Урок по литературному чтению на тему: Бунин. Детство.
Щербакова Алла Викторовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МАОУ "Гимназия "Тарасовка"
п.Черкизово Пушкинский район
Урок литературного чтения. 4класс
Тема: стихи И.А.Бунина "Детство".
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО)
Щербакова Алла Викторовна
Должность (с указанием преподаваемого предмета)
МАОУ "Гимназия "Тарасовка" п.Черкизово Пушкинский район Московская область
Название материала
Урок по теме:
И. А. Бунин "Детство"
Класс (возраст)
4 класс (9 – 10 лет)
Учебный предмет
Литературное чтение
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс
УМК «Школа России»
Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.. Литературное чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе: в 2 ч. / ч.1 – М.: Просвещение, 2013.
Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 4 класс: рабочая тетрадь для обучающихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / ч.1 – М.: Просвещение, 2011.
Техническое оснащение
Оборудование
Ноутбук, экран, проектор, оценочные карты успеха, три цветных карандаша: желтый, зеленый, красный, портрет И.А.Бунина;
Цели
- ввести в круг чтения произведения И.А.Бунина;
- учить наблюдать за ритмом, построением стихотворной строки, строфы, видами рифм;
- закрепить понятия "эпитет", "сравнение", "метафора", "олицетворение";
- учить понимать чувства поэта и выражать свои;
-продолжать работу над формированием навыка выразительного чтения поэзии;
-содействовать развитию мышления наблюдательности, внимания, привития интереса к предмету.
Планируемые результаты (предметные):
- уметь находить в тексте изобразительные средства и классифицировать их;
- анализировать стихотворение;
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к школе, одноклассникам.
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое, на усмотрение автора)
Данный урок продолжает изучение раздела
«Поэтическая тетрадь». Так как данный материал содержит большой объём информации, был выбран тип урока - комбинированный.
Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику класса с учетом возрастных особенностей обучающихся. По наполняемости обучающимися класс средний, поэтому на уроке использовался дифференцированный подход.
Для активизации изучения достаточно серьезного и объемного материала на уроке были использованы различные методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод, исследовательский метод, метод прогнозирования. Также были использованы различные формы работы: фронтальная работа с текстом учебника, словарная работа, работа с литературными терминами, работа с наглядным материалом и прочее.
Работа на уроке активизирована еще и тем, что перед учениками поставлена конкретная задача, и они видят конечную цель. Обучающиеся сами себя оценивали поэтапно, рисуя разноцветные кружки в оценочной карте успеха.
На уроке идет сочетание различных форм работы. Каждый новый вид занятий включает отработку и закрепление разнообразных УУД.
Каждый этап урока сопровождается контролем учителя и самоконтролем обучающихся для выявления степени усвоения материала.
Содержание урока полностью соответствуют требованиям программы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Задачи этапа.
УУД
1.Организационное начало урока.
Эмоцио-
нальный настрой.
-Начинаем урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. Давайте улыбнемся друг другу, постараемся доставить себе радость и положительные эмоции.
1.Встают из-за парт.
2.Проверяют школьные принадлежности.
3.Улыбаются друг другу.
4. Организация внутренней речи.
Способствует созданию состояния психо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации.
УУД (личностные):
- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношенияк процессу обучения;
-мотивационная основа учебной деятельности
2.Артикуляционная гимнастика.
-Мы "в гостях" у Весёлого язычка
Откроем двери, войдём
Язычок проснулся, потянулся
Умылся язычок
Почистил зубы
Сделал зарядку: побегал. попрыгал, покувыркался.
-Язык готов с нами работать.
Выполняют упражнения для языка.
Способствует созданию мотивации
3.Девиз урока.
"Читай литературно, выразительно".
-Из какого языка пришло слово"девиз"?
-Что оно обозначает?
-Как называется раздел, над которым мы работаем?
-Мы читали уже много произведений этого раздела.
-Назовите эти произведения.
-Определите жанр произведения.
-Назовите автора.
-Зачитайте строки из этих произведений.
-Из французского
-Надпись на элементе, гербе, щите. Это высказывание, которое выражает желание вести себя именно так.
-Творчество писателей, поэтов 19 века и первой половины 20 века.
4.Дыхательные упражнения.
-Вдох сделай небольшой, выдох на счёт 1-5 про себя.
-Вдох. Задержи воздух на счёт 1-3.
Погаси все свечи сразу -ФУ-
-Потуши каждую свечу, прерывая дыхание:фу,фу,фу.
-Держи дыхание до конца:
-жужжим: жжжжжж
-шуршим: шшшшш
-Поём.Выдыхаем плавно, без толчков на счёт 1-5на звук [а]
-Читаем на одном дыхании (на доске строки из стихотворения И.А.Бунина)
Или из очерка А.М.Горького "О книгах"
Или отрывок из стихотворения "Русский язык" К.Д.Бальмонта.
