Конспект урока по литературному чтению Стихотворения о первом снеге в творчестве русских поэтов2 класс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
I – III СТУПЕНЕЙ №78
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по литературному чтению
на тему: « Стихотворения о первом снеге в творчестве русских поэтов»
Выполнила
учитель начальных классов
Куценко Виктория Анатольевна
(специалист высшей категории)
звание «Учитель – методист»
2015г.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
2 классТема урока. Нравится ли тебе зима? Зимние загадки.
И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»,
К.Д. Бальмонт «Светло – пушистая снежинка белая …»,
Я.Л. Аким «Утром кот принес на лапках белый снег…» Цели урока. Познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов;
развивать память, внимание, формировать навыки чтения,
сравнения и анализа; воспитывать любовь к природе и
русской словесности.
Оборудование. Плакат «Зимушка-зима», иллюстрации зимних пейзажей,
использование ИКТ, снежная книга сюрпризов,
вырезанные снежинки, объемная елка, новогодние игрушки
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Эмоциональный настрой на урок.
- Уважаемые гости и дети, добро пожаловать на урок чтения.
ІІІ. Определение темы и целей урока.
- Ребята, давайте определим тему нашего урока. А для этого отгадайте загадку:
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым,
Всё, что видит на пути. (Снег)
- Так о чём мы сегодня будем читать? (О снеге).
- Правильно, мы сегодня будем читать о снеге, и не просто о снеге, а о первом снеге. На календаре уже наступила зима. Мы надеемся, что в природе она тоже наступит. (СЛАЙД №1)
- А вот, что мы будем читать о первом снеге: рассказы, стихотворения, а может быть сказки?
- Вы ответите на этот вопрос, если меня внимательно послушаете.
( Чтение учителем статьи в учебнике с. 188)
- Что же мы будем читать на уроке? (Стихотворения)
- О чем? (О первом снеге)
Итак, тема нашего урока: «Стихотворения о первом снеге». (СЛАЙД №2)
- Чему вы будете учиться на уроке? (Выразительно читать стихотворения)
ІV. Изучение нового материала.
Отгадывание загадок (СЛАЙД № 3)
Запорошила дорожки, Пушистый ковер
Разукрасила окошки. Не руками ткан,
Радость детям подарила Не шелками шит.
И на санках прокатила. (Зима) При солнце, при месяце
Невидимкой, осторожно Серебром блестит.
Он является ко мне (Снег)
И рисует, как художник, Гуляю в поле,
Он узоры на окне. (Мороз) Летаю на воле,
В мороз - лежит, Кручу, бурчу,
в тепло - бежит, Знать никого не хочу.
Прозрачное, а не стекло, Вдоль села пробегаю,
Пригреешь – Сугробы наметаю. (Вьюга)
собрать не успеешь. (Лед)
Белый дед, белее нет В белом бархате деревня -
Старый, горбатый, И заборы, и деревья.
Лежит возле хаты А как ветер нападет,
Лежит всю зиму – Этот бархат опадет.
Никто не поднимет. (Иней)
Весна придет -
Он сам уйдет. (Сугроб)
Знакомство со стихотворением И. Бунина.
1. Предварительная беседа.
- Кто из вас видел, как шёл первый снег? Расскажите об этом.
(Он шёл медленно, неторопливо, и всё, что попадалось ему на пути, раскрашивал в белый цвет.) ( СЛАЙД №4 )- А вот как рассказал о первом снеге в своём стихотворении Иван Бунин. ( СЛАЙД № 5 )2. Первичное восприятие.
Чтение стихотворения учителем с. 190.
- Какую картину нарисовало ваше воображение? (СЛАЙД№ 6)
3. Работа над анализом стихотворения.
- Прочитайте первую строфу и скажите о каком времени дня в ней говорится: это утро, день или вечер? (Это вечер.)
- Как вы догадались? (Закат бывает только вечером.) ( СЛАЙД №7)
- Ещё раз перечитайте первую строфу и найдите непонятные вам слова или сочетания слов.
Словарная работа. ( СЛАЙД №8)
Холодом пахнуло – стало холодно, повеяло холодом, подул холодный ветер.
Ярким пурпуром зажглися – пурпурный, так называют красный цвет; небо стало красным, огненным, говорят, что это к непогоде.
Пурпуром – ударение на первый слог.
Пред – перед.
-Итак, вечером стало холодно, небо было красным.
