Урок чтения по теме: Стихи о первом снеге. И.Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким

Открытый урок по литературному чтению
во 2 «А» классе
Шахминой Л.И.
по теме «Люблю природу русскую. Зима».
И.А.Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким.
Стихотворения о первом снеге.
Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме; развивать память, внимание и навык выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Оборудование: карточки - помощницы к загадкам, репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».
Ход урока.
I.Проверка домашнего задания.
II.Актуализация знаний.
Слайд 2.
Читаю вступительную статью к разделу, дети следят по тексту.
Слайды 3,4,5.
- Какие ассоциации возникают у мальчика со словом ЗИМА?
-Чем стихотворения отличаются от прозы?
Cлайды 6, 7, 8, 9, 10, 11.
-Прочитайте загадки. Среди них найдите стихотворные.
-Какая загадка не является стихотворением? Почему?(карточки – помощницы ).
-Что значит «СЕРЕБРОМ ДЕРЕВЬЯ УБИРАЕТ»? Как вы понимаете эти слова?
III. Постановка цели урока.
Слайд 12.
-Посмотрите, ребята, на картину на доске. Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году. Называется она «Первый снег».
-Какое впечатление она на вас произвела?
-Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?
-Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинтересовало в этой картине?
-Какие вопросы у вас возникли?
-Сегодня мы будем читать и сравнивать стихи разных поэтов о первом снеге. Я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить свою точку зрения.
IV. Изучение нового материала.
Слайд 13.
1. Чтение стихотворения И.А.Бунина учителем.
-Какую картину нарисовало ваше воображение?
-Какой день, какую погоду вы себе представили?
-Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором стихотворения, радостное, ликующее, торжествующее?
-Подберите слова-определения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.
-Есть ли в стихотворении непонятные слова? Давайте найдем толкование в словаре в конце книги.
-Какие слова вы бы выделили голосом при чтении? Почему?
Слайд 14.
-Потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов:
Ярким пурпуром (ударение на 1 слоге)
Пред закатом (не перед!)
2. Выразительное чтение 2-3 учениками.
Слайд 15.
3. Выразительное чтение учителем стихотворения К.Бальмонта.
-Понравилось ли вам стихотворение?
Слайд 16.
-Какой день вы себе представили, слушая стихотворение: пасмурный или ясный, солнечный или хмурый, тихий безветренный или ветреный, морозный? Опишите.
-Какие определения дает поэт снежинке? Найдите в тексте и прочитайте.
-Почему поэт сравнивает снежинку со звездой?
-Как поэт называет небо? Почему?
-Сравните небо в этом стихотворении и в предыдущем.
4.Выразительное чтение стихотворения 2 детьми.
V.Физминутка.
VI.Закрепление изученного материала.
Слайд 17.
1.Техника чтения, словарная работа.
- Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами.
Кру – жит – ся – кружится
Рас – сте – лить – расстелить
При – кор - нул – прикорнул
Са – лаз – ки – салазки
- Объясните значение двух последних слов.
- Прочитайте стихотворение Я.Л.Акима. Какое настроение передаёт автор стихотворения?
-Какой день вы представили себе, читая это стихотворение?
-Какую картину нарисовало ваше воображение?
2.Выразительное чтение стихотворения 2-3 учениками.
3.Ответы на вопросы №1,2,3 на с. 193 учебника.
VII. Итог урока.
Слайд 18.

-Сегодня мы прочитали 3 стихотворения о первом снеге.
Какое же из них больше подходит для описания картины Пластова ? Докажите свою точку зрения.
VIII. Домашнее задание.
Задания №4, №5 на с. 193 (выучить наизусть).




15