Конспект урока по литературному чтению  Стихотворения о первом снеге в творчестве русских поэтов2 класс 
           МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ
        ДОНЕЦКОЙ  НАРОДНОЙ  РЕСПУБЛИКИ
         ДОНЕЦКАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА 
            I – III    СТУПЕНЕЙ  №78
          ОТКРЫТЫЙ   УРОК
                     по  литературному  чтению
на тему:  « Стихотворения    о   первом  снеге  в  творчестве   русских   поэтов»
                         Выполнила
                                                    учитель начальных классов
                                                            Куценко Виктория Анатольевна
                                                         (специалист высшей  категории)
                                                    звание «Учитель – методист» 
                                 
                                                    2015г.
                                 ЛИТЕРАТУРНОЕ   ЧТЕНИЕ
                                                   2  классТема урока.  Нравится   ли   тебе   зима? Зимние   загадки.
                      И.А. Бунин «Зимним   холодом  пахнуло…», 
                      К.Д. Бальмонт «Светло – пушистая   снежинка   белая …»,
                     Я.Л. Аким «Утром   кот   принес   на   лапках   белый   снег…»            Цели урока. Познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов;
                  развивать   память, внимание,     формировать   навыки чтения,
                  сравнения  и  анализа;   воспитывать  любовь  к природе   и      
                   русской словесности. 
Оборудование. Плакат «Зимушка-зима», иллюстрации зимних  пейзажей,
                           использование  ИКТ, снежная  книга  сюрпризов,
                           вырезанные снежинки, объемная   елка, новогодние  игрушки                               
Ход урока 
І. Организационный момент.
ІІ. Эмоциональный настрой на урок.
- Уважаемые гости и дети, добро пожаловать на  урок  чтения. 
ІІІ. Определение темы и целей урока.
- Ребята, давайте определим тему нашего урока. А для этого отгадайте загадку:
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым,
Всё, что видит на пути. (Снег) 
- Так о чём мы сегодня будем читать? (О снеге).
- Правильно, мы сегодня будем читать о снеге, и не просто о снеге, а о первом снеге. На   календаре   уже   наступила   зима.  Мы   надеемся,  что  в природе  она    тоже    наступит.  (СЛАЙД №1)
- А вот, что мы будем читать о первом снеге: рассказы, стихотворения, а может быть сказки?
- Вы ответите на этот вопрос, если меня внимательно послушаете.
( Чтение учителем статьи в учебнике с. 188)
- Что же мы будем читать на уроке? (Стихотворения)
- О чем? (О первом снеге)
Итак, тема нашего урока: «Стихотворения о первом снеге». (СЛАЙД №2)
- Чему   вы  будете   учиться   на уроке?  (Выразительно читать стихотворения)
 ІV. Изучение нового материала.
Отгадывание   загадок (СЛАЙД № 3)
Запорошила   дорожки,                                               Пушистый   ковер
Разукрасила  окошки.                                                 Не   руками   ткан,
Радость   детям   подарила                                         Не   шелками   шит.                                                          
И  на   санках  прокатила.  (Зима)                              При  солнце,  при  месяце
Невидимкой,  осторожно                                             Серебром  блестит.
Он   является   ко  мне                                                                                    (Снег)
И  рисует,  как  художник,                                          Гуляю  в  поле,
Он  узоры   на  окне. (Мороз)                                    Летаю   на  воле,
В  мороз  -  лежит,                                                       Кручу,  бурчу,
в  тепло  -   бежит,                                                      Знать   никого   не  хочу.
Прозрачное,  а  не   стекло,                                        Вдоль  села  пробегаю,
Пригреешь –                                                                 Сугробы  наметаю.  (Вьюга)
собрать  не  успеешь. (Лед)
Белый   дед,  белее  нет                                            В   белом   бархате  деревня -
Старый,  горбатый,                                                   И   заборы,  и  деревья.
Лежит   возле   хаты                                                  А   как   ветер   нападет,                
Лежит  всю   зиму –                                                   Этот   бархат   опадет.
Никто  не  поднимет.                                                                                      (Иней)
Весна  придет  -  
Он  сам   уйдет.  (Сугроб)
Знакомство со стихотворением И. Бунина.   
1.    Предварительная беседа.
- Кто из вас видел, как шёл первый снег? Расскажите об этом.
(Он  шёл медленно,   неторопливо, и    всё, что попадалось ему на пути, раскрашивал  в белый цвет.) ( СЛАЙД  №4 )- А вот как рассказал о первом снеге в своём стихотворении  Иван Бунин.                  ( СЛАЙД  № 5 )2.    Первичное восприятие.
Чтение стихотворения учителем с. 190.
- Какую картину нарисовало ваше воображение?  (СЛАЙД№ 6) 
3.    Работа над анализом стихотворения.
-  Прочитайте первую строфу  и  скажите  о  каком времени дня в ней говорится: это утро, день или вечер? (Это вечер.)
- Как вы догадались? (Закат бывает только вечером.) ( СЛАЙД №7)
- Ещё раз перечитайте первую строфу и найдите непонятные вам слова или сочетания слов. 