Выполняют упражнения для дыхания.
"Гаснет вечер ,скрылось солнце,
Лишь закат краснеет..
Счастлив тот, кому зарёю
Тёплый ветер веет;"
"Любите книгу-источник знания, только знание может сделать нас духовно сильными, честными людьми."
"Язык, великолепный наш язык.
Вечное и истинное в нём раздолье,
В нём клёкот орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья..."
5. Проверка домашнего задания
- Повтор текста( чтение молча) про себя.
-Выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина
а."Гаснет вечер, даль синеет..."
1 группа-наизусть,
2группа-выразительное чтение.
б."Шире ,грудь, распахнись.."
2 группа-наизусть,1группа-выразительное чтение.
3.Дети задают друг другу вопросы по тексту,теме. Ответы, вопросы оцениваются.
Обеспечивает высокий уровень самостоятельности
и вовлеченности учеников в учебную деятельность и развитие их интеллектуальных качеств.
УУД
(познаватель-
ные, регулятивные):
- выбор основанийдля классификации;
-самостоятель-
ное формулирова-
ние познавательной цели данного этапа урока;
- сохранение учебной задачи;
-осуществлять пошаговый контроль.
6.Физкультминутка.
-Если нравится тебе, то делай так.
-Если нравится тебе, то делай так.
-Если нравится тебе, то намного наклонись.
-Если нравится тебе, то потянись.
-Если нравится тебе, то гостям ты улыбнись.
-Повернись и за учебники садись.
(Левое, правое плечо вверх, руки на поясе, 2 щелчка над головой).
(Руки на поясе прогнуться вперёд, назад. Руки в стороны 2 щелчка пальцами).
7. Определение темы и цели урока
-Как вы думаете, что мы будем постигать на уроке?
- Знакомиться с произведением И.А. Бунина.
- Анализировать стихотворение.
-Рисовать словесные картины.
Активизация терминологической речи.
УУД (познавательные):
-выделение опоры, значимой для построения цепочки мыслительных операций;
-постановка и формулировка темы и цели урока.
8. Прогнозирование содержания стихотворения
Посмотрите ещё раз на название стихотворения и подумайте, о чём оно будет?
-Как вы справились с прогнозированием? Оцените свою работу с помощью карандашей.
-Если вы считаете, что работу выполнили без ошибок – зелёный карандаш, жёлтый – маленькие недочеты, красный, если вы испытываете трудности в выполнении этого задания.
-Нарисуйте в первой колонке кружок нужного цвета.
При необходимости организация диалога.
Разграничение области знания и незнания по данной теме.
УУД;
(познавательные, регулятивные, личностные):
-формирование умения решать учебнуюзадачу,
опираясь на литературное чутьё;
-формирование умения рациональной работы с текстом;
-формирование самооценки, уровня собственных знаний;
-осуществление пошагового контроля;
-развитие умения корректоровать информацию;
-учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-создание ситуации речевого высказывания, участие в диалоге;
-формирование умения доказывать свою точку зрения;
9.Подготовка к восприятию стихотворения.
-Слушание стихотворения.(Читает учитель).
-Обмен впечатлений.
-Какие чувства испытывает автор?
-Какие чувства хотел нам передать И.А.Бунин?
-Какие чувства пробуждает в вас это стихотворение?
Первичное восприятие.
Ответы детей.
Разграничение области знания и незнания по данной теме.
УУД (познавательные, регулятивные, личностные):
-развитие распределения внимания;
-сохранение учебной задачи;
-способность к снижению состояния дискомфорта.
-создание ситуации речевого высказывания, участие в диалоге;
-формирование умения доказывать свою точку зрения.
-А с помощью чего передаёт свои чувства поэт?
-Какими должны быть эти слова?
-С помощью слов.
-Красивыми, яркими, образными, точными.
10.Первичное восприятие стихотворения
Послушайте, как Бунин передал свои впечатления от осеннего леса, и какие слова ему в этом помогли.
(Использование электронного носителя с аудиоприложением)
11.Вопросы эмоционально- оценочного характера
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
Изменялось ли ваше настроение?
Когда?
Ответы детей.
При необходимости организация диалога.
12.Чтение стихотворения учащимися
а) Чтение по строфам.
б) Объяснение семантики слов, выражений.
в) Выборочное чтение вслух, работа над изобразительными средствами языка
-Прочитайте это стихотворение шёпотом и найдите непонятные слова или выражения.
-Сладостней в бору
-Смолистым ароматом
-По солнечным палатам
-Величавый зной
Ответы детей.
Активизация имеющихся знаний.
УУД (познавательные, регулятивные, личностные):
-развитие распределения внимания;
-сохранение учебной задачи;
-способность к снижению состояния дискомфорта.
13.Физкульт-минутка
Осень замечательная пора, которая вдохновляла не только художников, поэтов, писателей, но и композиторов. И сейчас вы немного отдохнёте под музыку П.И.Чайковского из цикла – «Времена года». «Осенняя песнь». Октябрь. Закройте глаза и представьте осенний лес.