- Что же случилось ночью и утром на рассвете? Прочитайте об этом во второй строфе.
- Какая погода была ночью? Прочитайте.
- Что значит «буря бушевала»? (Дул сильный порывистый ветер.)
- Прочитайте, что случилось на рассвете? (СЛАЙД №9)
- Что значит «первым снегом понесло»? ( Ветер со снегом.) (СЛАЙД №10)
- Прочитайте третью строфу.
- Что увидели люди утром, когда проснулись? (Выпал первый снег. Всё покрыто снегом. Улетают последние гуси.) (СЛАЙД №12)
- Какое настроение у поэта: грустное или радостное? (Поэт радуется обновлению природы.)
4. Подготовка к выразительному чтению.
- Расставьте паузы в этом стихотворении и потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов.
- Проверьте, правильно ли вы расставили паузы?
5. Выразительное чтение стихотворения детьми.
Знакомство со стихотворением К. Бальмонта с. 191
1. Предварительная беседа.
- Ребята, перед вами снежная книга сюрпризов, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что в ней лежит.
Покружилась звездочка
в воздухе немножко,
Села и растаяла
на моей ладошке. (Снежинка)
- Давайте ими украсим деревья. Дети первого ряда прикрепляют снежинки на ветви первого дерева, второго ряда - на ветви второго дерева, а дети третьего ряда - на ветви третьего дерева. Прикрепите их к ветвям деревьев и мы сможем вместе ими полюбоваться.
(Дети крепят снежинки к ветвям деревьев.)
- Снежинки всегда такие разные и очень-очень красивые.
- Послушайте, какой увидел снежинку К. Бальмонт и как он описал её в своём стихотворении. (СЛАЙД №13)
2. Чтения стихотворения ученицами. (СЛАЙДЫ №14, 16, 18, 20, 21,15)
3. Работа по содержанию стихотворения. С.191
- Понравилось ли вам стихотворение?
- О чём оно? (О снежинке.)
- Перечитайте ещё раз стихотворение и найдите слова, которые использует автор для её описания. (Белая, светло-пушистая, смелая, умелая, чистая.) (СЛАЙД №21)
- С чем сравнивает автор снежинку? (Со звездой.)
-А почему? (Она прилетела к нам с неба.)
- На слайде я перечислила несколько человеческих чувств.
- Подумайте и скажите, какие чувства выразил поэт по отношению к снежинке? (Восхищение, радость, удивление, сожаление.) (СЛАЙД №22)
- Попробуйте передать эти чувства при чтении стихотворения.
4. Подготовка к выразительному чтению.
5. Выразительное чтение стихотворения детьми.
Физкультминутка (под музыку П.И.Чайковского из альбома «Времена года», пьеса «Декабрь») (СЛАЙД №23)
6. Составление синквейна (сенкана). (СЛАЙД Ы №24, 25)
Ключевое слово «Снежинка»
Знакомство со стихотворением Я. Акима. С. 192 (СЛАЙД № 26)
- Дети, а какие развлечения приносит снег для вас?
- Прочитайте стихотворение Я. Акима и скажите, кто принёс детям известие о первом снеге? (СЛАЙД № 27)
- Обрадовались этому известию дети? (СЛАЙД №28)
- Почему? (СЛАЙДЫ № 29,30)
- Как будем читать это стихотворение? (Радостно.)
(Выразительное чтение стихотворения детьми.)
V. Итог.
- Мы прочитали три стихотворения разных поэтов о первом снеге. Скажите, какое общее чувство передали они в своих стихах. (Чувство радости)
- Зимняя природа побуждает творить чудеса, не оставила она равнодушными и вас. Давайте заглянем в зимнюю книгу. В ней ваши рисунки.
- А ещё ребята сочинили стихи, которые с удовольствием вам расскажут. (Дети читают стихи.)
- Вот и подходит к концу наш урок, давайте запишем домашнее задание.
(с.190-193, выразительное чтение по выбору.) (СЛАЙД №32)
VІ. Рефлексия. (СЛАЙД №33)
(На доске рисунок или объемная искусственная ёлки)
- Первый снег принёс нам ещё и ожидание самого любимого праздника. Посмотрите, что ещё есть в снежной книге. (Достаю ёлку.)
Если вам было на уроке интересно, то прикрепите на нашу ёлочку красный шарик, а если вы скучали, то жёлтый. (СЛАЙД №34)