Словарная работа. ( СЛАЙД №8)
Холодом пахнуло – стало холодно, повеяло холодом, подул холодный ветер.
Ярким пурпуром зажглися  –  пурпурный, так называют красный цвет; небо стало красным, огненным, говорят, что это к непогоде.
Пурпуром  –  ударение на первый слог.
Пред  –  перед. 
-Итак, вечером стало холодно, небо было красным.
- Что же случилось ночью и утром на рассвете? Прочитайте об этом во второй строфе.
- Какая погода была ночью?  Прочитайте.
- Что значит «буря бушевала»? (Дул сильный порывистый ветер.)
- Прочитайте, что случилось на рассвете?  (СЛАЙД №9)
- Что значит «первым снегом понесло»? ( Ветер со снегом.) (СЛАЙД №10)
- Прочитайте третью строфу.
- Что увидели люди утром, когда проснулись? (Выпал первый снег. Всё покрыто снегом. Улетают последние гуси.) (СЛАЙД №12)
- Какое настроение у поэта: грустное или радостное? (Поэт радуется обновлению природы.) 
4.    Подготовка к выразительному чтению.
-  Расставьте паузы в этом стихотворении и потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов.
    - Проверьте, правильно ли вы расставили паузы? 
5.    Выразительное чтение стихотворения детьми. 
Знакомство со стихотворением К. Бальмонта с. 191
1.  Предварительная беседа.
- Ребята, перед вами снежная книга сюрпризов, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что в ней лежит. 
Покружилась    звездочка
                     в воздухе немножко,
Села и растаяла
                       на моей ладошке. (Снежинка) 
- Давайте ими украсим деревья. Дети   первого   ряда  прикрепляют  снежинки   на ветви   первого  дерева, второго   ряда  -  на  ветви  второго   дерева,  а  дети  третьего  ряда -  на  ветви    третьего   дерева.  Прикрепите их  к      ветвям  деревьев    и  мы сможем   вместе  ими полюбоваться.
(Дети крепят снежинки к  ветвям   деревьев.)
- Снежинки всегда такие разные и очень-очень красивые.
- Послушайте, какой увидел снежинку К. Бальмонт и как он описал её в своём стихотворении. (СЛАЙД №13)
2. Чтения стихотворения ученицами. (СЛАЙДЫ №14, 16, 18, 20, 21,15)  
3.    Работа по содержанию стихотворения. С.191
- Понравилось ли вам стихотворение?
- О чём оно? (О снежинке.)
- Перечитайте ещё раз стихотворение и найдите слова, которые использует автор для её описания. (Белая, светло-пушистая, смелая, умелая, чистая.) (СЛАЙД №21)
- С чем сравнивает автор снежинку? (Со звездой.)
-А почему? (Она прилетела к нам с неба.)
- На     слайде   я перечислила несколько человеческих чувств.
- Подумайте и скажите, какие чувства выразил  поэт по отношению к снежинке? (Восхищение, радость, удивление, сожаление.)   (СЛАЙД №22)
- Попробуйте передать эти чувства при чтении стихотворения.
    4. Подготовка к выразительному чтению.
    5. Выразительное чтение стихотворения детьми. 
         Физкультминутка (под   музыку  П.И.Чайковского из  альбома  «Времена   года», пьеса  «Декабрь») (СЛАЙД №23)
    6. Составление  синквейна  (сенкана).  (СЛАЙД Ы №24, 25)
       Ключевое  слово  «Снежинка» 
Знакомство со стихотворением  Я.  Акима. С. 192 (СЛАЙД № 26)
- Дети, а какие развлечения приносит снег для вас?
- Прочитайте стихотворение Я. Акима и скажите, кто принёс детям известие о первом снеге? (СЛАЙД № 27)
- Обрадовались этому известию дети? (СЛАЙД  №28)
- Почему? (СЛАЙДЫ  № 29,30)
- Как будем читать это стихотворение? (Радостно.)
(Выразительное чтение стихотворения детьми.) 
V. Итог. 
- Мы прочитали три стихотворения разных поэтов о первом снеге. Скажите, какое общее чувство передали они в своих стихах. (Чувство радости)
- Зимняя природа побуждает творить чудеса, не оставила она равнодушными и вас. Давайте заглянем в зимнюю книгу. В  ней   ваши  рисунки.
- А ещё ребята сочинили стихи, которые с удовольствием вам расскажут.     (Дети читают стихи.)
- Вот и подходит к концу наш урок, давайте запишем домашнее задание.
(с.190-193, выразительное чтение по выбору.)   (СЛАЙД №32)
 VІ. Рефлексия. (СЛАЙД №33)
(На доске рисунок  или   объемная   искусственная   ёлки)
- Первый снег принёс нам ещё и ожидание самого любимого праздника. Посмотрите, что ещё есть в снежной книге. (Достаю ёлку.)
Если вам было на уроке интересно, то прикрепите на нашу ёлочку красный шарик, а если вы скучали, то жёлтый. (СЛАЙД №34)