Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа От звука к буквеКалейдоскоп

Управление образования администрации города Бузулука
Оренбургской области

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Бузулука
«Центр детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
методического совета
от «___»августа 2016 г.
Протокол №____

Утверждаю:
Директор МБУДО «ЦДТ «Радуга»
______________ О.Ю. Гостева
«___» августа 2016 г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Калейдоскоп»

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: один год






Автор-составитель:
Филатова Мария Владимировна,
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории







Бузулук, 2016
Содержание


Стр.

I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
3

1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3


1.1.
Направленность программы
3


1.2.
Уровень освоения программы
4


1.3.
Актуальность программы
4


1.4.
Педагогическая целесообразность программы
6


1.5.
Отличительные особенности программы
6


1.6.
Адресат программы
6


1.7.
Объем и сроки освоения программы
6


1.8.
Формы организации образовательного процесса
6


1.9.
Режим занятий
7

2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
7

3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7


3.1.
Учебный план
7


3.3.
Содержание учебного плана
9

4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
13

II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
15

1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
15

2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
21

3.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ
21

4.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
22

5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
36

6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
37

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончике пальцев».
В.А.Сухомлинский

Направленность программы
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны –– усвоение представлений о разнообразных свойствах предметов и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015);
– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;
– Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);
– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
– Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
– Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493).

1.2. Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – базовый. Он предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

1.3. Актуальность программы
Практика показывает, что современные обучающиеся нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести.
Сегодня большое внимание уделяется развитию сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Поэтому именно в этот период начинается этап усвоения и использования сенсорных эталонов. Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в школе.
Более полному представлению о предметах, объектах и явлениях окружающего мира способствуют знания так называемых «особых» свойств предметов, например, веса, вкуса, запаха.
Таким образом, процессы сенсорного и психомоторного развития детей соединяются в один.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» разработана с учетом Региональной программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области.

1.4. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

1.5. Отличительные особенности программы
Нами были проанализированы программы: «Сенсорика» (Дьякова Н.В., Травкиной О.А.), «Радуга» (Бородай О.В.), «Сенсорное развитие» (Камалдинова О.Г.).
Отличительными особенностями данной программы от уже существующих является включение в программу комплексных занятий на развитие зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, развития тактильных ощущений, общей и мелкой моторики, а игры с манкой и элементы изотерапия.

1.6. Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной общеразвивающей программы, 5-7 лет. Состав группы формируется на добровольной основе.

1.7. Объем и сроки освоения программы
Программа рассчитана на 1 год – 144 часа.

1.8. Формы организации образовательного процесса
Формой организации деятельности обучающихся на занятии является групповая, фронтальная, формы проведения занятия – практическое занятие, игровое занятие, контрольное занятие, беседа.

1.9. Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа. Продолжительность занятия – 30 минут. Перемена между занятиями – 15 минут.

2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие и совершенствование сенсомоторных процессов.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- обучить приёмам самомассажа, дыхательным, стимулирующим, глазодвигательным кинезиологическим упражнениям;
- формировать у детей представления о своих сенсорных возможностях;
- формировать восприятие цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
- формировать пространственно-временных ориентировки;
- обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;
- формировать представления о внешних свойствах предметов;
Развивающие задачи:
- развитие тактильных и зрительных анализаторов;
- развитие воображения, образное мышление, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов;
- развитие мелкой и крупной моторики.
- развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств, вестибулярного аппарата и коррекции личностных особенностей, а также релаксации.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство коллективизма, положительное отношение к сверстникам;
- формировать культуру общения и поведения в социуме;
- приобщить ребёнка к здоровому образу жизни.