.
Дети слушают классическую музыку
Способствует снятию эмоционального и статического физического напряжения. Способствует поддержанию активной мыслительной
деятельности.
УУД
(коммуникативные):
-формирование умения пользоваться средствами невербального общения.
14. Продолжение работы над изобразительными средствами языка
- Вот в такой тишине мы продолжим работу над произведением.
-Сколько строф в стихотворении?
-Какой вид строфы?
-Работаем карандашом. Выделите рифму.
-Что называется рифмой?
-Какая рифма в этом стихотворении?
-Определите ритм. Поставим ударение.
-Чтение стихотворения с выделением стихотворного ритма.
-Как вы справились с этим этапом? Оцените свою работу с помощью карандашей.
-Напоминаю, что если вы считаете, что выполняли работу без ошибок – зелёный карашдаш, жёлтый– маленькие недочеты, красный, если вы испытывали трудности в этой работе.
-Нарисуйте во второй колонке кружок нужного цвета.
Строфа-это сочетание двух, нескольких стихотворных строк, объединённых системой рифм.
-Четверостишие
Рифма-созвучие.
-Перекрёстная.
-Ритм-повторение в определённом порядке ударных и безударных слогов в строфе.
1 строфа-1 группа
2 строфа-девочки 2 группы
3 строфа-мальчики 2 группы
УУД (познаватель
ные):
-формирование умения работать со стихотворным текстом;
(регуля-
тивные) :
-формирование умения предвидеть трудности, осознание их причин и способов избегания.
-создание ситуации речевого высказывания, участие в диалоге;
-формирование умения доказывать свою точку зрения;
15.Выборочное чтение, соотнесение
-Какие средства художественной выразительности использует И.А.Бунин?
-Выберите эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнение.
-Как вы справились с этим заданием? Оцените свою работу с помощью карандашей.
-Нарисуйте в третьей колонке кружок нужного цвета.
-Метафора-слова, употребляемые в переносном смысле.
-Олицетворение-наделение неживого предмета человеческими чувствами и поступками.
-Эпитет-художественное определение для описания предмета.
-Сравнение-явления природы, предметы сопоставляются с другим чем-то похожим.
УУД (познавательные):
-формирование умения работать со стихотворным текстом;
развитие аналитическо-синтетической операции мышления;
(регуля-
тивные) :
-формирование умения предвидеть трудности, осознание их причин и способов избегания.-
16.Гимнастика для глаз.
-Расслабьтесь, примите удобное положение и повторяйте движения для глаз за нашими помощниками: листочками, облаками и звездочками.
Способствует снятию эмоционального и статического физического напряжения. Способствует поддержанию активной мыслительной деятельности.
УУД
(коммуникативные):
-формирование умения пользоваться средствами невербального общения.
17. Подготовка к чтению вслух целого стихотворения.
- Расставим паузы. Анализ знаков препинания.
-Выделение логических ударений.
-Выбор тона.
-Определите темп.
Постарайтесь прочитать это стихотворение мелодично, спокойно, нежно, соблюдая паузы, логические ударения, т.е. выделяя голосом те сравнения, слова, которые важны для передачи чувств.
-Как вы справились с этим заданием? Оцените свою работу с помощью карандашей.
-Нарисуйте в четвёртой колонке кружок нужного цвета.
Тон-это оттенок речи. Зависит от чувств и мыслей, которые хотят выразить.
Темп -это быстрота, скорость чтения, может меняться.
Читают1-2 ученика.
УУД (познавательные, регулятивные, личностные):
- умение обосновывать свою точку зрения;
18. Рефлексия
- С каким стихотворением познакомились?
- Кто его автор?
-Каков поэтический язык Бунина?
Подведите итоги своей работы по оценочным картам. Инструкция на экране. (Если все круги зелёного цвета или, если среди зелёных есть один жёлтый кружок, то поставьте себе –«5»; если встречаются среди зелёных 2 и более кругов жёлтого цвета или 1 круг красного цвета, а также, если все круги жёлтого цвета, то поставьте себе –«4»; если же встречаются 2 и более кругов красного цвета, то отметка «3». Отметка «3» выставляется по желанию учника. В случае, если ученик не желает получать удовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность улучшить свои показатели на следующем уроке.
«Детство».
-И. А. Бунин
-Красочный, яркий, образный, выразительный.
Определение психо-эмоционального состояния обучающихся к концу урока.
УУД
(коммуникативые, личностные):
-адекватно использовать речевые средствадля решения поставленной задачи;
-формулировать собственное мнение;
-выявлять
учебно- познавательный интерес.
19. Домашнее задание
Выразительно читать стихотворение, нарисовать иллюстрацию
*По желанию –выучить наизусть
- Спасибо за работу.
- Урок окончен.
15