Презентация по математике Развитие математической грамотности при решении текстовых задач
Обобщение опытаУчитель Тугушева Л.Э.Развитие математической грамотности при решении текстовых задач
Click to add Title4Click to add Title1Click to add Title2Click to add Title3Click to add Title5
Всё наше достоинство заключено в мысли.Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить,возвышают нас, а именно она, наша мысль.Блез Паскаль
Обучение решению текстовых задач является одним из важнейших вопросов обучения математике, так как задачи используются не только для усвоения математических знаний, предусмотренных учебной программой, но и для развития познавательных способностей и логического мышления.
Учащиеся на разных ступенях обучения испытывают большие затруднения при решении текстовых задач.Главное внимание при решении задач необходимо уделять анализу текста.
Хороший способ - помещать задачи в таблицу. Рассмотрим на примере задач.
Задача №1 Сколько чистой воды нужно добавить к 100 граммам 60% -го раствора кислоты, чтобы получить 30%-й раствор?
ВеличиныДаноДобавленоВсегоОбщая масса в граммах100х100 + хПроцент кислоты60% = 0,60% = 020% = 0,2Кислота в граммах0,6 х 100 = 6000,2(100 + 10)
Так как общее количество кислоты не меняется в процессе, мы можем написать уравнение 60 = 0,2(100 + х)Решив уравнение, получим, что х = 200
Задача №2 ("метод весов")Если Витя купит 11 тетрадей, то у него останется 5 рублей. А на 15 тетрадей у него не хватит 7 рублей. Сколько денег у Вити?
Цена (руб.)Количество (шт.)Стоимость (руб.)Количество денег х1111х11х +5 х1515х15х - 7
Так как количество имеющихся денег одинаковое, то решим уравнение:11х + 5 = 15х - 711х = 15х- (7+5)11х = 15х - 12
Применяя "метод весов" повторно, получаем0 = 4х - 124х = 12х = 33 рубля - цена тетради.3х11+5 =38 (рублей) - было у Вити.Ответ: 38 рублей.
Задача №3Найдите стороны прямоугольника, если его площадь 72 кв.см., а полупериметр 18 см.
Решение:Разобьем 18 на несколько слагаемых и найдем соответствующие произведения.СлагаемыеПроизведение1 и 17172 и 16323 и 15454 и 14565 и 13656 и 12727 и 11778 и 10809 и 981
Вопросы:Какая существует связь между слагаемыми и их произведением, используя четность и нечетность чисел?Что можно еще заметить?
Основные умения по развитию умственных операций в решении задач:Написать названия строк и столбцов, такие как: "дано", "добавить", "всего", "объем" и т.д.Разместить данные в соответствующих клетках.Догадаться, когда две смеси сливаются вместе, общая масса равняется сумме масс ингредиентов.Знать, что когда две смеси, содержащие кислоту, сливаются вместе, общее количество кислоты равняется сумме количеств кислот в ингредиентах.Чистая вода содержит 0% кислоты.Последнюю клетку можно заполнить двумя различными способами.Следовательно, эти выражения равны, значит можно составить и решить уравнение, чтобы получить ответ.
Основные задачи учителя математики:Научить учеников понимать язык текстовых задач.Развивать способность представлять информацию с пользой для постановки и решения задач.Учить учащихся переводить информацию разными способами.Улучшить их манеры: разборчивый почерк, умение объяснить и понять объяснение.
Анализ решения задач помогает учащимся организовывать свои мысли и развивает математическую культуру.В результате обучения решению текстовым задачам, приходим к выводу, что необходимо учить решать их возможно гораздо раньше.Текстовые задачи необходимы для массового математического образования, главной целью которых является начальное развитие абстрактного мышления.
Спасибо за внимание!