Урок русского языка в 7 классе «Употребление союзов в простых и сложных предложениях»

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
КЛАСС: 7
ТЕМА: «Употребление союзов в простых и сложных предложениях»
ЦЕЛИ УРОКА:
    Добиться, чтобы учащиеся знали:

·    Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложносочинённого предложения с союзом И;

·    В чём особенность постановки знаков препинания в предложении с однородными членами, соединёнными союзом И.
Умели:

·    Определять тип предложения;

·    Правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, соединёнными союзом И, в сложносочинённых предложениях с союзом И.

·    Конструировать предложения по схемам и заданию.
     Воспитывать интерес к урокам русского языка, чтобы учащиеся увидели и почувствовали красоту и величие русского языка, осваивали его огромные богатства и пользовались этими возможностями в своей речи.
 
ОБОРУДОВАНИЕ: наглядность, схемы предложений, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

1. Мобилизующий этап.
На доске запись: (союзы и предлоги, частицы) в течение, внизу, несмотря на, чтобы, навзничь, около, если, вдали, однако, вследствие, и, по, в, впереди, из-за, потому что, от, горячо, не то не то .
Учитель: Прочитайте записанные слова.
(Задание выполняется).
Сгруппируйте слова по принципу “третий лишний” так, чтобы в каждой группе были предлоги и наречия.

2. Формулирование темы урока.
Учитель: Прочитайте “лишние” слова. Назовите эти слова. Что это за слова и какую роль они выполняют?
(Слушаются ответы).
Действительно союзы, служат для связи однородных членов предложений и частей сложного предложения, соединяют, употребляются в предложениях.
А теперь, используя последний употребленный мною глагол, подумайте, как может сформулировать тему сегодняшнего урока.
Ученик: Употребление союзов. Значит, тема сегодняшнего урока: “Употребление союзов в простых и сложных предложениях”.
(Тема урока фиксируется учителем на доске).
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.
- заполнить 1 графу таблицы - что я знаю по теме? (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока:
- что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.
Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорные фразы:
Цели:
1) повторить все, что . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2) учиться различать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3) учиться правильно. в речи, конструировать .
Ученик: Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о союзе, ..

3. Синтаксическая разминка.
Задание: Выразительно прочитать предложения, найти союзы, определить их разряд, указать вид сложного предложения. (запись на доске)
 Учитель обращает внимание учащихся на правильное произношение сложных предложений: перед союзом делается пауза, в конце предложения, за которым следует союз, голос несколько повышается.
1.     Накануне дул яростный ветер, а сегодня ярко светит солнце.
2.     Пожелтели зимние дороги, потому что весна стоит на пороге.
Вывод: (называют союзы, определяют разряд).

4. Актуализация знаний и изучение нового материала.
   Вступительное слово учителя:
  Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. Как вы думаете, какой из союзов самый употребительный? (называют различные союзы, но чаще других союз И).
   Правильно. Союз И является одним из самых употребительных слов русского языка. Частое использование его в речи вносит пунктуационные сложности.
- Исследование языкового материала.
Анализируются предложения (распечатан материал).
-Какое это предложение?
-Какой союз и что соединяет?
( подчёркивают однородные члены и главные члены в сложном предложении)
-Как расставляются знаки препинания?
-Составьте схемы предложений.
1.Сугроб оседает, и через валежник на солнце глядит удивлённый подснежник.
2. Солнышко ярко светит и улыбчиво смотрит с ясного небосвода.
3. Идёт весна по полям, и гонит тучи с ясного неба, и тёплым ветром дышит на реку, и солнечным и лучами согревает землю.
 
, и
 

Схемы предложений: 
           
·    и
·

 
  
·  , и   
· , и   
· , и
·

     Вывод: Что нового вы узнали об употреблении союза И, о знаках препинания в простом предложении с однородными членами и в сложносочинённом предложении?
Учитель. Союз может выполнять и другую функцию. Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина. (запись на доске)
Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен.
– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина "Полтава".) Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.) – А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.
- Если посмотрите на начальные строки стихотворения, увидите, что союз И помогает передать повторение или единоначалие, такой художественный прием называется - АНАФОРА (запись в тетрадях).

5. Закрепительные упражнения.
1. А сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.
Задание (запись на доске)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.
2. Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер.
Задание: продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем – сложное предложение. В каком случае нужна запятая перед союзом И? Графически объясните. Правильно расставьте знаки препинания. В предложениях передать свое настроение. (запись на доске)
1.Пришла весна и
2. Брызнули лучи весеннего солнца и
3. Деревья вновь зазеленели и
4. Настроение у всех весёлое и
Зачитывают составленные предложения, определяют, кому удалось передать настроение и выразить свои чувства. Объясняют постановку знаков препинания.

6. Диагностика усвоения.

·     Работа с раздаточным материалом. Выполнение заданий по вариантам.
Задание: укажите предложение, в котором нужна только одна запятая.
1 вариант.
1. Справа и слева от дороги сплошной стеной стоят сосны и ели.
2. К рассвету хлынул дождь и снег подтаявший раньше расплавился в потоке воды.
3. По- весеннему синеет небо и медленно тают в нём остатки вчерашних туч.
                                                     2 вариант.
1. Кое-где на дороге попадаются угрюмые ракиты и молодые берёзки с клейкими листочками.
2. Редеет мгла ненастной ночи и близкий день уж настаёт.
3. В поле густо колосится и рожь и пшеница и просо.

7. Лингофизминутка.
Как и любая физминутка она приходится на пик усталости. Главная её цель – снять напряжение, и заодно проверить усвоение изученного.
В данном случае проверяем работу с раздаточным материалом (ответ: второе предложение, сложносочинённое).
- Встаньте те, у кого во втором предложении нужна одна запятая.         
- Встаньте те, у кого в третьем предложении нужна одна запятая.
- Поднимите руку, если есть предложение с однородными членами.  
- Поднимите руку, если есть предложение сложносочинённое.
- Поблагодарите себя за правильный ответ (хлопают в ладоши)
Во время физминутки учитель видит уровень усвоения материала: замечает тех. Кто менее удачно выполнил задание.

8. Применение знаний.
Предложения даны разные по сложности, и учащиеся выбирают по желанию.
Задание: расставить знаки препинания, графически объяснить
1.     Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу и настежь двери раскрывая весна проходит по селу.
2.     На лугах расстилающихся по берегам озера зазеленела трава и деревья шумели сверкая нарядной листвой.
Учитель следит за правильной интонацией учащихся в сложных предложениях.
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания, графическое обозначение.

9. Обобщение изученного.
- Что нужно знать о знаках препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом И; о знаках препинания в сложносочинённом предложении с союзом И?

10. Рефлексия. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Учитель: Вернемся к началу урока, к таблице. Какую графу можете уже заполнить- графа 3 «Что узнал». Постарайтесь письменно выразить свои мысли по осознанию материала урока, собственных действий.

Письменная рефлексия
«Стихотворение по алгоритму» составление синквейна
1-я строка.
Кто? Что?
1 существительное.

2-я строка.
Какой?
2 прилагательных.

3-я строка.
Что делает?
3 глагола.

4-я строка.
Что автор думает о теме?
Фраза из 4 слов.

5-я строка.
Кто? Что? (Новое звучание темы).
1 существительное.


11. Оценка работ. Отметки за урок.

12.Домашнее задание. Хорошо работали.



МИХАЛЕВА ИННА ИВАНОВНА
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОБУ «Дипкунская СОШ»

15