3. Содержание программы
3.1. Учебный план
№ п/п
Перечень разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации/контроля



Всего
Тео-рия
Прак-тика


1
Вводное занятие
2
2
-
опрос

2
Входной контроль
2
-
2
тестирование

3
Развитие общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, графомоторных навыков
14
1
13
пальчиковая гимнастика

4
Тактильно-двигательное восприятие
6
1
5
дидактическая игра

5
Кинестетическое и кинетическое развитие
8
1
7
упражнения

6
Ориентирование в схеме собственного тела
6
1
5
дидактическая игра

7
Восприятие формы, величины, цвета
6
1
5
дидактическая игра

8
Развитие зрительной памяти и зрительного восприятия
6
1
5
дидактическая игра

9
Восприятие особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений
6
1
5
педагогическое наблюдение

10
Восприятие целостного предмета
6
-
5
дидактическая игра

11
Промежуточный контроль
2
-
2
практическая работа

12
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
8
1
7
логоритмическое упражнение

13
Восприятие пространственных отношений
8
1
7
дидактическая игра

14
Восприятие временных отношений
8
1
7
дидактическая игра

15
Дыхательные упражнения
2
-
2
выполнение упражнений

16
Глазодвигательные упражнения
2
-
2
выполнение упражнений

17
Стимулирующие упражнения
2
-
2
выполнение упражнений

18
Кинезиологические упражнения
2
-
2
выполнение упражнений

19
Релаксация. Релаксационные упражнения
6
1
7
выполнение упражнений

20
Комплексные занятия по сенсомоторике
22
-
22
дидактические игры

21
Итоговая контроль
2
-
2
тестирование

22
Итоговое занятие
2
-
2
педагогическое наблюдение

Итого:
144
12
132


3.2. Содержание учебного плана

Тема 1. Вводное занятие.
Теория. «Сенсорика», «сенсомоторика», виды упражнений в сенсорике, с правила и особенности организаций занятий. План работы творческого объединения на учебный год. Правила поведения на занятиях и режим работы.

Тема 2. Входная диагностика.
Практика. Оценка психомоторного развития (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича).

Тема 3. Развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики.
Теория. Значение развития и совершенствования общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики. Виды упражнений для развития и совершенствования общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики: пальчиковая гимнастика, упражнения на сортировку бусинок, пуговок и т.д., катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами, мозаикой и др.
Практика. Игры и упражнения для развития общей моторики.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики:
Упражнения на развитие статической координации движений.
Упражнения на развитие динамической координации движений.
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
Упражнения на развитие координированных графических движений.
Упражнения с предметами:
Игры.
Упражнения для расслабления рук.

Тема 4. Тактильно-двигательное восприятие.
Теория. Знакомство с понятием «тактильный». Орган осязания – рука. Виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.
Практика.
Лепка из пластилина.
Аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга).
Конструирование из бумаги (оригами).
Рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой».
Игры с песком (манкой).
Сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж рук, использование массажных мячей-валиков.
«Осязательные» ванны.
Игры с цифрами и буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру (букву)», «Покажи цифру (букву)» и т.д.
Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности.

Тема 5. Кинестетическое и кинетическое развитие.
Теория. Кинестетические ощущения. Кинетика: мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм и др.), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний). Двигательное действие.
Практика.
Имитационные упражнения.
Игры на восприятие предметов в движении.
Двигательные упражнения.
Игры на восприятие команды в движении.
Игровые упражнения, помогающие расслабиться, снять мышечное напряжение.
Упражнения на смену положения туловищ
Упражнения на развитие выразительности движений.
Упражнения:
- дыхательные: задувание свечи, выдувание мыльных пузырей и др.;
- на согласование дыхания с движениями рук, на изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движения (под хлопки, под счет, под музыку);
- мимические и пантомимические упражнения.
9. Игры на восприятие роли в движении. Ситуации в движении.

Тема 6.Ориентирование в схеме собственного тела.
Теория. Схема тела. Правая и левая сторона тела. Направления пространства по отношению к себе.
Практика. Игры «Найди пару», «Пол, нос, потолок», задания на расположение составляющих тела, задания на ориентацию в строении собственного тела; упражнение «Проволочный человек», игры «Где право, где лево», «Найди игрушки», «Физкультурники», «Стоп – хлоп – раз», «Свистать всех наверх!»
Тема 7. Восприятие формы, величины, цвета.
Теория. Представление о форме, величине и цвете предметов.
Практика.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.
3. Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета.

