НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ДЕСЯТНИЧЕНКО Ирина Александровна,
МАОУ СОШ № 35
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
Вопросами изучения толерантности занимались следующие педагоги и психологи: И. Ф. Харламов, В.И. Самохвалов, Г.Д. Дмитриев.
Г. С. Батищев, Р. Р. Валитова рассматривали толерантность, как универсальный принцип регуляции отношений человека к окружающему миру и другим людям.
В трудах В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, М.Л. Мчедлова, Л.В. Скворцова, Н.Н. Федотовой, М. Уолцера рассматривается семантика понятия «толерантность», субъекты и объекты толерантности, предмет и типы толерантности, уровни толерантности и факторы на них влияющие. Психологический аспект толерантности изучают Г. Братченко, С.К. Бондырева и др.
Под толерантностью понимают - уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. [ ]. (2. И.Ф. Харламов)Подробно изучали проблемы формирования толерантности у школьников – А. Г. Асмолов, А. Н. Джуринский, рассматривающих данный процесс не как самопроизвольный, а требующий создания благоприятных педагогических условий для воспитания толерантности ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании представлений иных культур. [ ]. (1. Лекторский В. А.)
Разделяя также концептуальные позиции исследователей Г. В. Безюлевой, Г. М. Шеламовой, мы опираемся на идеи, рассматривающие толерантность не только как диалог, сотрудничество, взаимопонимание, но и технологию поэтапного развития толерантности педагогов и учащихся: от определения психологического климата в коллективе образовательного учреждения и оценки психолого-педагогической компетентности через информирование по проблеме толерантности и совершенствование коммуникативных навыков учителя к индивидуальному развитию толерантных качеств педагога на основе рефлексии и самодиагностики затруднений в сфере отношений.
Воспитание личности, основанное на принципах толерантности, является целью многих гуманистических концепций (педагогика ненасилия, воспитание как педагогический компонент социализации воспитанника, воспитание ребёнка как человека культуры, педагогическая поддержка воспитанника и процесса его развития).
В последнее время педагогика толерантности формируется как независимое направление, в развитие которого большой вклад вносят Б. Риэрдон, Е.О. Галицких, Е. Ю. Клепцова, А.А. Погодина.
Анализ понятия «толерантность» актуализирует проблему изучения трех видов толерантности: личностной, социальной и этнической [3 Бардиер, Г.Л].
Личностная толерантность включает в себя, прежде всего ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают «уважение» к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком. Развитие и становление личности связано с ее социализацией, то есть вхождением в социум. Результатом может являться социальная толерантность личности.
Социальная толерантность – это партнёрское взаимодействия личности с различными социальными группами общества, она направлена на равновесие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп. Поведение считается социальным, считает М. Вебер, «когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других людей». Социальная толерантность проявляется в социальной ответственности личности, за себя и группу единомышленников в том числе этической и правовой сфере.
Третий вид – этническая толерантность. Она не может быть поставлена в один ряд с другими компонентами социальной толерантности: по полу, социальному положению, по профессии, то есть этническая толерантность представляется нам третьим компонентом в ряду личностной, социальной и этнической. Этническая толерантность, как отношение к «другим», на основе их этнической принадлежности – важнейшее проявление толерантности и личности и общества.
Характеристика видов толерантности
13970175501Виды толерантности
Личностная
толерантность:
Социальная
толерантность:
Этническая толерантность:
- уважение к человеку;
- право и свобода ответственности за собственную жизнь;
- отражает ценности и смыслы человека;
- мотивационный регулятор человека.
- партнёрское взаимодействия личности с различными социальными группами общества;
- социальная ответственность личности, за себя и группу единомышленников.
- проявляется на основе этнической принадлежности.
00Виды толерантности
Личностная
толерантность:
Социальная
толерантность:
Этническая толерантность:
- уважение к человеку;
- право и свобода ответственности за собственную жизнь;
- отражает ценности и смыслы человека;
- мотивационный регулятор человека.
