Конспект урока на тему Детство И.А. Бунин.

Урок литературного чтения
по программе (Планета знаний)
Учебник: Э.Э.Кац. 4 класс
Тема урока: И.А. Бунин. "Детство"
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением
Задачи:
- продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения;
- над развитием умения своим чтением передавать настроение и чувства автора, над формированием личностного отношения к природе на основе художественного анализа произведения;
- воспитывать любовь к природе, к чтению.
Оборудование: портрет  И.А.Бунина; учебник Э.Э. Кац
ХОД УРОКА
I. Организационный  момент
- Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку.
II. Проверка  домашнего задания
Ещё не знаю, что будет
III. Сообщение темы урока.
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством И.А. Бунина.
IV Биография И.А.Бунина
- Начнём, урок с того, что рассмотрим портрет Ивана Алексеевича.
- Какие у него черты лица?
- Как бы вы его описали?
- Мы сегодня не будем останавливаться на биографии поэта, я лишь приведу некоторые интересные факты из его биографии.


Иван Алексеевич Бунин родился 1870 г. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.
Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
В 50 лет писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции.
Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
- Что узнали?
IV. Изучение нового материала
- Ребята, а кто из вас знает его стихотворение «Детство»?
- Так вот, сегодня на уроке, мы с вами и познакомимся с этим стихотворением.
- А какие произведения про детство вы уже читали?
- Ребята, а что же такое детство?
Подготовка к восприятию
– Сейчас услышите стихотворение «Детство». – Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком? – В нем рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?
О нем самом, потому что он говорит о себе.  
О том, как он гулял в лесу.
О дубовой роще.
Чтение вслух учителем
– Изменились мнения у вас?
Вывод: за каждым стихотворением он сам,  его переживания, его мысли.  
Самостоятельная работа с текстом
– А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение  самостоятельно.  Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте  непонятные слова. – Какие непонятные слова вы встретили? Я написала, некоторые слова, которые они могут спросить. Остальные, я естественно, тоже объясню.
(В бору,   ароматом,  палатам, зной) – Назовите близкое по значению   слово к слову «аромат» – (запах). – К слову «зной» – (жара) – Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне) – Значит, бор – это лес, в котором растут (сосны)  – Слово «палаты». Что вы о нём знаете?  В каких случаях  употребляют в речи? (Палата бывает в больнице) А вот А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил тоже это слово
«Старичок к старухе воротился. Что ж? пред ним царские палаты В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей».
– Значит, что же такое «палаты»? (Большой и красивый зал) – Подберите эпитеты, т.е. слова-признаки к слову «палаты» (Царские, огромные, красивые, расписные, светлые.) – А у Бунина?  (Солнечные палаты)
V. Работа с текстом
1) Каким настроением проникнуто это стихотворение? 2) Какие слова и образы подчеркивают радость и торжественность, владеющие лирическим героем? (Весело бродить, сладостней дышать, повтор эпитета «солнечный») 3) Почему лирический герой чувствует себя вновь ребёнком именно в сосновом бору? (Лирический герой взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком). 4) Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью каких эпитетов автор передаёт ощущения лирического героя? (Смолистый аромат, кора груба, тепла). Какие цветовые эпитеты мы находим в стихотворении? (Солнечные палаты, кора красна). VI. Выборочное чтение
– Ответьте на вопросы строчками из стихотворения: – В какой день в бору сладостнее дышать?
«Чем жарче день, тем сладостней в бору. Дышать сухим смолистым ароматом».
– В какое время дня бродил поэт по лесу?
«И весело мне было по утру Бродить по этим солнечным палатам».
– Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?
«Повсюду блеск, повсюду – яркий свет, Песок – как шелк».
– Почему так сказал Бунин? (Песок  мягкий и шелк  мягкий, песок блестит и шелк блестит.) – Запомните этот пример. Называется эта форма поэтической речи – СРАВНЕНИЕ – Что сказано о стволе сосны? (Тяжелый, величавый, гигант)
VII. Продолжение изучения  нового материала.
Работа над выразительным чтением.
Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).
- Такая рифма называется перекрестной.
- Давайте, расставим паузы и логические ударения.
- Выразительное чтение I строфы.
- Теперь, давайте посмотрим на II строфу.
- С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?
- Расстановим паузы и логические ударения. - Выразительное чтение II строфы.
- В третьей строфе, представьте себе старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?
- Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.
- Выразительное чтение III строфы.

Чтение стихотворения – Удалось ли вам проникнуть  в душу поэта, узнать его чувства? – Вернемся к началу урока.  Почему стихотворение называется «Детство»?
VIII. Итог  урока
– Что нового узнали о жизни и творчестве  И.А.Бунина?
IX. Домашнее задание
Выучить наизусть
њђ Заголовок 115