивает умение рефлектировать своё эмоциональное состояние.
 - Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой- то знак (можно смайлик).
- Можно поставить оценку своего психологического состояние на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом  учитель может построить график настроение своего класса.
6. Заключение
 Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
  -Уважайте детей!
- не навредите, ищите в детях хорошее!
- замечайте и отмечайте малейший успех студента,
- от постоянных неудач дети озлобляются!
- не приписывайте успех себе, а вину ученику!                            
-ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже!
-будьте великодушны, умейте прощать! 
-на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
-не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
-хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте  наедине;
-только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его                     духовного мира;
-не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную
-беспомощность в общении с детьми;
-оценивайте поступок, а не личность;
-дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего о нем, несмотря на его оплошность.
   Закончить сегодняшний разговор хотелось бы словами:
Надо обладать немалым мужеством,
чтобы сказать самому себе:
«Этому мне надо научиться,
а вот от этого надо себя отучить».
 
Так говорить не стоит!                                             А вот так надо:
Ты какой-то неуравновешенный,                         Мне кажется, ты был взволнован,                             
нервничаешь вечно!                                               когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я                                 Ты  сейчас очень громко говоришь
несправедливо тебя оцениваю? 
Только бездельники и дураки                                 Мне не приятно видеть, как ты            списывают на контрольной                                     списываешь
Ты не когда не умел объяснять материал,              Я думаю, что ты объяснил
опять никто нечего не понял                                    слишком сложными фразами
Опять ты обзываешься!                                             Сейчас ты ведешь себя 
                                                                                      не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам                               Возможно, в следующий раз стоит серьёзнее!                                                                    больше времени уделить 
                                                                                      подготовке     
Я тут целых полчаса распинаюсь!                           Для меня важно, чтобы
Ты меня не слушаешь! Как с тобой                          мы друг друга выслушали
можно разговаривать?!
Да отвлекись ты, я хочу тебе                                    Когда закончишь свои дела, сказать…                                                                     дай мне знать.  Мне хотелось бы                                                                                                     
                                        поговорить с тобой                                                                                                                        
Ты, конечно, молодец, но у тебя                              Ты действительно написал
 много ошибок, плохой почерк                                интересное сочинение. Однако
и сложные формулировки                                        над грамматикой следует
                                                                                     ещё поработать
Так говорить не стоит!                                             А вот так надо:
Ты какой-то неуравновешенный,                         
нервничаешь вечно!                                               
Ты что кричишь, думаешь, я                                 
несправедливо тебя оцениваю? 
Только бездельники и дураки                                           
списывают на контрольной                                     
Ты не когда не умел объяснять материал,              
опять никто нечего не понял                                    
Опять ты обзываешься!                                             
                                                                                      
Ты должен относиться к урокам                             
  серьёзнее!                                                                    
                                                                                           
Я тут целых полчаса распинаюсь!                           
Ты меня не слушаешь! Как с тобой                          
можно разговаривать?!
Да отвлекись ты, я хочу тебе                                    
сказать…                                                                                                                                                                          
                                        
Ты, конечно, молодец, но у тебя                              
 много ошибок, плохой почерк                                
и сложные формулировки                                        
                                                                                     
Ничему меня не учит то, что тычет, талдычит, жучит.
Борис Слуцкий
1.Выполнение специальных упражнений на уроках.  
 
2.«Ты и я сообщение».
3.Вербальное проявление педагога
К - красота
О - обстановка
М - мечта
Ф - фантазия
О - оазис
Р - радость
Т – тишина