Тема 8. Развитие зрительного восприятия.
Теория. Представление о зрительном восприятии. Глазодвигательная система.
Практика.
1. Задания для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения.
2. Упражнения, способствующие развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания.
3. Двигательные упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
4. Специальные упражнения, связанные с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям.
5. Упражнения для развития глазомера.
6. Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия.

Тема 9. Восприятие особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений.
Теория. Органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Осязание. Обоняние. Вкусовые качества. Барические ощущения.
Практика.
1. Дидактические игры на различения запахов предметов.
2. Дидактические игры для развития вкусовых ощущений.
3. Игры для восприятия температурных различий.
4. Дидактические игры на различение ощущений веса разных предметов.
5. Дидактические игры на развитие чувствительности.

Тема 10. Восприятие целостного предмета.
Практика. Игра «Колумбово яйцо», «Мозаика», конструирование сложных форм, задание «Собери разрезанную фигуру», игра «Сложи орнамент», задание « Найди похожие предметы», «Дорисуй лес», упражнение «Определи форму», «Группировка», задание «Сделай по образцу», «Дорисуй лес», «Узнай предмет по описанию», игра «Узнай фигуру, предмет по контуру», «Что изменилось», «Найди по описанию», «Магазин», задание «Выполни по инструкции», «Делаем гирлянду», игра «Угадай, к чему относится», задание «Разложи по инструкции», игра «Не ошибись!», дидактическая игра «Узнай по описанию».

Тема 11. Промежуточная диагностика.
Практика. Практические задания.


Тема 12. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Теория. Ритм, сила, долгота, высота, темп музыки, тихий – громкий, характер музыкальных произведений, слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память и фонематический слух.
Практика.
1. Упражнения, способствующие формированию чувства ритма.
2. Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия.

Тема 13. Восприятие пространственных отношений.
Теория. Пространственная ориентировка. Месторасположение предметов относительно друг друга. Ориентация в пространстве листа и на поверхности парты. В первую очередь детям даются понятия о разных сторонах, углах и частях листа, идет обучение ориентировке на плоскости листа.
Практика.
1. Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве.
2. Графические диктанты.

Тема 14. Восприятие временных отношений.
Теория. Временные представления и понятия. Временная терминология (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно, скоро, долго и т.д.). Временные интервалы: время (части) суток; неделю, месяц, год; времена года, их последовательность и основные признаки. Измерение времени по часам с точностью до минуты и секунды. Определение течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно).
Практика. 1. Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений.

Тема 15. Дыхательные упражнения.
Теория. Понятие о дыхательных упражнениях. Методика выполнения дыхательных упражнений.
Практика. 1. Обучение техники выполнения дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения.

Тема 16. Глазодвигательные упражнения.
Теория. Понятие о глазодвигательных упражнениях. Методика выполнения глазодвигательных упражнений.
Практика. Обучение техники выполнения глазодвигательных упражнений.

Тема 17. Стимулирующие упражнения.
Теория. Понятие о стимулирующих упражнениях. Методика выполнения стимулирующих упражнений.
Практика. Обучение техники выполнения стимулирующих упражнений.

Тема 18. Кинезиологические упражнения.
Теория. Понятие о кинезиологических упражнениях. Методика выполнения кинезиологических упражнений.
Практика. Обучение техники выполнения кинезиологических упражнений.

Тема 19. Релаксация. Релаксационные упражнения.
Теория. Релаксация. Приемы релаксации. Этапы релаксации. Релаксационный настрой. Виды релаксационных упражнений.
практика
Релаксационные настрои.
Методика релаксации для детей «Буратино».
Релаксационные упражнения для мимики лица.
Релаксационные упражнения для детей для расслабления.

