Рабочая программа Волшебные спицы


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«СОШ №111» г. Перми
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим коллективом директор МАОУ «СОШ №111»
МАОУ «СОШ №111» Г.В. Мошева________________
Протокол № 1 «___» ________________2015г.
От «31» августа 2015г.
Авторская программа специального курса по вязанию на спицах "Волшебные спицы" в 5 классе на 2015-2016 учебный год
Учитель биологии МАОУ «СОШ№ 111»
Новикова Татьяна Анатольевна
Пермь 2015г.
Пояснительная записка
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Цель программы:  Формирование осознанного выбора профессиональной сферы деятельности после окончания основной школы
В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
Формировать интерес к рукоделию.
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных рисунков вязания на спицах
Развивать и корригировать художественный вкус и творческую инициативу.
Программа составлена на основе личного опыта.
Программа предназначена для обучающихся 5-7 классов. Курс рассчитан на 3 года обучения. Срок реализации в 2015 -2016 учебном году 17учебных часов.
Программа написана применительно к условиям МАОУ «СОШ»111», в рамках реализации муниципальной модели основной школы города Перми.
Основная идея содержания программы: Обучение учащихся вязанию на спицах, навыки которой, помогут им в профессиональном самоопределении.
Формы и методы обучения и воспитания
Учитывая мотивацию и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Занятия строятся с учетом первоначальных навыков работы со спицами, скоростью работы и индивидуальными запросами учащихся.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Обучающиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества.
Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
Безопасные приемы работы.
Начальные сведения о цветовом сочетании.
Основные рабочие приемы вязания спицами
Условные обозначения вязальных петель.
Порядок чтения схем для вязания спицами.
Должны уметь:
Пользоваться схематичным описанием рисунка.
Выполнять простейшие элементы вязания на спицах.
Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
Подбирать инструменты и материалы для работы.
Изготавливать изделие.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Содержание программы
Тема №1 (1 час)
Вводное занятие
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2 (1 час)
Вязание спицами. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы.
Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков.
Тема №3 (1 час)
Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.Закрытие петель.
Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
Тема №4 (4 часа)
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.
Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления носка.
Практическая работа. Выполнить манжету носка.
Тема №5 (4 часа)
Вязание носков.
Особенности вязания обыкновенной пятки
. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.
Практическая работа: Вязание носков.
Тема №6 (2 часа)
Рисунки в вязании спицами.
Схемы рисунков. Способы расчета петель.
Практическая работа. Выполнение образца рисунка
Тема №7 (4 часа)
Выполнение изделия (по выбору учащегося)
Практическая работа. Вязание изделия. Выставка.(Отчетная работа)
Список литературы
А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
Технология: поурочные планы по разделу “Вязание”. 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006. – 200 с.
Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 191 с.