- партнёрское взаимодействия личности с различными социальными группами общества;
- социальная ответственность личности, за себя и группу единомышленников.
- проявляется на основе этнической принадлежности.
Современная личность, наследующая пестрый генетический материал предков, живущая в многообразном мире активных информационных и межличностных контактов, оказывается в ситуации непростого выбора этнической самоидентификации, что особенно актуально в мегаполисах, интегрирующих представителей из самых различных стран, этносов и культур.
На сегодняшний день в системе образования происходят изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском новых образовательных средств, диагностик и систем формирования толерантности у младших школьников.
Реализация методов воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя [ ]. Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, которые изменяют его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом.
Можно выделить 3 группы приёмов воспитания основ толерантного поведения у младших школьников в урочной и внеклассной работе.
Приёмы формирования толерантности
-33528074295Группы приёмов формирования толерантности
По организации деятельности учащихся
По организации диалоговой рефлексии
По использованию художественной литературы
- «Эстафета» - организация учителем взаимодействия учащиеся из разных групп.
- «Взаимопомощь» - организация деятельности детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организованной деятельности.
- «Акцент на лучшее» - выделение педагогом лучшие черты каждого.
- «Ломка стереотипов» - педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение.
- «Истории про себя» - применяется, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга.
- «Общаться по правилам» - регламентирование правил поведения во время выполнения задания.
- «Коррекция позиций» - тактичное изменение мнений учащихся, повышающих продуктивность общения с другими детьми.
- «Обмен ролями» - учащиеся обмениваются ролями, которые получили при выполнении заданий.
- «Ролевая маска» - вхождение в роль другого человека и выступление от его лица.
- «Прогнозирование развития ситуации» - высказывание предположения о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация.
- «Поиск толерантной позиции» - учащиеся взаимодействуют (2 учеников), остальные анализируют их диалог, выбирая правильную позицию.
- «Встречные вопросы» - обсуждение тех или иных вопросах по группам.
-«Обнажение противоречий» - разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений.
- «Сочини конец истории» - учащимся предлагается завершить историю данного литературного произведения.
- «Любимые книги товарища» - ученикам предлагается догадаться, какие книги любит их товарищ по классу.
- «Добрые слова» - предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов, литературных произведений другим людям.
- «Творчество на заданную тему» - учащиеся свободно импровизируют на заданную учителем тему.
00Группы приёмов формирования толерантности
По организации деятельности учащихся
По организации диалоговой рефлексии
По использованию художественной литературы
- «Эстафета» - организация учителем взаимодействия учащиеся из разных групп.
- «Взаимопомощь» - организация деятельности детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организованной деятельности.
- «Акцент на лучшее» - выделение педагогом лучшие черты каждого.
- «Ломка стереотипов» - педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение.
- «Истории про себя» - применяется, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга.
- «Общаться по правилам» - регламентирование правил поведения во время выполнения задания.
- «Коррекция позиций» - тактичное изменение мнений учащихся, повышающих продуктивность общения с другими детьми.
- «Обмен ролями» - учащиеся обмениваются ролями, которые получили при выполнении заданий.
- «Ролевая маска» - вхождение в роль другого человека и выступление от его лица.
- «Прогнозирование развития ситуации» - высказывание предположения о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация.
- «Поиск толерантной позиции» - учащиеся взаимодействуют (2 учеников), остальные анализируют их диалог, выбирая правильную позицию.
- «Встречные вопросы» - обсуждение тех или иных вопросах по группам.
-«Обнажение противоречий» - разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений.
- «Сочини конец истории» - учащимся предлагается завершить историю данного литературного произведения.
- «Любимые книги товарища» - ученикам предлагается догадаться, какие книги любит их товарищ по классу.
- «Добрые слова» - предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов, литературных произведений другим людям.
- «Творчество на заданную тему» - учащиеся свободно импровизируют на заданную учителем тему.
Средства и диагностические методики определения
разных уровней толерантности
Виды толерантности Средства формирования толерантности Диагностические методики определения толерантности
Личностная - упражнение «Бинго формуляр»
- упражнение «Шутливое письмо».