Тема 20. Комплексные занятия по сенсомоторике.
Практическая часть:
Глазодвигательные упражнения.
Дыхательноые упражнения.
Кинезиологические упражнения.
Упражнения с мячами.
Массаж, самомассаж.
Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
Игры и упражнения на развитие наблюдательности, внимания, моторно-слуховой памяти, воображения, творческого мышления, координации движений в пространстве, памяти, концентрации и распределения внимания,
Релаксационные упражнения.
Игры с манкой.
Изотерапия.

Тема 21. Итоговая диагностика.
Практика. Исследование сенсомоторного развития обучающихся.

Тема 22. Итоговое занятие.
Практика.
Подведение итогов по реализации программы в учебном году.

4. Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- чувство коллективизма, положительное отношение к сверстникам;
- культура общения и поведения в социуме;
- интерес ребёнка к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
У обучающихся будут сформированы действия:
– владение навыками организации и планирования работы;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
Коммуникативные УУД:
У обучающихся будут сформированы действия:
– включаться в совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
– контролировать и выражать свои действия в речи;
– принимать участие в работе парами и группами.
Познавательные УУД:
– развиты психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие), органы чувств, вестибулярный аппарат;
– развиты познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, способности;
– развиты тактильные и зрительные анализаторы;
– развиты воображение, образное мышление;
– развита мелкая и крупная моторика.
Предметные УУД:
В результате реализации программы обучающиеся будут:
- уметь выполнять самомассаж, дыхательные, стимулирующие, глазодвигательные, кинезиологические упражнения;
- сформированы представления о своих сенсорных возможностях;
- сформировано умение воспринимать и представлять предметы и явления;
- сформировано умение воспринимать цвет, звука, ритм;
- сформированы представления о внешних свойствах предметов;
- формировать представления о внешних свойствах предметов;
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1. Календарный учебный график
№ п/п
Месяц
Число
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма
аттестации/ контроля

1


13.30-14.45
Беседа
2
Вводное занятие
учебный
кабинет
Опрос




12.45-14.00






2


13.30-14.45
Контрольное занятие
2
Входная диагностика
учебный
кабинет
Диагностические задания




12.45-14.00






3


13.30-14.45
Беседа с элементами игры
2
Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






4


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
учебный
кабинет
Графический диктант




12.45-14.00






5


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






6


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






7


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
учебный
кабинет
Штриховка




12.45-14.00






8


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






9


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
учебный
кабинет
Пальчиковая гимнастика




12.45-14.00






10


13.30-14.45
Беседа с элементами игры
2
Тактильно-двигательное восприятие
учебный
кабинет
Опрос




12.45-14.00






11


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Тактильно-двигательное восприятие
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






12


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Тактильно-двигательное восприятие
учебный
кабинет
Мини-выставка




12.45-14.00






13


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Тактильно-двигательное восприятие
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






14


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Тактильно-двигательное восприятие
учебный
кабинет
Мини-выставка




12.45-14.00






15


13.30-14.45
Игровое зантие
2
Тактильно-двигательное восприятие
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






16


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Тактильно-двигательное восприятие
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






17


13.30-14.45
Беседа с элементами игры
2
Кинестетическое и кинетическое развитие
учебный
кабинет
Опрос




12.45-14.00






18


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Кинестетическое и кинетическое развитие
учебный
кабинет
Имитационные упражнения




12.45-14.00






19


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Кинестетическое и кинетическое развитие
учебный
кабинет
Выполнение упражнений




12.45-14.00






20


13.30-14.45
Беседа с элементами игры
2
Ориентирование в схеме собственного тела
учебный
кабинет
Опрос




12.45-14.00






21


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Ориентирование в схеме собственного тела
учебный
кабинет
Выполнение упражнений




12.45-14.00






22


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Ориентирование в схеме собственного тела
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






23


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Ориентирование в схеме собственного тела
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






24


13.30-14.45
Беседа с элементами игры
2
Восприятие формы, величины, цвета
учебный
кабинет
Опрос




12.45-14.00






25


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Восприятие формы, величины, цвета
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






26


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Восприятие формы, величины, цвета
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






27


13.30-14.45
Беседа с элементами игры
2
Развитие зрительного восприятия
учебный
кабинет
Опрос




12.45-14.00






28


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Развитие зрительного восприятия
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






29


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Развитие зрительного восприятия
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






30


13.30-14.45
Беседа с элементами игры
2
Восприятие особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений
учебный
кабинет
Опрос




12.45-14.00






31


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Восприятие особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






32


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Восприятие особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






33


13.30-14.45
Беседа с элементами игры
2
Восприятие целостного предмета
учебный
кабинет
Опрос




12.45-14.00






34


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Восприятие целостного предмета
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






35


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Восприятие целостного предмета
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






36


13.30-14.45
Контрольное занятие
2
Промежуточный контроль
учебный
кабинет
Практическая работа




12.45-14.00






37


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Развитие слухового восприятия
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






38


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Развитие слухового восприятия
учебный
кабинет
Музыкально-ритмическая игра




12.45-14.00






39


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Развитие слухового восприятия
учебный
кабинет
Логоритмическое упражнение




12.45-14.00






40


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Развитие слухового восприятия
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






41


13.30-14.45
Беседа с элементами игры
2
Восприятие пространственных отношений
учебный
кабинет
Опрос




12.45-14.00






42


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Восприятие пространственных отношений
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






43


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Восприятие пространственных отношений
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






44


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Восприятие пространственных отношений
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






45


13.30-14.45
Беседа с элементами игры
2
Восприятие временных отношений
учебный
кабинет
Опрос




12.45-14.00






46


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Восприятие временных отношений
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






47


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Восприятие временных отношений
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






48


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Восприятие временных отношений
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






49


13.30-14.45
12.45-14.00
Беседа
2
Глазодвигательные упражнения
учебный
кабинет
Опрос

50


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Стимулирующие упражнения
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






51


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Кинезиологические упражнения
учебный
кабинет
Выполнение упражнений




12.45-14.00






52


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Релаксационные упражнения
учебный
кабинет
Выполнение упражнений




12.45-14.00






53


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Выполнение упражнений




12.45-14.00






54


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Выполнение упражнений




12.45-14.00






55


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Выполнение упражнений




12.45-14.00






56


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






57


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






58


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






59


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






60


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






61


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






62


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






63


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






64


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






65


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






66


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






67


13.30-14.45
12.45-14.00
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Дидактическая игра

68


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






69


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






70


13.30-14.45
Практическое занятие
2
Комплексные занятия по сенсомоторике
учебный
кабинет
Дидактическая игра




12.45-14.00






71


13.30-14.45
Контрольное занятие
2
Итоговый контроль
учебный
кабинет
Тестирование




12.45-14.00






72


13.30-14.45
Игровое занятие
2
Итоговое занятие
учебный
кабинет
Педагогическое наблюдение




12.45-14.00






Условия реализации программы

Техническое оснащение занятий
Оборудование: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий. Рабочая зона для занятий: 1 стол и стул для педагога, 8 столов и 16 стульев для воспитанников, рассчитанные на дошкольный возраст (согласно требованиям СанПиНа); настольные игры, природный материал, музыкальные инструменты, пуговицы, крупа и т.д.
Игровая зона – пространство для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам. Это места для сюжетной игры, настольных игр и дидактических упражнений, конструирования, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, дидактических материалов, игрушек, игрушки мягкие и пластмассовые.
Технические средства обучения: телевизор, ноутбук, колонки.
Информационное обеспечение
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
Дидактический материал
Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»
Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока)
Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки
Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны)
Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
Кадровое обеспечение.
Программа реализуется педагогом дополнитель
·