- упражнение «Собери пословицу»;
- упражнение «Какой я?»;
- воспитательные беседы.
Приёмы:
- «Прогнозирование развития ситуации»,
- «Взаимопомощь»,
- «Акцент на лучшее». Тест «Составление понятийного словаря» и комплексный тест нравственной воспитанности учащихся начальной школы по методике М.И. Шиловой
Социальная - воспитательные ситуации «О дружбе»;
- составление правил дружбы.
- упражнение «Общее рисование».
- игра: «Бутон»;
- воспитательные беседы и притчи.
Приёмы:
- «Общаться по правилам»;
- «Встречные вопросы»;
- «Добрые слова». Тест «Ты гражданином быть обязан»
Этническая - упражнение «5 добрых слов».
- упражнение «Добрый день, шалом, салют!»
- проект «Страница: все мы разные – все мы равные»;
- памятки толерантного общения учащихся;
- Игра: «Цветик – семицветик».
- упражнение «Поэма о толерантности».
Приёмы:
- «Истории про себя»;
- «Коррекция позиций»;
- «Ролевая маска». Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников Я.А. Батрак. [ ].Исходя из трёх видов толерантности, мы применяли в исследовании разные средства и диагностические методики для формирования толерантности. Для выявления личностной толерантности использовали тест «Составление понятийного словаря». Цель: выявить представления учащихся о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.
Ход эксперимента:
1 уровень – располагают в две колонки: а) понятные слова по данной теме; б) непонятные слова.
2 уровень – расположить понятия в две колонки: а) позитивные понятия; б) негативные понятия.
3 уровень – ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя).
Основные понятия: безразличие, высокомерие, долг, доброта, дружба, искренность, любовь, милосердие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, сочувствие, совесть, справедливость, теплота, терпимость, толерантность, холодность, человечность.Одним из средств формирования толерантности могут быть занятия-тренинги. Для формирования толерантности младших школьников можно использовать практические тренинговые упражнения и воспитательные ситуации.
Так, для формирования социальной толерантности можно воспользоваться упражнением «Обмен ролями». Участникам предлагается объединиться в группы: в пары – один участник выполняет роль родителя, другой роль ребенка. Каждой группе предлагается установить диалог при разрешении проблемной ситуации. При этом необходимо придерживаться своей роли. Пример ситуации: «Просьба ребенка о покупке дорогостоящей вещи», «Позднее возвращение ребёнка домой» и т.д.
Для формирования этнической толерантности применим упражнение «Поэма о толерантности». Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник пишет на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма (например: «толерантность – это уважение и уверенность в том, что ты будешь понят», «это – возможность найти друзей», «таким когда–нибудь станет наш мир», «толерантность – это непросто!» и т.д.). Ведущий собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим как поэму.
В процессе учебной и внеурочной деятельности младших школьников необходимо разрабатывать и применять тренинговые занятия. Использовать такие упражнения как «я – высказывание», «поэма о толерантности», «обмен ролями» и другие. Упражнения будут способствовать эффективному формированию толерантного и духовно-нравственного поведения.
Таким образом, учитель начальных классов должен знать современного ребенка, его психологические особенности, потребности, увлечения. Учитывая то, в данный момент активно идет гуманизация образовательного процесса, то, что приоритетными становятся развивающие и воспитательные задачи, учитель начальных классов необходимо целенаправленно заниматься формированием основ толерантного поведения у учащихся младших классов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
Авидон С.В. Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ: курсовая работа, – Екатеринбург, 2012.
Батрак А.Я. Психологическое сопровождение экспериментального исследования // Формирование навыков толерантного поведения младших школьников, – М.: ДРОФА, 2010.
Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного воспитания гражданина России, – М.: 2009.
Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников, Ярославль, 2003.
Харламов И. Ф. Педагогика: Учебн. пособие. -3-е изд., перераб и доп. –М.: Юристъ. 1997
Тупик С.Е. Формирование толерантного поведения у младших школьников 2010.